Дмитрий ЖВАНИЯ
Акция женского коллектива “Pussy Riot” в храме Христа Спасителя спровоцировала обострение спора о современной роли Русской православной церкви (РПЦ). Наверное, девушки не ожидали, что их танец в почти пустом соборе обернётся именно таким образом. Ведь их главной мишенью был Владимир Путин, а вовсе не РПЦ и Патриарх Кирилл. Однако после ареста защитники официального православия не устают бичевать их как «кощунниц», а либеральная и левая общественность очень волнуется по поводу «клерикализации России» и несметного обогащения Московского патриархата и его иерархов.
Справедливость с нахрапом
Об акции “Pussy Riot” я написал текст, и больше ничего писать на эту тему не буду, пока участницы группы не окажутся на свободе. А вот вопрос о клерикализации России обсудить любопытно.
Казалось бы, а чего здесь обсуждать? Клерикализация шагает по стране. РПЦ ведёт себя как нация, которая долгое время была угнетённой, а после неожиданного освобождения начала мстить всем окружающим за свои былые обиды. Виноваты все! Даже наитишайшие музейщики и научные сотрудники, которые работают в зданиях, которые раньше, до революции, принадлежали РПЦ.
За последние годы РПЦ забрала себе ряд объектов культурного наследия, в том числе уникальные памятники и комплексы, включённые в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – Новодевичий монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и другие. Интересный прецедент имел место в апреле 2010 года в Соловецком музее-заповеднике, где назначенный его директором наместник находящегося на территории музея монастыря, принял от самого себя по 109-ти договорам движимое и недвижимое имущество, которое является музейной государственной собственностью. Многие помнят, как в 2008-м РПЦ выкидывала Российский государственный гуманитарный университет из корпусов на Никольской в Москве, где раньше располагался Заиконоспасский мужской монастырь. Тогда вместе с судебными приставами в здание ворвались неизвестные в казачьей одежде и принялись выталкивать студентов из аудиторий.
Кстати, Заиконоспасский монастырь, основанный в 1600 году Борисом Годуновым, был первым центром русского богословского образования. Но ведь и знаменитые западные университеты тоже были когда-то центрами богословия! Так что, исходя из принципов европейской традиции, Гуманитарный университет вполне по праву занимал помещения бывшего монастыря. Но России Европа – не указ. Весной 2010 года по указанию высших чиновников организацией МЭРТ (Минэкономразвития) был окончательно оформлен законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Иногда Церковь завладевает тем, что ей никогда и не принадлежало. Например, помещение студенческого театра МГУ было передано РПЦ, несмотря на то, что раньше здесь располагался театральный флигель усадьбы Пашковых. На подмостках этого театра пробовал себя как актёр Денис Фонвизин, когда был студентом философского факультета МГУ (1759-1762). В театре МГУ начинали свой путь многие известные актёры.
«Это был чудесный, удобный, отлично приспособленный для театральных нужд дом — с прекрасной глубокой сценой, залом на 700, что ли, мест, с небольшими репетиционными классами внизу. Этот зал запомнил молодыми Ию Савину и Аллу Демидову, Марка Захарова и Ролана Быкова — который потом, в 1994-м, тот день, когда решалась судьба здания, стоял на этой сцене на коленях и умолял пощадить театр. Наша университетская жизнь — музыкальной студии театра под руководством Васильева-Иващенко, группы “Несчастный случай” и ещё толпы народу, прошедшего в те годы через театр — тоже вся была связана с этими стенами и с этой сценой. В этих классах шли занятия сценречью, вокалом и этюдами, ставились спектакли, мы репетировали там свои песни. В нашем кабаре, на которое ходила вся Москва, выступали тогда Пригов и Гандлевский, Друк и Иртеньев — да весь клуб “Поэзия”. У нас проходили театральные фестивали, мы принимали у себя университетские театры из Европы. Это было абсолютно чудесное, вибрирующее пространство, наполненное жизнью. И я до сих пор не понимаю и никогда уже, видимо, не пойму, за каким бесом тогда потребовалось ломать кресла, срывать занавесы, курочить колосники именно в этом Доме, производить немыслимый, в общем, объём работы по уничтожению живого, популярного, любимого в Москве театра, — когда в ста метрах от него, на задворках журфака, стояла чудесная нарышкинская церковь», — написала на своей страничке в «Живом журнале» певица Ирина Богушевская.
Может быть, РПЦ таким образом решила надругаться над памятью Дениса Фонвизина, который, как известно, в студенческие годы написал «Послание к слугам», в котором обнаружил религиозный скептицизм и резко раскритиковал духовенство?
«Смиренны пастыри душ наших и сердец
Изволят собирать оброк с своих овец.
Овечки женятся, плодятся, умирают,
А пастыри при том карманы набивают.
За деньги чистые прощают всякий грех,
За деньги множество в раю сулят утех.
Но если говорить на свете правду можно,
Так мнение моё скажу я вам неложно:
За деньги самого всевышнего творца
Готовы обмануть и пастырь, и овца!» — эти строки Фонвизин написал 250 лет назад. И вот они вновь стали актуальными.
РПЦ пытается сейчас присвоить себе Ростовский и Рязанский кремли, несмотря на то, что революции 1917 года они ей не принадлежали. В Рязани из ведения музея-заповедника были изъяты Успенский собор с редчайшим иконостасом, иконы которого составляют часть Государственного музейного фонда, часть Дворца Олега, главного экспозиционного корпуса музея-заповедника, помещения выставочных залов и экспозиции «Во славу Отечества». Музейщики указывали на то, что в документах о передаче памятника нет ссылок на законодательные акты, а основанием для передачи названы поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом «во исполнение поручения президента Российской Федерации» от 6 марта 2006 года. Напомню, что президентом тогда был Владимир Путин. Музейщики пытались достучаться до президента Дмитрия Медведева — не помогло.
Если передачу РПЦ зданий, которые ей когда-то принадлежали, ещё можно назвать восстановлением исторической справедливости, несмотря на все издержки этого процесса, то стремление Церкви пролезть в школы – и вовсе нарушает принципы светского образования. Вначале в школах просто хотели ввести предмет «Основы православной культуры». Но эта инициатива встретила резкое противодействие со стороны видных учёных страны. В итоге в феврале 2012 года тогда ещё премьер-министр Владимир Путин подписал указ о введении обязательного школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для детей 10-11-ти лет. В том, что дети будут узнавать основы религий и светской этики, нет ничего плохого. Однако важно, как конкретно будут преподавать этот предмет.
В феврале 2012 года был принят ещё один «клерикальный» закон – о создании корпуса военного духовенства. Однако до реализации этого постановления ещё очень далеко. «В настоящее время из 224 штатных должностей военных священников заняты только 24», — сказал представитель оборонного ведомства. Он пояснил, что это связано с тем, что «не все предлагаемые церковью кандидаты отвечают высоким требованиям» армии.
Чудовищные ошибки и уродливое ханжество
Поведение РПЦ вполне объяснимо. Церковь десятилетия сидела в веригах и теперь, расправляя плечи, толкает окружающих. Те левые, которые оправдывают действия советской власти против церкви и верующих, лишь подбрасывают козыри в колоды клерикалов. Советская власть совершила чудовищные ошибки, воспитывая население в атеистическом ключе.
По официальным данным, приведённым председателем Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий Александром Яковлевым, за годы советской власти в СССР были уничтожены 200 тысяч священнослужителей, ещё полмиллиона подверглись репрессиям.
В одном только Ленинграде за годы существования СССР число храмов сократилось с 500 до 200. 300 церквей были взорваны, либо сломаны, причём не в годы, когда бушевали революционные страсти и ненависть к попам как прислужникам старого режима лилась через край, а в 30-е и 60-е годы.
Когда я оказываюсь на площади Кулибина в Малой Коломне (романтичный района Петербурга), я всё время задумываюсь над тем, почему именно здесь собирается всё отребье округи? Был бы я мистиком — объяснил бы это тем, что раньше на этой площади, на месте топи, которое называли Козьим болотом, стоял великолепный храм Воскресения Христа, возведённый в 1851 году ведущими русскими архитекторами XIX века: Николаем Ефимовым, Алексеем Шевцовым, Василием Небольсиным и Францем Руска. Отделкой собора занимался Карл Маевский — ученик Константина Тона, построившего храм Христа Спасителя в Москве. Главным почитаемым местом храма была устроенная в крипте церковь во имя Рождества Христова — точная копия Вифлеемской церкви Храма Гроба Господня. Она была закончена архитектором Сергеем Садовниковым в 1870-м. Часовня в точности воспроизводила Вифлеемский вертеп, как формой, так и размерами. К её стене были приделаны мраморные ясли с младенцем Иисусом.
На попечении прихода находились «Общество вспоможения бедным» и «Женская богадельня Александры Калитиной». 7 января 1931 года, в праздник Рождества Христова, настоятель храма протоиерей Михаил Чельцов был расстрелян. В 1932 году по решению Ленсовета храм закрыли и взорвали, а на его месте разбили сквер. Теперь на месте, где раньше было Козье болото, собираются алкаши и прочие козлищи. До 1952 года площадь сохраняла историческое название — Воскресенская. Но через 20 лет после взрыва храма площади зачем-то дали имя русского механика-изобретателя Ивана Кулибина, который был абсолютным трезвенником. Ирония судьбы какая-то.
«Лучшие люди района» любят собираться и на другой площади Коломны — площади Тургенева, которая раньше называлась Покровской — по имени церкви, построенной в начале XIX века Иваном Старовым. Её прихожанами в 1816-1818 годах был Александр Сергеевич Пушкин и его родители, которые жили поблизости — в доме на набережной Екатерининского канала.
«Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову — и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье», — написал потом великий поэт в поэме «Домик в Коломне».
Всё в том же 1932 году церковь взорвали большевистские власти. И как назвать эти взрывы, если не преступлениями против культуры? Если перечислить все соборы и церкви, которые были снесены при советской власти, получится огромный каталог. Тот же московский храм Христа Спасителя — это точная копия храма, взорванного 5 декабря 1931 года. На месте храма Христа Спасителя хотели построить небоскрёб Дома Советов с изваянием указующего Ленина наверху, которое бы крутилось в зависимости от направления ветра, играя роль гигантского флюгера.
Переломный момент в отношениях Советского государства и РПЦ наступил после принятия в июне 1928 года постановления ЦК ВКП(б) об усилении антирелигиозной пропаганды. В конце 1929 года в Москве впервые прошло «антирождество» — глумливое гуляние в парке культуры и отдыха имени Алексея Максимовича Горького в Москве. На него собралось около 100 тысяч человек. «Стихийно вспыхивали то там, то здесь, костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т. д.», — сообщал «научно-методический» журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников «Антирелигиозник». На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на Пятилетку, появился отряд будёновцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…» Кстати, именно в 1929-м появилась новая техника сноса домов путём их взрыва.
Надо ли удивляться тому, что РПЦ после всего, что она пережила в советские годы, ведёт себя так нахраписто? Только вот к музейщикам и научным работникам она совершенно напрасно предъявляет претензии. Если бы в зданиях, которые принадлежали ей до революции, не обосновались музеи и научные институты, ещё неизвестно, какая бы судьба постигла их в 30-е годы, а потом — в 60-е, когда прошла вторая волна взрывов церквей.
Кто во всей истории с «клерикализацией» вызывает отвращение — так это бывшие ответственные комсомольские и партийные работники, а также сотрудники госбезопасности, которые теперь и предложения не скажут без того, чтобы не воздать хвалу господу. Когда выпускник Московской высшей партийной школы, а теперь — депутат Государственной думы от партии «Единая Россия» Сергей Попов заявляет, что икона Торопецкой Божьей матери, написанная в XI веке и расколотая от времени надвое, срослась в результате более чем миллиона приложений (поцелуев верующих), создаётся ощущение театра абсурда. И ладно бы, если бы икона действительно срослась благодаря поцелуям.
Но на самом деле этого не произошло. «Если честно, мне проще было бы думать, что этот человек сознательно и беззастенчиво врёт с трибуны, что называется, “в корыстных целях”. Иначе остаётся предположить, что его голова уже находится в том невероятном состоянии, в котором за источник информации всерьёз может приниматься то, что в быту называется ОБС — “одна баба сказала”. <…> Нет, правда, лучше думать, что он врёт, а не повредился в уме» — так прокомментировал выступление председателя Комитета Государственной думы по делам общественных организаций и религиозных объединений Сергея Попова научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нарсесян (сейчас Попов — заместитель председателя названного думского комитета).
Большим религиозным рвением отличаются бывшие высокопоставленные комсомолки на излёте пятого десятка. Они любят фотографироваться в окружении икон или в благочестивой компании с батюшками и монастырскими матушками. Если бы на фото дело и кончалось, то, глядя на них, можно было бы просто снисходительно улыбнуться. Ведь ещё Мольер в «Тартюфе» заметил: «И крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть». Но нравственность дамочек крепнет настолько, что они предлагают законы, которые власть потом будет использовать против неугодных.
Депутат Государственной думы от «Справедливой России», член общественной организации «Офицеры России» генерал-майор МВД Татьяна Москалькова намерена ходатайствовать перед Госдумой о введении уголовной статьи «за покушение на нравственность и грубое нарушение правил общежития, за действия, посягающие на честь и достоинство граждан, нравственные устои общества». «Я считаю, что остальные депутаты меня поддержат, так как угрозу разрушения государственности составляет, в первую очередь, не уровень экономики, а пошатнувшиеся моральные устои в обществе», — заявила госпожа Москалькова.
Когда с такими речами и с такими инициативами выступает член партии, которая входит в Социалистический интернационал и декларирует приверженность ценностям мировой социал-демократии, остаётся только в недоумении развести руками и сокрушённо помотать головой. А в думской фракции «Справедливой России» есть целая группа благочестивых дам! С другой стороны, в очередной раз мы видим, как тупые и бессмысленные акции служат поводом для завинчивания гаек. (Напомню, что поводом для инициативы Москальковой послужила акция группы «Война» с засовыванием тушки курицы во влагалище жены активиста группы.)
РПЦ как комиссариат по идеологии
Кажется, нужно ли ещё приводить доказательства клерикализации России? Разве мало фактов «поповской наглости»? Но все эти факты говорят не о клерикализации, а о другом, пусть и родственном явлении. Обязательным условием клерикализации является независимая политическая роль церкви, а РПЦ её не играет.
В российском законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» существует положение, которое на основании закреплённого в конституции принципа отделения религиозных объединений от государства запрещает этим объединениям «участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь» (статья 4, пункт 5 Закона).
«Таким образом, запрет на участие религиозных организаций в политической жизни вовсе не охраняет основы светского государства. Он даёт официальный повод РПЦ устраниться от участия в разрешении актуальных общественно-политических проблем, ограничиваясь предельно абстрактными декларациями, и в то же время позволяет иерархии держать под контролем политическую активность священнослужителей. А светская власть, установив соответствующие законодательные ограничения, застраховалась от появления авторитетной религиозно-политической оппозиционной партии», — отмечает доктор философских наук, профессор Михаил Шахов. Кстати, жертвами этого закона стали всевозможные христианско-демократические объединения. В одном из них в своё время состоял депутат петербургского Законодательного собрания Виталий Милонов, который теперь, будучи членом «Единой России», борется с педофилией, а заодно — с ЛГБТ.
О богатстве РПЦ ведут рассказ всякие речистые люди. Иерархи РПЦ, да и простые настоятели храмов, разъезжают на дорогих автомобилях, а Патриарх Кирилл носит часы за 30 тысяч евро и проживает в элитном доме с видом на Кремль… Однако в исследовании «Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и её теневая составляющая» осторожно говорится об оценках экономической деятельности РПЦ в сотни миллионов долларов, о годовом объёме финансовых потоков (как легальных, так и «теневых») в несколько десятков миллионов долларов и т. д.
Церковный «жир» не идёт ни в какое сравнение с теми цифрами, которые мы находим в списке самых богатых людей России. Вот тройка лидеров списка «Самые богатые люди России 2012»: Алишер Усманов — состояние $ 18. 100. 000. 000, Владимир Лисин — состояние $ 15. 900. 000. 000, Алексей Мордашов — состояние $ 15. 300. 000. 000.
И наконец, у РПЦ нет достаточного людского ресурса, чтобы мы могли всерьёз рассуждать о клерикализации. Согласно данным ВЦИОМ за 2006 год, лишь 9% респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36% отметили, что православие является для них традицией предков. Согласно опросу, проведённому Фондом «Общественное мнение» в январе-феврале 2010 года, лишь 4% православных россиян регулярно посещают храм и причащаются. Таким образом, мы можно смело утверждать, что в России от силы 4-5% населения являются воцерковлёнными людьми.
Ещё в 2003 году тогдашний Патриарх Алексий II заметил: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов». По наблюдениям главы социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Тарусина, большинство тех, кто называет себя православными, «если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенской воды взять…»
Знаменем православия всё больше размахивает власть — все эти бывшие сотрудники обкомов и райкомов, выпускники партшкол и школ комсомольского актива, полковники и генералы МВД и ФСБ. И дело не только и не столько в их щекотливом возрасте, сопряжённом с переживаниями на почве физиологических изменений организма, сколько в полной безыдейности. Священники рискуют стать «новыми комиссарами» циничной и ханжеской власти. Этот процесс профессор Михаил Шахов ещё десять лет назвал «синодализацией»: «Один вывод из сказанного напрашивается сразу: в России реальна не “клерикализация” (с сильной самостоятельной Церковью, вмешивающейся в дела государства), а новая “синодализация” — сближение Церкви с государством по инициативе последнего, сопровождающееся усилением зависимости Церкви от государства, которое является источником благ и льгот, предоставляемых в обмен на идеологическую поддержку светской власти». По его мнению, «“синодализация”, в качестве альтернативы клерикализации, делает Церковь несвободной, зависимой от своего покровителя-государства, вынужденной, в конечном итоге, следовать в фарватере его политики».
Однако крики о клерикализации всё громче и резче. «Сетевые хомячки» создают демотиваторы, которые высмеивают РПЦ, либеральные и левые публицисты не жалеют энергии на её обличение, а либеральные и левые активисты проводят антицерковные акции, полагая, что стране угрожает «религиозное мракобесие» и «возвращение в Средневековье». Всё это происходит на фоне суда над Pussy Riot, который выглядит как начало «новой охоты на ведьм». Однако обличители упускают тот факт, что девушек в тюрьме держат не по воле патриарха Кирилла, а по воле президента Путина. Руководство РПЦ, дабы подыграть власти, от которой она зависит, лишь делает жандармские заявления.
Тот факт, что патриарх Кирилл носит часы за 30 тысяч евро, лишь ленивого не заставил говорить о нарушении предстоятелем норм христианской скромности. Однако информация о наличии у главы РПЦ дорогущих часов фирмы Breguet появилась ещё летом 2009 года. Но активно эта тема начала обсуждаться и возбудила правдолюбов только сейчас.
Иногда у меня создаётся такое впечатление, что власть специально вбросила в общественное пространство кость «клерикализации», чтобы отвлечь общество от других проблем. А “Pussy Riot”, по всей видимости, стали разменной монетой в реализации чьего-то пиар-сценария. Чьего? Остаётся только догадываться, задавая себе вопрос, а кому выгоден шум по поводу клерикализации России? Конечно, обращает на себя внимание тот факт, что владельцем ИД «Коммерсант» и сайта «Газета. ру», где активно обсуждается эта тема, является самый богатый человек России Алишер Усманов, который может себе позволить каждый день покупать часы фирмы Breguet. Но Алишер Усманов и прочая компания богатеев не вызывает такой ярости у протестной общественности, как «жирующий Кирилл».
Однако вряд ли антиклерикальный шум заказали олигархи. Этот шум выгоден самой власти. «Наступление клерикалов» — это её отвлекающий манёвр, предпринятый ею после народных волнений в декабре 2011 года, на который повелась протестная общественность.
Так, против вступления России в ВТО протестовали только нацболы. Остальные были заняты борьбой с клерикализацией и защитой Pussy Riot. А ведь вступление нашей страны в ВТО грозит обернуться для нас гораздо более печальными последствиями, чем введение института воинских священников. По данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них. В годовом выражении — 90 миллиардов долларов против 23-х, то есть на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придётся вчетверо больше потерь нашей экономики. А впереди ещё целая серия антисоциальных законов. Так что пора переключиться с борьбы с клерикализацией на отстаивание социальных прав граждан.
Девушки же из Pussy Riot сидят ни за что. Просто они оказались в ненужное для себя, но в очень нужное для кого-то другого время в храме Христа спасителя…
Сие редкий бред либерала и русофоба. Автор безумен и ему место в психбольнице .
Очень актуальная статья, проблемная. На мой взгляд клерикализация погубить Россию. Именно она, а не что иное. В октябре 1993 года удалось погасить гражданскую войну потому, что Церковь была в стороне от политики. Сейчас такой сценарий не пройдет. И что это за власть, если ей нужны «клерикарные костыли». Если рухнет государство, как того хочет госдеп США, рухнет и Церковь. Так уже было в 1917 году. История повторяется, она никого ничему не учит. К сожалению…
Очевидно только одно! Справедливость слов Серебрякова при эмиграции в Канаду. Пусть уж будут вокруг искусственные улыбки,чем открытая и искренняя ненависть государства к народу здесь. Этим все сказано!А бригеты и дорогие тачки слуг и не только церковных это шелуха!