Компьютерный ретрофутуризм

Михаил ПУЛИН

 Повествует трилогия “Fallout” об атомном Армагеддоне, уничтожившем большую часть человечества
Повествует трилогия “Fallout” об атомном Армагеддоне, уничтожившем большую часть человечества

Я не геймер. Так уж сложилось, что у меня просто нет времени для игры. Да и игр, достойных того, чтобы тратить на них драгоценное время, поразительно мало. Рынок компьютерных игр, как правило, заполнен низкокачественным продуктом, в котором пресловутый «экшн» подменяет собой оригинальный сюжет, философию и уникальное, неповторимое видение мира.

Будущее. Эта тема во все времена волновала людей. Сценарий грядущей катастрофы, призванной погубить человеческий род, представлялся людям разных эпох по-разному. Пророки появившихся в седой древности религий считали, что это будет кара высших сил. По мере развития научно-технического прогресса стали появляться и другие версии конца человеческой цивилизации. Одни предрекали падение гигантского метеорита, другие — иные природные катаклизмы, но с появлением оружия массового уничтожения наиболее популярной версией конца света стало самоуничтожение человеческого рода.

Об атомном Армагеддоне, уничтожившем большую часть человечества, и повествует трилогия “Fallout”. Действие игры разворачивается в мире альтернативной истории. Представьте себе, что где-то в пятидесятых годах двадцатого века человечество повернуло в другую сторону на одной из развилок истории. В Китае и СССР не произошла капиталистическая реставрация, холодная война не закончилась позорным Беловежским сговором, а продолжала тлеть до середины двадцать первого века. Развитие технологий пошло не по пути наращивания производства массовых и низкокачественных стандартизированных товаров, призванных удовлетворить аппетиты общества потребления, а на освоение космического пространства, развитие искусственного интеллекта, гонку вооружений и развитие других высоких технологий. Столкнувшись с острым дефицитом ископаемых энергоносителей, человечество освоило технологии термоядерного синтеза и смогло начать внедрять их в массовое производство.

В середине двадцать первого века противоречия между лагерем социализма (лидерство в котором, видимо, перешло к китайским маоистам) и капитализма достигли своего апофеоза. То ли верные завету Мао коммунисты решили дать последний и решительный бой США, то ли американские империалисты, задыхаясь от кризиса перепроизводства и нехватки рынков сбыта, решили развязать захватническую войну.

Впрочем, не так уж важно, кто первый нажал на кнопку запуска межконтинентальных баллистических ракет с атомными боеголовками. Планета превратилась в выжженное радиоактивное пепелище, где на обломках цивилизации пытаются выживать последние остатки человечества.

В “Fallout” привлекает не только оригинальный сюжет и атмосфера постапокалиптического мира, но и стиль ретрофутуризма, столь редкий в компьютерных играх
В “Fallout” привлекает не только оригинальный сюжет и атмосфера постапокалиптического мира, но и стиль ретрофутуризма, столь редкий в компьютерных играх

Что мы знаем о довоенном мире? О мире до Великой Войны можно судить по артефактам, щедро разбросанным на руинах постядерного мира. Довоенный мир “Fallout” является сильно отличным от нашего не только в историческом плане. В этом мире вектор развития научно-технического прогресса направлен немного в другую сторону, что было обусловлено, скорее всего, непрекращающейся холодной войной между враждующими сверхдержавами.

В серии игр “Fallout” привлекает не только оригинальный сюжет и атмосфера постапокалиптического мира, но и стиль ретрофутуризма, столь редкий в компьютерных играх.

Ретрофутуризм — это представления фантастов пятидесятых-шестидесятых годов о возможном будущем человечества. Большие солидные американские автомобили ездили до войны на водородных топливных элементах, привычное огнестрельное оружие успешно начали теснить образцы лёгкого стрелкового вооружения, поражающего противника лазерным лучом или сгустком раскалённой плазмы. Обладающие искусственным интеллектом суперкомпьютеры парадоксально сочетались с допотопной ламповой электроникой и безнадёжно устаревшими перфокартами, а развитие генной инженерии зашло настолько далеко, что вплотную подошло к созданию улучшенной версии человеческого организма.

Мрачное обаяние постапокалиптических руин некогда великой цивилизации чарует и завораживает. В пятидесятых годах во враждующих сверхдержавах достиг своего апофеоза «большой стиль». Его можно было увидеть не только в монументальной архитектуре сталинских высоток и американских небоскребов, в больших автомобилях с литыми фигурками на капотах, но и в быту, и в повседневности. В мире “Fallout” «большой стиль» не был отправлен на свалку истории в шестидесятые годы, а, напротив, развился, приобрёл новые формы и достиг своего апофеоза к середине двадцать первого века, пока атомный апокалипсис не отправил большую часть человечества назад в каменный век.

“Fallout” — это не тупой «экшн», заключающийся в зачистке уровней игры от орд разноколиберных монстров. Там, конечно, есть и это, но оно отходит на второй план по сравнению с главным. Втягиваясь в игру, начинаешь ощущать себя археологом, раскапывающим руины неизвестной цивилизации, складываешь огромный пазл, состоящий из случайных реплик, текстов, найденных артефактов и образов в гигантское, эпических размеров полотно величественной и трагичной истории человечества. Истории, которой не было, но которая еще может быть.

Добавить комментарий