Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Для большинства российских левых активистов проблематика защиты и расширения прав сексуальных меньшинств или лиц нетрадиционной сексуальной ориентации обычно не рассматривается как что-то важное и естественное. Как говорится, есть и более важные заботы. А так называемые «левые патриоты» и «продолжатели дела Сталина» в «голубых» и «розовых» видят «пятую колонну тлетворного Запада» и тех, кто способствует «вымиранию России». Но вот для левых сил в Европе и Америке данный вопрос является одним из тех оселков, которые служат водоразделом между ними и консервативными партиями.
На Западе в принципе невозможно, чтобы левые одобрили законопроект, запрещающий «пропаганду гомосексуализма». А петербургское Законодательное собрание во втором чтении такой законопроект одобрило – в том числе, и голосами левых депутатов: членов фракций КПРФ и «Справедливой России». Против одобрения проголосовала лишь крайне левая активистка, которая прошла в городской парламент по спискам КПРФ – Ирина Комолова. «Сегодня «украшением» пленарки стал очередной моноспектакль депутата Милонова под названием «Нет содомской пропаганде!». История вопроса: под выборы в первом чтении был принят «едросовский» законопроект об административной ответственности за, дословно, «пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности». Сначала приняли, потом задумались о том, что такое «пропаганда». И вот сегодня Милонов внёс поправку, где под пропагандой понимается «деятельность по целенаправленному и БЕСКОНТРОЛЬНОМУ распространению общедоступным способом ИНФОРМАЦИИ, способной нанести вред ЗДОРОВЬЮ, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе сформировать у них искажённые представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений». Я уж не касаюсь искажённого представления Милонова о «чиста-рускам» языке. Но, по сути… Поправка была внесена после отведённого срока. Поправка была признана юридически безграмотной Юруправлением ЗакСа. Даже один из этих пунктов автоматом выкинул бы этот «документ», если бы речь шла о депутате из любой другой фракции. Однако сейчас большинство (в том числе вся фракция КПРФ) единодушно (или просто бездумно) поддержало попа Милонова. Непонятно, почему коммунисты подыгрывают этим двойным стандартам, хотя сами ПЕРВЫМИ окажутся их жертвами. Объяснение только одно – панический страх любого мужика оказаться под подозрением в симпатиях к геям)))))). Женщинам тут немного проще…» — написала Ирина на своей страничке в «В контакте» 8 февраля.
Думается, что российские левые потрафляют гомофобным законам не только и не столько из-за «панического страха» быть заподозренными в симпатии к сексуальным меньшинствам, сколько из-за того, что они пока ещё, в принципе, очень далеки от европейской левой традиции, и разделяют ряд консервативных представлений. Напомним, что в СССР со времён Сталина гомосексуализм карался как уголовное преступление. А в Западной Европе, да и многих других регионах планеты, именно левые силы, прежде всего, являются защитниками гражданских, юридических и социально-экономических прав тех, кого на Западе обычно сокращают как ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры). В частности, международная социал-демократия занимает по данному комплексу вопросов весьма определённую гуманистическую и правозащитную позицию.
Скажем, в рамках Социалистического Интернационала существует постоянно действующий Комитет по социальной сплочённости, бедности и СПИДу. Им руководит представительница Социал-демократической партии Австрии, председатель нижней палаты австрийского парламента Барбара Праммер. В концептуальных материалах данного комитета вполне определённо говорится о том, что социал-демократы и социалисты должны добиваться того, чтобы «положить конец любой форме дискриминации, клеймлению и фобиям, связанным с сексуальной ориентацией».
В свою очередь, объединяющая социал-демократические партии Европы Партия европейских социалистов (ПЕС) в своей декларации подчёркивает «универсальность достоинства, свободы и равного доступа к правам, образованию, общественной службе для всех, какого бы они ни были пола, расового или этнического происхождения, религии или веры, сексуальной ориентации». Известно, что при ПЕС, равно как в структурах очень многих европейских, азиатских и американских социалистических и социал-демократических партий, функционируют своего рода подразделения лиц, принадлежащих к ЛГБТ. Действуют и соответствующе партийные комиссии и комитеты, работа которых направлена на каждодневную защиту и продвижение прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Разумеется, такого рода структуры не являются привилегией лишь социал-демократии. Объединения ЛГБТ существуют также при Европейской левой партии и Европейской зелёной партии. Весьма значительное внимание «фактору ЛГБТ» обычно уделяют внимание и крайне левые партии в разных частях планеты. Но всё-таки, если брать в расчёт «левую галактику», то именно социал-демократы (просто в силу того, что они имеют гораздо больший, нежели иные левые силы, доступ к реальной власти) явно сделали больше конкретного и позитивного в пользу сексменьшинств.
Бывший Президент Социнтерна Пьер Моруа как-то сказал, что «солидарность с делом сексуальных меньшинств – естественный долг социалиста, потому что социалисты всегда были вместе с теми, кого угнетали и лишали элементарных прав». Да, среди ярких политиков социал-демократии нередко попадаются те, кто принадлежит к ЛГБТ. Например, свой гомосексуализм не скрывают премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо, мэр Парижа и член руководства Социалистической партии Франции Бертран Деланоэ, член Правления Социал-демократической партии Германии и правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт. Среди лесбиянок можно выделить премьер-министра Исландии Йохану Сугурдардоттер. Но позиция социалистов всё-таки объясняется не «субъективным фактором», а их идеологической приверженностью защите прав человека. Во время своего последнего пребывания у власти во Франции в качестве правительственной партии, Социалистическая партия и лично тогдашний премьер-министр Лионель Жоспен добились заметного расширения гражданских прав лиц, принадлежащих к «сообществу» ЛГБТ. В 1999 году был принят PACS — Гражданский пакт солидарности. Этот закон является своего рода контрактом между двумя людьми (независимо от их пола), который обуславливает имущественные, наследственные и т. д. отношения тех, кто не состоит в официальном браке. К слову, в своё время этим контрактом воспользовались социалисты Франсуа Олланд (нынешний соперник Николя Саркози в борьбе за президентский пост) и Сеголен Руаяль (соперница Саркози на прошлых выборах). Но PACS открыл также дорогу признанию гомосексуального партнёрства. Правда, если в конце 1990-х годов доля однополых контрактов в общем их объёме составляла свыше 40%, на сегодня эта цифра упала до уровня 12%.
В Испании во время первого правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (2004-2008 гг.) социалисты через Генеральные Кортесы провели в 2005 году закон, легализовавший брак среди геев и лесбиянок. Были внесены соответствующие изменения в испанский Гражданский кодекс, сформулированы юридические и социальные права пар, происходящих из ЛГБТ, определены сложные вопросы, относящиеся к наследству, получению пенсий по утере кормильца, получению подданства, усыновлению детей, перераспределению налогов. Стоит особенно отметить, что и во Франции, и особенно в Испании, данные законопроекты были проведены в обстановке обструкции со стороны консервативных сил и католической церкви, действовавших нередко сообща. В Испании правые мэры ряда крупных городов (Вальядолида, Бургоса, Леона) открыто заявили, что и сами, и сотрудники их муниципалитетов отказываются «женить гомосексуалистов». Тем не менее, законы всё же были приняты, и с тех пор права лиц нетрадиционной сексуальной ориентации – благодаря социалистам – во Франции и Испании заметно расширились.
В Соединённом Королевстве в период ещё первого премьерства Тони Блэра «новые лейбористы» также настояли на осуществлении специального законодательства, посвящённого правам геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Тот же Тони Блэр в данной связи подчёркивал, что «исторические британские вольности и свободы будут неполными, если не откроются тем, кто находится в сексуальном меньшинстве». В результате мер, принятых находившейся под контролем лейбористов палатой общин, был понижен возраст для вступления в однополую связь до 16 лет. Позже было формально разрешено представителям ЛГБТ служить в вооружённых силах. В 2005 году Блэр добился принятия закона, признававшего однополые браки, и с этого времени было заключено 36 тысяч подобных контрактов. Были приняты декреты, разрешавшие геям и лесбиянкам иметь приёмных детей, запрещавшие всякую «сексуальную дискриминацию» по месту работы. Наконец, при «новых лейбористах» был принят закон, позволяющий трансгендерам в ситуации смены пола получить новое свидетельство о рождении.
В Бельгии, где валлонские и фламандские социалисты в последние годы неизменно участвуют в работе правительства, во многом благодаря поддержке социалистов и экологистов в начале XXI века удалось ввести понятие вначале гражданского союза, затем полноценного брака между лицами одного пола. В Бельгии действуют законы, запрещающие любое проявление дискриминации по отношению к сексуальным меньшинствам. Новый премьер-министр королевства Э. Ди Рупо подчёркивает, что и в дальнейшем Бельгия «должна оставаться модельной страной в том, что касается прав и свобод её жителей независимо от их веры, этнического происхождения, пола или сексуальных предпочтений».
Отметим под конец, что ЛГБТ-сообщество видит, какие политические силы защищают и продвигают их права. Разумеется, в каждой европейской стране – свой расклад, но в целом по ЕС, согласно различным социологическим данным, не менее 60-65% геев и лесбиянок голосуют на выборах за левые и левоцентристские партии. Вряд ли этим социалистам следует кичиться и бахвалиться, но важно отметить, что борьба за гражданские права остаётся важной составляющей практической деятельности западноевропейского левого движения. В России же представители ЛГБТ тяготеют к праволиберальным силам, что тоже вполне объяснимо. Так, в петербургском ЗакСе против законопроекта, запрещающего пропаганду гомосексуализма, пока открыто выступают, помимо левой активистки Ирины Комоловой, лишь депутаты от либеральной партии «Яблоко».
В статье анализируются разные аспекты лингвистической фикции под названием «пропаганда гомосексуализма».
1. ТВГ — тенденция винить геев.
ТВГ — тенденция видеть виноватым того, кто каким-либо образом ассоциируется с гомосексуальностью и не видеть виноватых среди тех, кто с гомосексуальностью не ассоциируется.
Есть такая демонстрация ТВГ:
есть 3 человека: монах, девственник и гей. Ни кто из них не является отцом, ни кто не занимается любовью, которая может стать причиной появления новой жизни. Но если спрашивать людей про отношение к монаху или девственнику, то почти ни кто не осудит его за бездетность. Если спрашивать про отношение к гею, то многие будут упрекать его в бездетности. В чем же дело? Почему оценка такая предвзятая? А потому, что нам хочется зацепить неугодного гея, вот и актуализируется нападка про бездетность.
Т.е. из трех равновиноватых человек обвинят только гея, но ни как не гетеросексуала! Обвинят только того, кто ассоциируется с гомосексуальностью!
В этом и проявляется ТВГ. Явление это открыто недавно и подтвержденное пока что личным опытом, но я верю, что оно будет подтверждено научно.
Или упреки в неестественности секса. Сколько мы делаем неестественных вещей, но вспоминаем про естественность только когда дело касается геев!
2. ТВГ и репутация.
ТВГ влияет на репутацию: к социальной группе геев прилипает куча нападок, куча штампов, которые удерживаются и актуализируются благодаря ТВГ.
Все вспомнят про бездетность, неестественность, греховность и прилепят эти штампы намертво, хотя, на тех людей, к которым мы относимся терпимо эти штампы не налипают, даже если они заслуживают штампа.
3. ТВГ и пропаганда гомосексуализма.
Гетеросексуальная культура постоянно пропагандирует однополую любовь — любовь к человеку своего пола.
Женщинам пропагандируется любовь к женщине. Мужчинам пропагандируют красоту мужчины. И так было всегда!
Женщинам даются красивые эротические образы людей своего пола, страстные, эмоциональные, которые невозможно не любить. Но я ни разу не видел, чтоб гетеросексуалы ругали гетеросексуальную культуру за это. Мол, женщине пропагандируют любовь к женщине!
Гомосексуалы любовь к человеку своего пола не пропагандируют, однако, постоянно слышатся звуки «пропаганда гомосексуализма». Это ТВГ. Тенденция винить человека независимо от его виновности если он гей.
4. Является ли пропаганда однополой любви проблемой?
Нет! Гетеросексуальная культура всегда пропагандировала женщинам любовь к женщине, показывая её тело в красках, в прекрасном виде итд. И не стало огромного количества лесбиянок, потому что природный инстинкт любить человека противоположного пола гораздо сильнее любой гетеросексуальной пропаганды, которая пропагандирует любовь к человеку своего пола путем демонстрации положительных качеств этого человека своего пола, путем выставления напоказ эротического аспекта человека своего пола.