Владимир СОЛОВЕЙЧИК
Недавняя история с обсуждением концепции изменений Федерального закона, регулирующего процедуру организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, наглядно показала, что механизмы общественного влияния на принятие важнейших управленческих решений в современном российском обществе существуют.
Местами просто безумен
Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был принят 21 июля 2005 года и вступил в силу с 1 января 2006 года. За пять с лишним лет его действия стали понятны и явные плюсы данного нормативного акта и очевидные минусы, возникшие в ходе его реализации. По мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, контролирующего соблюдение данного ФЗ по долгу службы, «несомненными плюсами 94-ФЗ является создание единого экономического пространства за счёт внедрения единого интернет-портала, на котором публикуется вся информация о торгах, переход на электронные процедуры, экономия бюджетных средств и развитие конкуренции». С этим можно и согласиться, особенно, если учесть цифры, недавно приведённые главой ФАС: на 5 электронных площадках зарегистрировалось около 100 тысяч компаний, количество заказчиков составляет около 300 тысяч, количество запросов на едином портале достигает 2,5 млн. в день, ежедневно проводится от 3 до 5 тысяч аукционов.
В то же время практика показала, что применение 94-ФЗ далеко не всегда идёт на пользу тем или иным бюджетным учреждениям, к примеру, образовательным. В минувшем сентябре во время видеомоста Москва – Санкт-Петербург – Казань ректор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (СПбГУПС) Валерий Ковалёв поделился своими соображениями по поводу созданных процедурами законодательства о госзакупках коллизий: «Теперь сделать ремонт в общежитии – это просто мука какая-то, ведь для этого надо проводить тендер, а это занимает время. Я уже не говорю о том, что мы уже создали дополнительные отделы по торгам, юридическим вопросам. Это колоссальные траты. Например, чтобы обновить туалеты, мы объявили тендер. Никто не явился. Объявили ещё раз, а время идёт, лето короткое. Наконец, тендер выигрывают люди, которые называют себя профессионалами. В итоге они просто окончательно ломают наши туалеты и исчезают. Надо опять объявлять тендер, это опять занимает время, а студенты уже начинают заселяться».
Следует отметить, что со своим мнением ректор СПбГУПС оказался не одинок. «Я согласен, что надо корректировать этот закон, так как он местами просто безумен: когда цена – это единственный критерий», — поддержал, по информации газеты «Деловой Петербург», своего коллегу проректор по учебной и воспитательной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Сергей Смирнов.
Или возьмем ситуацию с государственными корпорациями. Их деятельность регламентируется специальным Федеральным законом, а остальные применяются лишь в той части, которая не противоречит этому документу. Поэтому требования 94-ФЗ на деятельность государственных корпораций не распространяются, закупки товаров, производство работ и оказание услуг осуществляется там по особой процедуре, зачастую кулуарно, без привычных и четко регламентированных 94-ФЗ конкурсных процедур и, разумеется, без оглядки на общественность.
Детские сказки
То, что 94-ФЗ «не идеален, но он сделал своё дело, принёс много пользы для страны, и сейчас нуждается в доработке», признал и руководитель ФАС. Дело за малым: как и когда доработать. Тут-то и возникло противоречие, столь явно проявившиеся в ходе дискуссии экономистов, чиновников, депутатов и примкнувшего к ним популярного блогера Алексея Навального в минувшем марте. В Госдуме была создана рабочая группа для рассмотрения инициатив по совершенствованию законодательства в сфере государственных контрактов на товары и услуги, благо рассматривать было что: предложения прислали практически все отраслевые ассоциации и саморегулирующиеся организации. Тут-то впервые и столкнулись два подхода: либо корректировка действующего закона о госзакупках, либо принятие нового закона «О Федеральной контрактной системе». При этом в кулуарах активно курсировали слухи о том, что второй вариант в ноябре 2010 года был устно одобрен Дмитрием Медведевым, ознакомившимся с практикой осуществления госзаказа в США, действующей там уже почти восемьдесят лет, с 1932 года. Именно «с планом по введению Федеральной контрактной системы, предусмотренной Концепцией по повышению эффективности бюджетных расходов, одобренной в Правительстве РФ» и должны были бы быть увязаны изменения 94-ФЗ, которые готовили чиновники, традиционно относимые к «либеральному крылу» исполнительной власти.
Русское либеральное западничество всегда отличалось склонностью не только к слепому копированию зарубежных образцов, но и ставкой на некие «идеальные отношения», хорошо описанные в учебниках по рыночной экономике и худо-бедно работающие в условиях развитой за века конкуренции, но мало совместимые с отечественными реалиями. Так, проект введения Федеральной контрактной системы основан на абсолютно утопичной для всякого, кто знаком с российскими чиновниками низшего и среднего звена, предпосылке о заведомой добросовестности уполномоченных лиц государственного заказчика. Не исключено, что таковые могут и найтись, но лишь в ситуации отсутствия «должностной ренты» и конфликта объективных экономических интересов. Для страны, традиционно занимающей самые последние места в мировом рейтинге коррупции (последний раз, кажется, 154-е), согласитесь, скорее, похоже на детскую сказку на ночь… В подобной ситуации всякого рода упоминания «конкурсных процедур» и «презумпции порядочности заказчика» выглядят весьма комично. И это не говоря уже о том, что, как это обычно происходит с «модернизационными» прожектами кремлевских либералов, последствия внедрения данной идеи не были заранее ни проработаны, ни оценены, ни апробированы в пилотном режиме в качестве серии локальных экспериментов.
Внятных ответов нет
В результате разгорелась широкая общественная дискуссия, состоявшая из серии «круглых столов» в Госдуме и редакциях влиятельных деловых и общественно-политических СМИ, голосования на сайте «Финнам» и, наконец, нашумевших дебатов Алексея Навального с ректором ГУ-ВШЭ и по совместительству законным супругом министра экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Эльвиры Набиуллиной Ярославом Кузьминовым. По её итогам руководители ФАС и МЭРТ были вынуждены прийти к вполне приемлемому для интересов дела компромиссу: Федеральная контрактная система пока законодательно оформляться не будет, а будет принята новая редакция 94-ФЗ.
Там, конечно же, есть что менять. На данный момент в 94-ФЗ отсутствует внятное определение стартовой цены, но механизм её прояснения необходим. Это может быть и публикация котировок, и проведение анализа рынка, разумеется, с учётом отраслевой специфики. Нечёток в действующем законе и механизм контроля за результатом выполнения госзаказа. Процедура проведения торгов описана детально и чётко, а вот критериев оценки исполнения условий тендера не хватает. Стоит подумать и над тем, как оценивать потенциального исполнителя госзаказа. Достаточно ли при принятии решения знаний о его деловой репутации и компетентности, решает ли все проблемы наличие лицензии и опыта по выполнению работ, подобных тем, что прописаны в условиях госконтракта? Внятных ответов на эти вопросы пока нет и, надо полагать, они окажутся в центре дальнейшей работы чиновников, депутатов и отраслевых экспертов.
Видимо, необходимо разработать типовые требования к закупаемой продукции, а в целях недопущения сговора участников на торгах внести поправки, направленные на введение поэтапно обязательного электронного аукциона. Ради защиты бюджетных средств от мошенников стоит подумать о введении обязательности выставления требований об обеспечении исполнения всех контрактов путём экономической предквалификации. Поможет борьбе с коррупцией и создание единой системы мониторинга государственных и муниципальных закупок, позволяющей проследить историю конкретной закупки от этапа объявления о проведении торгов до этапа завершения исполнения контракта.
В любом случае, работа над важным для экономического развития нашей страны документом набирает обороты. И есть шанс, что она будет проходить под пристальным вниманием общественности. В таком случае новая редакция 94-ФЗ не просто послужит расширению конкуренции, но и усилит прозрачность при принятии чиновниками решений о трате наших налогов, аккумулированных в бюджетах всех уровней, а, стало быть, сократит лазейки для коррупции.
Проект Федеральной Контрактной Системы считает спорным не только блогер- юрист А.Навальный,собравший огромную интернет- аудиторию при обсуждении данного проекта, но и другие борцы с коррупцией,, например, эксперт И.Бегтин,указавший на возможные махинации с постановкой латинских букв вместо кириллицы в описаниях конкурсов, проводимых на электронных площадках для госзакупок.
Поэтому отказ от этого проекта, пусть и временно,и доработка существующего 94-Ф3 можно считать удачным на данном этапе.