Лидер «Алисы» мечтает о царе-батюшке
Дмитрий ЖВАНИЯ
Я не помню точно, когда я взял это интервью у Константина Кинчева. Кажется, это было в ноябре 2001 года. Это уже был совсем не тот Кинчев, что в годы Перестройки. Мне не нравится затёртое выражение: «Я вырос на песнях того-то». Однако не буду отрицать, что песни ранней «Алисы» на меня сильно повлияли. Я об этом написал в своей книге «Путь хунвейбина»: «Я вернулся из вооружённых сил, когда начинала разгораться перестройка. В обществе произошли мизерные изменения, но это была уже совсем другая страна, чем два года назад. Во Дворце молодёжи давали концерты рок-группы. “Красное на чёрном! День встаёт — смотри, как пятится ночь!” — пел молодой Костя Кинчев. Красное на чёрном… Цвета анархии. Эта песня стала гимном протестующей молодёжи… С приятелями мы перепечатывали на машинке тексты песен ДДТ, “Алисы”, “Объекта насмешек”, “Телевизора” и раздавали их как листовки. Мы думали, что скоро произойдёт “последняя революция”»…
Многие мои ровесники ещё помнят скандал, вызванный публикацией в ленинградской комсомольской газете «Смена». Статья называлась «“Алиса” с косой чёлкой». Её автор, некий Кокосов, обвинил Кинчева в открытой пропаганде нацизма: якобы он кричал со сцены «Хайль Гитлер!». В зале, конечно же, присутствовали пенсионеры и ветераны, которые, слыша такое, едва не падали в обморок. Это было вопиющим враньём. Я, тогда студент-первокурсник, присутствовал на том памятном концерте — ничего такого не было. Кинчев в перестроечные годы был полон бунтарского анархистского задора. Его энергичные песни доводили зрителей до экстаза. Тем неожиданней стал консервативный поворот Кинчева.
Я вовсе не склонен осуждать Кинчева за «поругание идеалов молодости». Я сам ко времени нашего общения давно отказался от анархизма, поработал с троцкистами, прошёл через НБП… Мне просто кажется забавным несоответствие рокерской формы и монархическо-православного содержания «Алисы»: «Православные, е-е!» Хотя после того, как я узнал о существовании Хирурга, увидел символ их движения — крест с наложенным на него серпом, «Алиса» меня больше не забавляет.
В этой редакции текст интервью с Кинчевым выходит впервые. Я брал его для «Комсомольской правды», где его сильно сократили. Судя по заявлениям Кинчева, которые он делал последние 14 лет, оно не сильно устарело. Да и мне ещё раз общаться с Константином не сильно хочется. Правда, с другой стороны, было бы интересно узнать, не дружит ли на почве монархизма Кинчев с Гиркиным.
Дмитрий ЖВАНИЯ. В начале 90-х годов Вы говорили: «Живи я во время гражданской войны, был бы анархистом и воевал в отрядах батьки Махно». Сегодня вы ратуете за монархию…
Константин КИНЧЕВ. Взрослеем… Надо поднимать культурной пласт нашей Родины. Расцвета и процветания она достигла под окаймлением монархии, благодаря серьёзной духовной работе царя. Царь был в ответе за народ. Ему не надо было бороться за своё место, ибо был он помазанником Божьим на земле. Помазанье, кстати, одно из важнейших таинств православной церкви. А царь удостаивался чести помазаться дважды: при крещении и при вступлении на престол! После долгих размышлений я понял: монархия — единственно приемлемый государственный строй для России. Только при монархии наша крепкая, мощная и богатая недрами держава может абсолютно автономно развиваться и быть главной.
Выходит, что ваш псевдоним «Кинчев» устарел? Ведь вы его взяли в честь вашего дедушки — болгарского революционера…
Почему устарел? Фамилия Кинчев мне дана от рождения. Это моя фамилия! А фамилия не устаревает в результате смены убеждений.
Зачем вы лукавите? Всем известно, что ваша настоящая фамилия Панфилов…
Это в паспорте я — Панфилов. Но «Панфилов» — это не моя фамилия. По крови я — Кинчев.
Может быть, в связи с вашими монархическими взглядами «Алисе» пора отказаться от анархистских черно-красных цветов и звездного логотипа?
Мы не собираемся отказываться от этого. Пусть все останется, как есть. Приоритет чёрного и красного цветов, звёздный логотип… Тем более что я не участвовал в создании этого логотипа.
Совместимы ли рок-музыка и монархические убеждения? Ведь когда мы говорим рок-н-ролл, подразумеваем бунт, нестабильность, нарушение буржуазных приличий…
Да не валите вы всё в одну кучу! Ещё раз повторю: я хочу, чтобы в России, то есть на той земле, на которой я имел честь родиться и на которой мечтал бы умереть, вновь утвердилась монархия. Причём никакая не конституционная, что есть чушь и бред, а абсолютная! России нужна единоличная власть Государя, который будет вершить судьбы Родины с благословения Господа Бога. Это моё глубокое убеждение. Что касается рок-н-ролла, то это — моя профессия. Профессия у меня такая — рок играть! Она подразумевает определённые атрибуты и чешую… Вот всё.
Вам обидно, что музыкальная общественность не приняла ваш новый альбом «Солнцеворот»?
Мне наплевать, что об этом альбоме говорит какой-нибудь Артемий Троицкий. Некоторые радиостанции отказываются информационно поддерживать этот альбом. Определённые журналисты обвиняют меня в фашизме…
Немудрено! Альбом украшен знаком солнцеворота (коловратом), который легко перепутать с нацистской свастикой…
Свастика — древний православный знак…
То же самое говорит и лидер РНЕ Александр Баркашёв…
Что я могу на это ответить?.. Если он так говорит, значит, он наслышан о христианской традиции. Но я с его движением не связан. Своими поступками и своим творчеством я давно доказал окружающим, что являюсь антифашистом.
Возвращаются времена «Алисы» с косой чёлкой?
Я был готов к этому. Для меня это не новость. Так и должно быть.
Кстати, почему в свой альбом «Солнцеворот» вы включили песню «Звезда свиней», которая написана лет 10 до этого?
Несмотря на то, что эта песня написана давно, она вполне логично входит в альбом «Солнцеворот». Я написал её тогда, когда обыватель восхищался тележурналистом Александром Невзоровым. За это время появились новые «звёзды свиней», например, Доренко. Так что песня по-прежнему актуальна.
И всё же нельзя не заметить, что об «Алисе» стали гораздо меньше писать, обсуждать её творчество…
Ко мне очень настороженно относятся воротилы шоу-бизнеса, богема и модная журналистика. То есть все те люди, которые определяют «прогрессивные течения». Я — не их человек. Модные журналисты считают дурным тоном писать об «Алисе» и брать у меня интервью. Они нас боятся! Потому что мы не пидоры и не наркоты, а патриотично настроенные люди, понимающие историю своей страны. Хотя для меня нет разницы, кому давать интервью: журналу «Ом» или газете «Завтра».
Вы говорите, что вы такой «неформатный» потому, что не наркоман. Однако известно, что вы долгое время «сидели» на героине…
Я был сплошным героином! Но благодаря тому, что принял православное крещение, избавился от этой пагубы. Сумел побороть в себе беса.
Как вы считаете, отчего огромная часть молодёжи употребляет наркотики?
В нашей стране никто не занимается воспитанием подрастающего поколения. Вот все и торчат! Чтобы не оказаться на игле, надо ещё в детстве пройти через воцерковление. Вражеский лагерь засылает в Россию низкопробную продукцию. Идёт пропаганда американского образа жизни. В журнале для подростков «Кул» детей учат, как правильно сношаться… И это все считают нормальным! Песня группы «Ногу свело» про любовь к резиновой кукле крутят все радиостанции в жесткой ротации. А наша песня «Православные»… Да что там говорить! Пока у нас не будет чёткой национальной идеи, пока не установится гармония между светской и духовной властями, мы будем катиться в пропасть! Нация будет продолжать старчиваться и спиваться. Что выгодно тем, кто проводит опыты над нашими братьями в Сербии. Россией правит Мамона. Мы избавились от коммунистического сатанизма, чтобы тут же попасть в лапы американского империализма.
Вы вернули медаль «Защитника Белого Дома» в знак протеста против начала первой войны в Чечне. Что скажите о новой чеченской кампании?
А как Святейший Патриарх относится к нынешней войне в Чечне?
Он её одобряет (на тот момент — Алексий II — прим. Д.Ж.).
В таком случае, я тоже её одобряю. С терроризмом же надо бороться. Если его не задушить сейчас, дальше будет хуже. Путин расхлебывает то, что заварил небезызвестный персонаж по фамилии Ельцин.
Вы воспитываете детей в духе православия?
А как же! И сына, и дочерей. Все они проходят через воцерковление, то есть занимаются душевной работой в храме, учатся в воскресной школе, дочери поют на клиросе. У нас есть свои духовники: и в Москве, и в Питере.
Вы с молодости мотаетесь между Питером и Москвой. Чем петербуржцы отличаются от москвичей?
Вы знаете, коренные москвичи очень похожи на коренных петербуржцев. Они не любят суетиться. А некоренные, что москвичи, что петербуржцы — нахрапистые, хамоватые, хотя иногда очень талантливые. Все они страдают от переизбытка собственной значимости. Я люблю московские бульвары. И знаете почему? На них живут только аборигены Москвы! Я сам живу на бульваре. Жизнь здесь спокойная, сродни питерской.
«Алиса» питерская или московская группа?
Не питерская и не московская. Мы — российская группа. Поэтому мы ездим по российским городам и весям. И везде желанны.
Молодец Кинчев!!!