Дмитрий ЖВАНИЯ
Цивилизованное человечество возмущается боем быков уже несколько столетий. Но испанцы не сдаются
Испанской корриде как минимум четыре тысячи лет. Предание гласит: кельтиберы (предки испанцев) использовали диких быков во времена Пунических войн. Гамилькар Барка осадил в 228 году до н. э. город, впоследствии названный по его имени Барселоной (Баркинон). Жители выпустили на его войско стадо диких быков, которые опрокинули колесницу Гамилькара, растоптали его и обратили в бегство его солдат.
Уже при Цезаре римляне охотно устраивали цирковые зрелища, где уроженцы Пиренеи сражались с быками насмерть. Иберийцы практиковали состязания с быками и после распада Римской империи. В одном документе вестготской эпохи говорится о выговоре, полученном от начальства неким епископом за необычайное пристрастие к простонародным забавам — боям с быками. Почему простонародные? Потому что наряду с официальными, забавляющими римлян корридами были и другие бои с быками — деревенские.
Во многих испанских, каталонских и баскских деревнях перед тем как ритуально заколоть быка, развлекались и развлекаются следующим образом. Быка на радость и страх деревне, пускают носиться галопом по улицам и производить всякие разрушения. Жители прячутся, запирают окна, захлопывают двери. Те, кого бык застаёт на улице, залезают на заборы, цепляются за балконы. Этот обычай называется «торро либре» («бык на свободе»). Нечто похожее представляют собой так называемые «энсиерро» — пробег быков по улицам из корраля в загон арены. «Энсиерро» часто сопряжены с человеческими жертвами.
Возрождением искусства боев с быками в рыцарской форме Испания обязана арабам. Хотя легенда гласит, что первым рыцарем, поразившим быка копьем, был испанец — христианин Родриго Диас де Бивар, Непобедимый Сид Кампеадор (XI век). В то время как христианская аристократия с отвращением взирала на «бычьи» народные забавы, в мусульманской Севилье (столица Андалусии) уже в начале XI века бои с быками провопили каждое празднество. В Южной Испании, когда там господствовали мавры, были восстановлены римские цирки и амфитеатры, расчищены новые площадки.
Христианские рыцари постепенно перенимали привычки мусульманской знати. В конце концов они не только полюбили бои с быками, но и решили превратить их в чисто аристократическое занятие. В тринадцатом веке король Аяьфонсо X Мудрый всячески преследовал народные корриды и одновременно поощрял рыцарские.
Во времена Реконкисты, с её кодексом рыцарской чести и идеалом мужской красоты отважного воина- победителя, бык из культового животного превращается в символ силы, подставного врага, соперника рыцаря на турнире.
Средневековые тореро сражались как пешими, так и конными. Но чаще конными. Быка они поражали копьём или, точнее, «рехоном», отличавшимся от обычного копья тем, что на его конце был укреплён короткий широкий нож. Меч тореро (или, как их тогда называли, рехонеадоры) использовали в редких случаях, ибо он был слишком короток для всадника. Добивали раненого быка кинжалом. В бою рыцарю помогали „оруженосцы — чуло.
В раннее средневековье корриды собирали зрителей на центральной площади города или деревни. Первые огороженные арены были деревянные, разбиравшиеся после каждой фиесты. Постоянные цирки начал строить в XIV веке король Испании Хуан I Кастильский — страстный любитель боёв с быками. Затем коррида стала более изящной. В роли рехонеадоров выступали только знатные гранды.
Между тем популярность корриды очень раздражала церковные власти. Они называли ее »худшей языческой забавой императорского Рима». В 1567 году папа Пий V проклял бой с быками в особой булле. После войны за испанское наследство (1701 — 1714) испанской короной завладели французские Бурбоны. Французский двор отверг рыцарские кровавые забавы испанской знати. И только брат Наполеона Бонапарта Иосиф, дабы обрести популярность среди испанцев, восстановил бои с быками.
Что представляет собой сегодняшняя коррида? С быком сражается целый коллектив бойцов — квадрилья. Атака начинается конными тореро — пикадорами. Роль пикадоров — раздражать быка уколами в шею. Схватка эта, неопасная для быка, часто заканчивается гибелью лошади пикадора. Затем в бой вступают чулос. Взмахами красных плащей они отвлекают ярость животного на себя. За ними следуют празднично одетые бандерильеро. И только потом на арене появляется тореадор (матадор).
Публика ободряет тореро и быка криками: «Оле-оле-оле». Она не прощает слабости. Знаменитые тореро имеют десятки ранений. Преимущественно в живот. Высшая награда для тореро — получить два уха и хвост поверженного быка. Тореро, как правило, бросает награду к ногам той женщины, которой посвятил бой. По обычаю она, в свою очередь, должна подарить ему нечто интимное — бусы, кольцо, серьги.
В Испании более четырёхсот арен для боёв с быком. В Мадриде и Барселоне они собирают до тридцати тысяч зрителей; в Севилье — двадцать тысяч. Коррида распространена и в Латинской Америке (она была завезена туда испанцами в XVI веке). В Мехико построена арена с 50 тысячами мест.
Возмущение «цивилизованного человечества» сопровождает бой быков, словно тень. Постоянно слышатся требования запретить это «атавистическое варварское зрелище». Но испанцев не смущают «наезды» гуманистов. Они любят свой обычай. И, наверное, никогда от него не откажутся. Тореадор, герой романа Карлоса Рейеса «Кровь и песок», говорит: «Я уверен, что публика представляет себе, что тореро — это Испания, а бык — это Судьба, и она, безумеет, вызывая Судьбу на поединок, смеясь над зверем, унижая его и, наконец, заставляя его умереть у своих ног».