КПД лишним не будет

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА

Новая организация – Коалиция Петербургского Действия «Градозащита» — появилась на общественно-политическом небосклоне северной столицы. Цели и намерения, заявленные инициаторами проекта, у кого-то вызывают безусловное уважение, у кого-то — надежду, а у кого-то — вопросы. Сумеют ли «градозащитники новой волны» занять, вернее — завоевать свою нишу и доказать свою востребованность в столь непростой исторический момент?

Костяк новой организации сформировался из представителей движения «Охтинская дуга», Партии народной свободы (ПарНаС), «Другой России», группы «Экология рядовой архитектуры» (ЭРА), общественной приёмной депутата Государственной Думы Ильи Пономарёва («Справедливая Россия»). В ближайшее время КПД «Градозащита» ожидает пополнение в лице активистов целого ряда общественно-политических структур и инициативных групп граждан, а также просто неравнодушных петербуржцев (в том числе создателей популярных независимых сетевых ресурсов).

24 квартала Кировского района - от станции метро "Нарвская" до станции метро "Кировский завод" - находятся под угрозой "коврового сноса"

Насколько можно судить, отличие коалиции от других подобных движений и объединений состоит ещё и в том, что её участники трактуют понятие градозащиты гораздо шире, нежели это было принято до сих пор. Речь идёт не только о противостоянии попыткам властей и инвесторов снести или изменить до неузнаваемости ценные исторические постройки, но и о защите прав петербуржцев в самых разных аспектах, касающихся жизни города и его обитателей. Признание «аварийным» ремонтопригодного жилья в центральных районах Петербурга с последующим изъятием его «для госнужд» (а на самом деле – для строительства очередного отеля или бизнес-центра), непрекращающаяся уплотнительная застройка, захват чердаков и подвалов в многоквартирных домах, уничтожение бульваров и парков – вот лишь малая часть проблем мегаполиса, которыми намерены вплотную заняться градозащитники-новаторы.

Одна из самых острых сегодня городских тем, на которой сосредоточат свои усилия участники нового общественного объединения, – так называемая программа реновации, затрагивающая интересы полутора сотен тысяч петербуржцев. Шутка ли – только в районе Нарвской заставы под снос предназначены более 120 домов, которые стараниями экспертов ОАО «Спецпроектреставрация» были зачислены в разряд «не имеющих историко-культурной ценности». Характерно, что ключевой раздел «Выводы» Акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы руководящие сотрудники института (полное название которого – «СПб НИиПИ по реставрации памятников истории и культуры), открывают словами: «Учитывая особую социальную и экономическую значимость реализации программы»… (жирным выделено в оригинале). Каким образом цели и задачи «реставрации» сопрягаются с экономикой коммерческого проекта, и тем более – с какой стати одно обуславливает другое, специалисты благоразумно не поясняют. Зато последствия данной экспертизы, которые удаётся вычленить, продравшись сквозь сонм бюрократических формулировок, вполне очевидны. «Допускается исключение для территории кварталов №№ 9, 10, 11, 16, 20, восточной части квартала 22 <…> требования <…> «не допускается снос» — переводя с русского на русский, путём поглощения получаем: «Допускается снос исторических зданий».

В 30-е годы в Кировском районе для рабочих Кировского и других заводов начали возводить жилые кварталы на месте бывшего села Спасское. Десятки двух-, трех- и пятиэтажных домов образовали уютные кварталы с тихими небольшими улицами и открытыми дворами. Всего в полусотне метров от шумного проспекта Стачек

«Уму непостижимо! С каких это пор позволено грубо нарушать закон, прикрываясь «социальной и экономической значимостью»? Это социально значимый обман жителей кварталов! – возмутился в беседе с корреспондентом «Нового смысла» представитель Митрофаниевского союза Николай Лаврентьев. — В зонах охраны можно проводить только историко-культурную экспертизу на возможность превышения допустимой высоты. Экспертиза на «ценность» или не «ценность» существующей застройки исключена. Основанием для сноса может являться только неустранимая аварийность, и только при условии воссоздания внешнего облика дома. Чьи-то глубокомысленные выводы об «отсутствии ценности застройки» — это двойные стандарты, самоуправство и прямое нарушение закона 820-7».

Активисты КПД «Градозащита» уже организовали среди жильцов кварталов, чьи дома собираются сносить, сбор подписей под обращением к губернатору и другим органам власти. В ближайшие недели планируется проведение массовых акций протеста непосредственно в районах насильственной реновации и у офиса компании «СПб Реновация», претворяющей скандальный «проект века» в жизнь. К слову, компания контролируется видными единороссами и их родственниками.

Жильцы квартала уже предупреждены о том, что им нужно собирать вещи и готовиться к переезду

Градозащитники собираются помогать и рядовым жителям домов-памятников в центре города, которые оказались сегодня в крайне незавидном положении (и жители, и дома). «Простых» собственников обложили со всех сторон: с одной стороны — богатые и знаменитые граждане, скупающие недвижимость в таких домах целыми этажами (флигелями, подъездами), прикладывают все возможные усилия, чтобы выдавить «непрестижных» соседей, мешающих превратить жильё в «полноценный элитный комплекс». С другой стороны – оккупировавшие исторические здания чиновники, бизнесмены и члены их семейств активно перестраивают и переоборудуют раритетные, охраняемые, казалось бы, объекты наследия под свой вкус и свои надобности, абсолютно игнорируя закон и здравый смысл. То тут, то там, прямо на Невском проспекте и прилегающих улицах, на старинных зданиях «небожители» возводят уродливые современные мансарды, прорубают новые оконные и дверные проёмы, навешивают лифты – и это только то, что видно невооружённым глазом. Внутри, как рассказывают жители, вообще творится что-то невообразимое: партфункционеры и олигархи средней руки до того уверовали в собственную безнаказанность и неуязвимость (в том числе, в буквальном, физическом смысле), что обрушивают даже несущие стены!

Здесь во дворах не слышно шума машин, а во дворе пахнет зеленью, а не угарным газом

Очередная угроза нависла сегодня над многострадальным домом-памятником федерального значения на Невском, 22-24. Здание, где имеют квартиры ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий с сыном Юрием Запесоцким, сын актёра Михаила Боярского, предприниматель Сергей Боярский, баллотирующийся в Законодательное собрание от «Единой России», бывший-нынешний пресс-секретарь Валентины Матвиенко, жена шоумена Николая Фоменко Наталия Кутобаева (Фоменко) и многие другие люди, претендующие на звание «сильных мира сего», и так уже непоправимо изуродовано изрядным количеством новодела – всевозможными надстройками, «мансардными помещениями» и т. д.  А теперь исторический облик дома собираются «украсить и дополнить» ещё и двумя навесными лифтами, чтобы именитым хозяевам мансард и их гостям (одна из таких хозяек – как раз Наталия Кутобаева) не утруждать свои ноги, поднимаясь по ступенькам лестницы. Для пущего удобства соинвестор и сосед Кутобаевой по мансардному этажу, гражданин Израиля, успешный ресторатор Леонид Ноткин, семейству которого принадлежат две огромные квартиры, намерен, помимо прочего, согласно документам, «оборудовать проход через межэтажное перекрытие многоквартирного дома». Никакие протесты «обычных» жильцов и опасения независимых экспертов в расчёт не берутся.

Невский 22-24 - по сути, это целый квартал, где на домах возводятся мансарды

Как гласит только что обнародованный манифест, коалиция «Градозащита» планирует противостоять попыткам разрушения исторического Петербурга, уничтожению архитектурного наследия, попранию прав граждан, используя самый широкий арсенал средств: от акций гражданского сопротивления до координации судебных процессов. Участники коалиции объявили, что КПД «Градозащита» открыта для сотрудничества и конструктивной критики. В целом позитивно о создании новой организации уже высказались координатор движения «Живой город» Антонина Елисеева  и заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов. Общий лейтмотив оценок таков: «У нас нет монополии на градозащитную деятельность. Чем таких организаций больше, тем лучше, тем полезнее для города». В свою очередь, «Новый смысл» обратился за дополнительными комментариями к экспертам.

Олег Нилов, депутат Законодательно собрания Санкт-Петербурга («Справедливая Россия»): «Объём приложения сил, к сожалению, огромен».

— Пока мне сложно дать оценку. Посмотрим, как они себя проявят. Конечно, и градозащитных, и правозащитных организаций должно быть – ну, может быть, не очень много, но, по крайней мере, не одна-две. Так же, как не может и должно быть в нашем общественно-политическом пространстве одной, единственно «правильной» партии. Многопартийные системы более эффективны и демократичны, с этим не поспоришь. Аналогично и в других плоскостях – защиты культурного наследия, защиты животных… Во-первых, в принципе не должно быть монополии. Во-вторых, объём приложения сил, проблемных мест в нашем мегаполисе, к сожалению, так огромен, что одной организации его просто не охватить.

Ольга Андронова, создатель сайта «Спаси Питер!»: «Ни один защитник лишним не будет».

— Прокомментирую цитатой из Мао Цзе-дуна: «Пусть цветут сто цветов». Наш город трудами людей за 6 тысяч лет накопил столько историко-культурных ценностей, что в защите их от глупости-алчности-ненависти ни один защитник лишним не будет.

Семён Борзенко, представитель движения «Аврора»: «Бренд градозащитника в Питере очень значим и уважаем».

— Все эти процессы активизировались в предвыборный период, и я не верю, что выборы не накладывают на них свой отпечаток. Значительная часть градозащитной общественности так или иначе ориентируется на те или иные избирательные объединения. Ни для кого не секрет, что часть градозащитников очень активно поддержала список «Яблока». Существенная часть градозащиты — учитывая, что «Справедливая Россия» выдвинула того же депутата Сергея Малкова, что от СР идёт Алексей Ковалёв, у которого большие исторические заслуги перед движением — соответственно, ориентируется на «эсеров». Наверное, есть люди, которые ориентируются на список КПРФ, при желании их можно найти — например, тот же Владимир Соловейчик. То есть, получается, что многие статусные градозащитники сейчас разошлись по «партийным квартирам».

Насколько эти процессы необратимы — я бы не рискнул давать такой прогноз. Вполне возможно, что это просто предвыборная лихорадка, а когда она закончится, всё потихоньку успокоится. И градозащитники будут заниматься тем, чем они должны заниматься по своему основному профилю. Что касается антисистемщиков (представителей антисистемной оппозиции. – S. N.), то они, увидев эту ситуацию, почувствовали, что настал удачный момент заявить о себе именно на этом поле, без поддержки того или иного избирательного объединения. Конечно, это версия. Мне это видится так: «чистая» градозащита ушла в сторону и на первое место вышла градозащита, ангажированная выборными процессами. Таким образом, на какое-то время освободилась ниша для градозащиты, не связанной с выборами. И вот появились люди, которые говорят: «Это мы!».

А учитывая, что люди все известные – нельзя сказать, что они свалились с Луны, — они решили вот в такой конфигурации заявить о себе городу… На самом деле тут надо понимать ещё одну вещь: в основном они имеют репутацию участников улично-протестной деятельности. Может быть, они хотят переформатировать своё позиционирование? То есть это уже не «Стратегия-31» с постановкой абстрактных либеральных задач: «Соблюдайте Конституцию» и прочее, а попытка как-то конкретизировать себя, сказать, что «мы не просто уличные бойцы, а мы – за город». Бренд градозащитника в Питере очень значим и очень уважаем. И человек, который имеет такую репутацию, очень влиятелен – и для СМИ, и для интеллигенции и т. д.

Александр Макаров, независимый градозащитник: «В целом наше градозащитное движение страдает от явного перевеса говорильни над практической деятельностью».

— Я слышал про т. н. Коалицию Петербургского Действия (КПД) «Градозащита», про то, что они провели первую конференцию вчера. Слышал о составе учредителей. К сожалению, ничего не знаю об их программе действий. Я приветствую все формы борьбы за сохранение исторического облика нашего города и все формы организации общественности для осуществления этой борьбы. То, что градозащитное движение Питера носит характер не размеренного «ламинарного» потока, а сложного, временами и местами «турбулентного» процесса — это нормально. Это свидетельствует о том, что у движения возникают различные «фронты», что оно развивается и усложняется, что возникают различные лидеры со своими особенностями ведения борьбы, со своим общественно-политическим почерком.

Судя по составу, КПД объединила людей, которых характеризует большая по сравнению с другими общественными градозащитными структурами категоричность в оценках происходящих процессов. Очень важная, на мой взгляд, особенность КПД заключается  в том, что организаторы этой коалиции — люди действия, что лично мне очень импонирует.

К сожалению, в целом наше градозащитное движение страдает от явного перевеса говорильни над практической деятельностью. Формальный «флагман» градозащитного движения — ВООПИК — явно не выполняет той миссии, которая на него возложена. Что говорить, если в президиуме ВООПИК состоят такие персоны, как Явейн (экс-глава КГИОП. – S. N.) и Комлев (действующий первый зампред КГИОП. — S. N.) — люди, которым место не в главной градозащитной организации, а на одной скамье с Дементьевой и Разумовым (действующим зампредом КГИОП. – S. N.).

P. S. Случайно или нет, о создании КПД «Градзащита» было объявлено именно тогда, когда в прессу просочилась информация о скорой отставке председателя КГИОП. Глава самого, пожалуй, одиозного смольнинского комитета, одна из самых преданных и верных членов команды Матвиенко Вера Дементьева, руководившая ведомством по охране памятников с 2003-го года, по имеющимся данным, со дня на день отправляется в «заслуженную ссылку» — в Павловск, где будет управлять музеем-заповедником. На её место, согласно циркулирующей версии, из Москвы уже едет помощник Георгия Полтавченко в бытность того полпредом в Центральном федеральном округе Александр Макаров, до сей поры в защите культурного наследия особо не замеченный. На уровне руководства КГИОП эту информацию пока не подтверждают, но и не опровергают.

Заметим, далеко не все статусные градозащитники восприняли долгожданную новость об увольнении г-жи Дементьевой с подобающим случаю позитивом. «Нам новый председатель комитета совсем неизвестен, а пост-то специфический, — прокомментировала ситуацию координатор движения «Живой город» Юлия Минутина. — Непонятно, как он себя поведёт. Да, к Вере Анатольевне (Дементьевой. – S. N.) очень много вопросов, но ей нельзя отказать в знаниях и опыте, которые сложно чем-то компенсировать».

Фотографии идущих под снос домов Кировского района сделаны фотографом Александром Беленьким. Ещё больше фотографий можно найти в его персональном блоге, а также в блоге Олега Герасимова.

Добавить комментарий