Руслан КОСТЮК, профессор факультета международных отношений СПбГУ, доктор исторических наук
23 октября оказалось каким-то «суперэлекторальным» воскресеньем, когда сразу в четырёх странах мира, расположенных в разных уголках земли, прошли выборы национального значения. Состоялись они и в Швейцарии, где избирали Национальный совет Федерального собрания.
Избирательная кампания проходила в довольно спокойной обстановке, весьма размеренно. Собственно, с учётом реального финансово-экономического состояния Конфедерации это вполне объяснимо. Если чуть ли не основным «острым» вопросом избирательной кампании была проблема угрозы «дорогого франка» (швейцарская валюта минувшим летом резко выросла по сравнению к евро и доллару, что нанесло ущерб экспортоориентированным секторам экономики и потребовало массированных» финансовых интервенций» со стороны Национального банка), а главным скандалом явилась «политическая кража» анархистами белого козла Цоттеля – живого символа консервативной Швейцарской партии, обвинённого леваками в том, что он «причастен к усилению расистской паранойи», можно смело сказать, что у альпийской республики особых проблем нет. И правда, если среднемесячная зарплата в Конфедерации превышает 5000 франков (около 175 тысяч рублей). Чего ж искать от добра добра?
Вот и не ищут. С партийно-политической точки зрения Швейцария, пожалуй, самое скучнейшее в демократической Европе государство. Здесь вот уже более 50 лет (!) действует «золотая формула» национальной политики: правительство (Федеральный совет, состоящий из семи министров) неизменно формируется представителями четырёх основных (или, как говорят в немецкоязычной Европе – народных) партий: правопопулистской Швейцарской народной партии (ШНП), Социал-демократической партии (СДПШ), либеральной Радикально-демократической партии и Христианско-демократической партии.
Даже с учётом того, что все эти партии понесли 23 октября процентные потери, всё равно за четыре народных партии в совокупности отдали голоса почти 70% пришедших на выборы граждан. А это значит, что «золотая формула» сохранит свою значимость ещё минимум на четыре года.
Обозреватели считают важным то, что впервые за 20 лет не произошло усиление ШНП, жёстко борющейся против иммиграции и перспективы вступления в ЕС. ШНП с её 26,6% голосов всё равно остаётся первой по влиянию партией страны. Твёрдое второе место — у СДПШ. Она хоть и потеряла около процента в голосах, но увеличила парламентское представительство – тоже на одно место. Лишилась представительства в парламенте левая Швейцарская партия труда, трёх депутатов не досчиталась пятая по влиянию партия страны – Зелёные. И это несмотря на чувствитеьность швейцарцев к теме защиты окружающей среды…
Так что, в общем и целом, никаких резких перемен в альпийском государстве не предвидится…. Да, а козла Цоттеля анархисты, правда, предварительно перекрасив в чёрный цвет, вернули законному хозяину. Так что и в данном вопросе интриги не получилось! Говорят, животное пережило стресс. Чего не скажешь о политиках…
Вообще то, если быть честным с самим собой, то в России не хуже. У нас тоже козлы — главные ньюсмейкеры. Минимум два козла. Главных. Ну и еще возглавляемая ими орава мелкого рогатого скота помельче.