Цикл статей «Города красные – города розовые»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
До 2011 года столица расположенного на востоке Индии штата Западная Бенгалия Колката (так с некоторых пор пишется на русском более привычная для нас Калькутта) считалась одним из бастионов индийского коммунизма. Ведь на протяжении многих десятилетий правительство многомиллионного по населению штата возглавляли коммунисты и партии, входящие в Левый фронт.
Но нерешённость социальных проблем, многочисленные факты коррупции и перерождения региональной коммунистической верхушки привели к тому, что в позапрошлом году коммунисты потеряли контроль над Западной Бенгалией. Власть в регионе перешла к созданному в конце ХХ века Всеиндийскому тринамульскому конгрессу (ВТК). Эта общенациональная партия наиболее популярна именно в Западной Бенгалии, где под её контролем находятся многие города, в частности, и столица штата Колката. В муниципальном совете корпорации Колкаты именно фракция ВТК — самая влиятельная, а представитель этой партии Сован Шаттержи с 2010 года является мэром столицы штата. С учётом того, что политическая линия ВТК является умеренно левой и твёрдо светской, можно утверждать, что Колката остаётся центром влияния левых сил.
Колката традиционно считается одним из важнейших торговых, культурных и образовательных центров Индии, по площади, после Мумбаи (в прошлом Бомбея), — это второй город республики, имеющий, кстати, старейший в Индии торговый порт. Непосредственно в городе проживают 4,5 млн человек (седьмой показатель в федеральном индийском масштабе), тогда как городская агломерация Колкаты с 14 миллионами жителей является третьей по численности аналогичной агломерацией Индии после Большого Мумбаи и Большого Дели. Да, Большая Колката – это огромная территория, включающая в себя 39 местных муниципалитетов, 72 административные единицы, имеющие городской статус, плюс более 500 небольших городков и деревень. В совокупности колкатская агломерация растянута на 185 квадратных километров.
В последнее время много говорится и пишется о том массированном экономическом рывке, который с конца ХХ столетия производит индийское государство. Это очень актуально и применительно, в частности, к Западной Бенгалии, в особенности – к её столице. Колката издавна является главным торговым и финансовым центром Восточной Индии. Вообще, в современной Восточной Индии лишь в Колкате имеется международный аэропорт. В городе очень активная социальная жизнь; всё-таки «коммунистические времена» принесли Колкате массовый рост профсоюзного движения, активизацию различных социальных и неправительственных организаций.
Разумеется, как и все остальные крупные города Индии, современная Колката являет собой пример весьма контрастного города-миллионника. По статистическим данным, до сих пор около 40% населения столицы Западной Бенгалии заняты в «неформальном секторе» экономики, а на «третичный» сектор хозяйства приходится почти 85% производимого в Большой Колкате внутреннего продукта. При этом треть населения города не имеет постоянной работы. Кстати, эти тяжёлые цифры характерны и для других западнобенгальских городов. Не в последнюю очередь они тоже сыграли свою роль в поражении прокоммунистического Левого фронта в регионе в 2011-м. По официальным оценкам, 14% населения Большой Колкаты находится в крайней нищете, примерно третья часть горожан проживает в кварталах трущоб. К слову, именно в Колкате (тогда Калькутте) в своё время активно действовала по оказанию помощи беднейшим индийцам знаменитая на весь мир мать Тереза. В этой связи неудивительно, что многие пустующие дома в Колкате часто захватывают «сквотер-преступники», что регулярно повышает градус социальной борьбы в городе и штате.
И в то же самое время, Колката – третий по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) городской центр в Южной Азии. К примеру, в 2010 году ВВП колкатской городской корпорации составил 150 млрд долларов. Колката по-прежнему известна на весь Индостан как важный центр металлургической, угольной, цементной, минеральной, электронной, текстильной и джутовой отраслей промышленности, фармацевтики и пищевой отрасли. Как на дрожжах, нередко темпом 70% в год, растёт производство в секторе информационных технологий. Особенно этот рост заметен по функционированию таких корпораций, как ITC Limited, Coal India Limited и Britannia Industries.
Контрастность Колкаты проявляется и в транспортном вопросе. С одной стороны, здесь недавно открылось метро, в черте города ходят железнодорожные поезда, трамваи и автобусы. По количеству личного автотранспорта на душу населения Колката даже опережает Дели и Мумбаи. И в то же время в регионе нещадно эксплуатируется труд велорикш, а загрязнения от автомобильных выбросов делают Колкату одним из наиболее грязных крупных городов страны. Особенно выбросы от транспорта и промышленных предприятий вредят здоровью горожан в летние месяцы, когда в Колкате стабильно стоит знойная погода. Экология – тот самый вопрос, который непременно необходимо решать нынешнему руководству и города, и штата.
Собственно, то же правомерно сказать и по отношению к системе здравоохранения. В городе действует почти 50 общественных больниц и свыше 360-ти частных медицинских учреждений. Но на 10 тысяч колкатцев всего 61,7 кровати в лечебных заведениях этого города. По опросам общественного мнения, подавляющая часть горожан предпочитает лечиться в частных клиниках (к слову, нелады с общественной медициной также ставили в вину коммунистам во время их правления в штате), но при этом основная часть населения не имеет медицинской страховки! К чести городских властей, в Колкате регулярно проводится пропаганда здорового образа жизни; около ¾ замужних женщин пользуются контрацептивами. С 2005 года в штате запущена Универсальная программа иммунизации, которая подразумевает бесплатную вакцинацию всех жителей. Многие серьёзные болезни, в частности, некогда беспощадная проказа, отступили. Но в то же время ещё многие жители Большой Колкаты страдают от диабета, астмы, недоедания и… переедания.
Колката традиционно является многоэтничным и многорелигиозным городом. Здесь преобладают бенгальцы, но учебные заведения есть также на английском, хинди, урду. Свыше 77% населения города исповедуют индуизм, но при этом имеется крупная (более 20% населения) мусульманская община. В городе немало национальных меньшинств, в том числе живут китайцы, тамилы, есть свои армяне, греки и евреи. И уровень образования в Колкате считается одним из самых высоких в Индии. По официальным данным, на сегодня более 80% жителей мегаполиса являются грамотными. С ранних лет колкатцев воспитывают в общественных школах на принципах толерантности и уважения к вере и чувствам других людей. Это активно поддерживается городской администрацией. В Колкате действуют 14 университетов, они преимущественно принадлежат региональным властям. Среди колкатских вузов выделяются, в частности, открытый ещё в середине XIX столетия старейший в Южной Азии вуз – Университет Колкаты, Бенгальское инженерное и научное общество (второй по престижности институт Индии, выпускающий инженеров), Надавпурский университет, Индийский институт менеджмента.
Нынешняя городская администрация и партия ВТК гордятся тем, что Колката неофициально носит титул «культурной столицы» миллиардной Индии. Да, незря Колкату литераторы называют «городом неистовой, творческой энергии». Здесь расположен первый в Индии музей – созданный в 1814 году. Индийский музей, прекрасные архитектурные шедевры – площадь Марбль и Мемориал Победы – известны далеко за пределами Западной Бенгалии. Также по всей стране известно о частных колкатских театрах, бенгальской школе искусства (в городе действует и Академия изящных искусств), произведениях бенгальской народной музыки.
Региональные власти и мэрия корпорации Колкаты оказывают финансовую и техническую помощь в осуществлении различных регулярных культурных мероприятий, на которые съезжаются гости со всего Индостана. Речь идёт, в частности, о Колкатской книжной ярмарке, ежегодном музыкальном фестивале, национальном театральном фестивале в пригороде Колкаты Нандинкаре, Колкатском кинофестивале, имеющем международный статус. Добавим также, что значение культурной столицы Колката поддерживает ещё и потому, что этот город считается одним из самых «читающих» в стране. В Колкате ежедневно выходят десятки газет, в городе работают 12 местных радиостанций. Одновременно всё большее число жителей становится регулярными пользователями Сети.
И в это также мы видим «социальный парадокс» современной Колкаты, в которой пользование новейшими достижениями технического прогресса всё ещё уживается с многочисленными трущобами. Но, увы, такова суровая реальность Индии. И от деятельности левых и левоцентристских сил, в том числе на местном уровне, зависит, удастся ли этой громадной стране преодолеть столь вопиющий социальный разлом, который до сих пор отравляет жизнь сотням миллионов граждан…