Как социалисты преобразовали Лиссабон

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ

Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»

Португалия относится к числу унитарных европейских стран, однако процессы децентрализации там идут ещё с конца ХХ столетия. В исторической области Эстремадура на юго-востоке португальского государства только столица страны, город Лиссабон, мог выступить в качестве «флагмана» при образовании своего субрегиона.

Лиссабон — один из самых красивых городов Старого Света

 

Столичный субрегион или «Большой Лиссабон», оформивший свой последний юридический статус в 2015 году, представляет собой самый многочисленный из субрегионов Португальской республики. Он раскинулся на территории 1376 квадратных километров и насчитывает сегодня более двух миллионов человек, проживающих преимущественно в пределах португальской столицы.

Речь идёт о 18 административно отличающихся друг от друга муниципалитетах. Если же взять Лиссабонский регион («Большой Лиссабон» плюс полуостров Сетубал) — это уже территория с 2,8 миллиона постоянных жителей. Этот регион уже имеет свою собственную представительную и исполнительную власть, равно как и свой региональный бюджет, самый большой для регионов страны; ведь Лиссабонский регион, учитывая промышленный вес сетубальской зоны, даёт да 45% валового внутреннего продукта (ВВП).

Если же взять Лиссабонский регион («Большой Лиссабон» плюс полуостров Сетубал) – это территория с 2,8 миллиона постоянных жителей.

Эксперты справедливо отмечают, что «Большой Лиссабон» — это ядро национальной португальской экономики. И для этого имеются веские основания. ВВП столицы страны представляет цифру в 73,3 миллиарда евро. На душу населения в «Большом Лиссабоне» приходится около 30000 евро, что можно назвать средним показателем для регионов Европейского Союза. Учитывая, что Португалия относится далеко не к самым богатым странам «Старого Света», данный показатель заслуживает внимания.

Опять же это не удивительно, если иметь в виду, что «Большой Лиссабон» аккумулирует 35% португальского ВВП, намного опережая по этому индикатору иные субрегионы республики. «Большой Лиссабон» является глобальным мегаполисом, по меркам зарубежных исследователей крупных агломераций. В столице Португалии сосредоточены представительства десятков крупных компаний, предприятий и банков. Естественно, и в Лиссабоне, и в его пригородах очень сильные позиции имеет сектор услуг, что логично: на 2018 год португальская столица входила в десятку самых посещаемых городов европейского континента, её в позапрошлом году посетили около 4,5 миллиона туристов.

С 2015 года мэром столицы стал Фернандо Медина, заменивший своего товарища по партии Антониу Кошту, который сейчас занимает пост премьер-министра Португалии

Но держа в уме, что в Лиссабоне имеются прекрасные гостиницы (причём на разный кошелёк), замечательные рестораны и кафе, бутики с одеждой и т. д. (с ценами, заметно отличающимися для иностранных туристов в лучшую сторону — по сравнению с Италией и Францией), а также то, что в пределах «Большого Лиссабона» раскинуты чудесные пляжи на побережье Атлантического океана, следует также помнить, что столица Португалии по праву входит в число 20 наиболее удобных для проживания городов.

Тут следует заметить, что подавляющее большинство муниципалитетов, относящихся к пространству «Большого Лиссабона», находятся под контролем левых сил, прежде всего «розовых» — социалистов. К примеру, на последних муниципальных выборах соцпартия вновь одержала верх в столице, получив 42% голосов и абсолютное большинство мандатов в городском совете. С 2015 года мэром столицы стал Фернандо Медина, заменивший своего товарища по партии Антониу Кошту, который сейчас занимает пост премьер-министра Португалии. То, что в «Большом Лиссабоне» властвуют политически однородные настроения, без сомнения, оказывает позитивное воздействие на развитие столичной агломерации.

Быстрыми темпами развиваться лиссабонский метрополитен, совсем недавно открылась его новая, четвёртая линия, строятся метростанции вне пределов столичного муниципалитета.

Но что это означает для проживающих в столичном субрегионе на деле? Например, то, что муниципальные и региональные власти и институты активно занимаются благоустройством прилегающих территорий, что в нынешних условиях касается в большей степени приатлантических районов. Посещая в последние годы несколько раз этот старинный, один из самых красивейших городов Европы, я заметил, что Лиссабон и его пригороды с каждым годом становятся всё более «зелёными».

Если ранее в Португалии велосипедный спорт среди массы граждан не был особо популярен, «социальная реклама» и забота местных властей о создании новых велодорожек делают своё дело. Вместе с этим, городская и региональная администрации энергично строят более доступное социальное жильё (причём дизайн этих зданий, надо сказать, весьма оригинален и просто приятен для глаз), переоборудуют городские библиотеки современной техникой, в разных местах «Большого Лиссабона» постоянно возникают новые спортивные площадки, фитнес-залы, бассейны. Очень большое внимание местная власть отводит также дошкольному и начальному образованию, в том числе через призму интеграции в португальское общество детей иммигрантов.

«Большой Лиссабон» аккумулирует 35% португальского ВВП, намного опережая по этому индикатору иные субрегионы республики.

К очевидным плюсам «Большого Лиссабона», на взгляд автора, можно отнести транспортный фактор. Особенно после того, как вернувшись на национальном уровне к власти в конце 2015 года социалисты при поддержке других левых сил в парламенте приняли законодательные акты о ренационализации авиакомпании TAP, столичного метро и автобусной компании. Эти меры носили политический характер, однако важно отметить, что после этого лучшее впечатление стал производить столичный международный аэропорт, пустили больше местных «электричек» собственно в «Большом Лиссабоне». Стал ещё более быстрыми темпами развиваться лиссабонский метрополитен, совсем недавно открылась его новая, четвёртая линия, строятся метростанции вне пределов столичного муниципалитета.

Сами лиссабонцы утверждают, что в качестве прибавила и автобусная служба. В среднем считается, что жителю столичного субрегиона для того, чтобы добраться от местожительства до своей работы нужно всего 59 минут. Это явно меньше, чем в большинстве иных европейских мегаполисов. Безусловно, всё это работает как на «туристический имидж» португальской столицы, так и оказывает благотворное влияние на развитие самого «Большого Лиссабона».

Оригинал