Изображая «эффективное лидерство»: «мёртво, тускло и пошло-хвастливо»

Владимир СОЛОВЕЙЧИК

Июньскими белыми ночами на берегах Невы из года в год, уже шестнадцать раз подряд, заседает Петербургский экономический форум (ПЭФ). Традиционно в его рамках программные тезисы оглашают первые лица нашей страны. Не стало исключением и заседание ПЭФ 21 июня 2012 года. На нём с речью о перспективах российской и мировой экономики выступил недавно открывший свой третий президентский срок Владимир Путин. С момента последней инаугурации Владимир Владимирович впервые лицом к лицом встретился с крупнейшими зарубежными и доморощенными бизнесменами. Естественно, те ожидали от него многого…

«Национальный лидер», казалось, заранее зная о надеждах и чаяниях своих самых главных (и самых богатых) избирателей, начал посещение ПЭФ с пленарного заседания на тему «Эффективное лидерство». Знаково и со вкусом: надо же показать всем, кто на самом деле в охваченном кризисом мире глобального капитала — самый главный, то есть «самый эффективный», самый неизменный в своих полномочиях, оценках и суждениях на фоне меняющейся череды проигрывающих свободные выборы глав государств и правительств. О том и пошла речь.

«Национальный лидер» Владимир Путин, казалось, заранее зная о надеждах и чаяниях своих самых главных (и самых богатых) избирателей, начал посещение ПЭФ с пленарного заседания на тему «Эффективное лидерство». Знаково и со вкусом

По мнению г-на Путина, сейчас, по сравнению с развитыми странами, Россия — просто остров стабильности. У старших партнеров РФ по G8 накопилось немало проблем: «дисбалансов, а также долгов накоплено очень много: в Германии — 81% ВВП, во Франции — 84% ВВП, в США — 104% ВВП, в Японии ещё больше». Но необходимые шаги по исправлению ситуации откладываются, полумеры только её усугубляют, раскритиковал нерешительность коллег из развитых стран российский президент. То ли дело у нас, в стране, где уже двенадцать с лишним лет полновластно правит нынешний хозяин Кремля… На фоне кризиса в еврозоне Россия выглядит островом стабильности, предположил президент РФ. И — красиво подытожил: «Эффективное лидерство — это реалистичные действия, сбалансированная бюджетная политика, контроль над госдолгом, финансовая дисциплина. Надо уметь говорить правду и брать на себя ответственность». Попутно добавив, что спекуляции на финансовом рынке и популизм в политике одинаково опасны. «Пузыри-пустышки не должны быть ни в политике, ни в экономике». Сказал, как отрезал. Забыв при этом, как ни странно, поведать о недавней свистопляске с падением курса рубля, которое правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым просто проспало, отреагировав с существенным опозданием и крайне непрофессионально.

Впрочем, в отличие от своего подчинённого и совсем ещё недавно формального начальника, г-н Путин аудиторию чувствует неплохо и понимает, что совсем уходить от острых тем в этом кругу не принято. Приходится говорить об имеющихся проблемах, правда, в своей, крайне оптимистической, редакции. Так, президент РФ вполне справедливо заметил, что в России нужно создавать полномасштабную систему прогнозирования и управления рисками, ибо только наличие такой системы поможет минимизировать последствия внешних воздействий на экономику и, в то же время, не допустить возникновения кризиса по внутренним причинам. «Мы осознаём, что вероятный кризис может быть иным – не таким, как нынешний, — отметил Путин. — Поэтому считаю актуальным создание полномасштабной системы прогнозирования и управления рисками».  С виду всё выглядит неплохо: «Субординированные кредиты, госгарантии, программы стимулирования спроса и занятости — весь арсенал уже проверен и доказал эффективность». Можно поверить, если забыть осень 2008 года. Разразившийся, в частности, в те месяцы кризис на рынке межбанковских кредитов и лихорадочные действия тогдашних президента Медведева и премьера Путина. Действия, направленные на спасение – за счёт государственных средств – частного бизнеса крупнейших собственников, этих подлинных хозяев капиталистической России. Действия, не остановившие самое масштабное падение экономики среди мировых держав. А ведь ещё накануне кризиса, в июньские дни 2008 года, на тогдашнем ПЭФе звучали речи, один к одному, похожие на четверговый спич Владимира Владимировича. Про «островок стабильности», «тихую гавань мировой экономики» и «рай для инвесторов». Чуть раньше и сам г-н Путин, помнится, обещал «строить максимально благоприятный режим для иностранных инвесторов» и формировать «отношения, построенные на доверии и взаимовыгодной интеграции». Дело было в «тучном» 2007-м. Примерно о том же говорил президент РФ и в ходе нынешнего ПЭФ. Получается, пять лет прошли впустую?

Что касается решения конкретных проблем страны, то красивые речи в рамках ПЭФ этому вряд ли поспобствуют. Как заметил ещё полтора века тому назад великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, «в сущности, всё это будет лишь тусклой гнилью, почти презренным набором слов, за которым не слышится ни системы, ни убеждения»

То, что кризис экономический может вызвать обострение политической ситуации, понимают и Путин, и наиболее толковые из числа его приближённых. Утром, ещё до выступления президента РФ, эту тему развивал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он опасается, что непопулярные экономические меры затруднят прохождение правительственных инициатив через Государственную Думу: «Нам нужно будет принимать жёсткие решения — вы понимаете, что это будет очень тяжёлая работа». Свои озабоченности Шувалов высказал вчера во время делового завтрака Сбербанка в рамках ПЭФ. Кроме признаков политической нестабильности, в речах участников форума звучала озабоченность нестабильностью экономики и государственного бюджета. Так, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин прогнозирует, что новый кризис в Европе будет серьёзным и продолжительным, затронет Россию. Между тем аналитики предупреждают, что политика Федеральной резервной системы США толкает цены на нефть в диапазон от 70 до 90 долларов за баррель. А это уже очень опасный уровень для российской казны.

О том же говорил в своей речи и г-н Путин: «Мы должны понизить опасно высокую планку нефтегазового дефицита». Объём бюджетных расходов и обязательств правительства не будет в ближайшем будущем привязан к цене на нефть, а сверхдоходы от нефти и газа пойдут на пополнение резервов. Выполнить эту задачу правительство надеется с помощью введения бюджетного правила, которое одобрило на днях, позже в кулуарах форума сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов: «Правило будет учитывать десятилетний период формирования цены на нефть. Только этот период будет учитываться не сразу, а постепенно». В будущем году, когда правило начнёт действовать, бюджет будет ориентироваться на среднюю цену на нефть за последние пять лет, в 2014 году — за последние шесть лет. Осталось, чтобы с таким подходом согласились парламентарии… Г-н Шувалов, к примеру, откровенно признался, что сомневается в успехе: «Я, кстати, хочу, чтобы все учитывали, что в этот момент, в этот политический цикл, это не только ответственность правительства при таком составе парламента, при достаточно серьёзной “левой” части и при том, что “Единая Россия” будет всё время налево поглядывать».

Видимо, в ожидании недовольства в парламенте в сочетании с массовыми протестами вне стен его, на улицах и площадях российских городов, президент РФ решил заранее попугать всех потенциальных недовольных. Путин всерьёз полагает, что бесконтрольная свобода выражения мнений становится контрпродуктивной и даже опасной, если ведёт к разрушению гражданского мира и безопасности: «Мы должны понимать, что в государстве можно и нужно улучшать, а какие институты являются фундаментальными и не подлежат никакой ревизии».

Запоминается любой из ПЭФ исключительно транспортными проблемами и гротескно преувеличенными мерами безопасности. Нынешний ПЭФ исключением не стал

Надо понимать так, что «не подлежит никакой ревизии» политика приватизации, которую г-н Путин в своём выступлении прямо пообещал продолжать и далее. «Фундаментальным институтом» для нынешних доморощенных «оффшорных патриотов» и «суверенных демократов» кремлёвского разлива является и собственность зарубежных капиталистов. Именно это призвана показать состоявшаяся 21 июня встреча президента РФ с прибывшими на ПЭФ главами крупнейших мировых инвестиционных фондов и банков, на которой Путин заявил следующее: «Очень бы хотелось, чтобы вместе с вами, при вашей помощи, при вашем непосредственном прямом участии иностранные инвесторы приходили не только в традиционные сферы российской экономики, не только в сферу минеральных ресурсов, добычи сырья, но и в другие области деятельности, они у нас достаточно диверсифицированы. Это широкое поле для работы — имею в виду инфраструктуру, транспорт, логистику, здравоохранение, финансовые услуги, венчурные проекты». Отнюдь не факт, что сразу же за этим заявлением в указанные отрасли народного хозяйства России широким потоком потекут иностранные инвестиции. Тут речь идёт, скорее, о политическом сигнале г-на Путина «спонсорам» и «инвесторам»: пока я в Кремле, вас, господа, никто не обидит, можете спать спокойно…

В общем, изобразить «эффективное лидерство» и на сей раз г-н Путин сумел с блеском. Что касается решения конкретных проблем страны, то красивые речи в рамках ПЭФ этому вряд ли поспобствуют. Как заметил ещё полтора века тому назад великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, «в сущности, всё это будет лишь тусклой гнилью, почти презренным набором слов, за которым не слышится ни системы, ни убеждения». Потому и выглядит, вспомним точку зрения Михаила Евграфовича, «мёртво, тускло и пошло-хвастливо». Потому, кстати, и запоминается любой из ПЭФ исключительно транспортными проблемами и гротескно преувеличенными мерами безопасности. Нынешний ПЭФ исключением не стал: псковский ОМОН, сотрудники ППС из районов Псковской области, тамошние кинологи со служебно-розыскными собаками в сочетании с гигантскими автомобильными пробками. Они, как водится, возникли в центре Петербурга в связи с разъездами участников ПЭФ и гостей губернаторского банкета на Заячьем острове. 21 июня горожанам невозможно было передвигаться по Университетской набережной, Дворцовой площади и Невскому проспекту. Движение фактически было остановлено и для автомобилистов, и для пешеходов ради пропуска VIP-гостей. Так, стоявшие больше 10 минут на пешеходном переходе на Дворцовой площади петербуржцы вынуждены были штурмовать переход, в то время как сотрудник ГИБДД остановил движение, дожидаясь проезда машин со спецсигналами. Пассажиры автобуса, двигавшегося по Васильевскому острову в сторону Невского проспекта, со Среднего проспекта до Дворцового моста добирались больше часа. Что они при этом думали о ПЭФ, его гостях и своём правительстве, догадаться, думаю, труда не составит.

2 комментария

Грамотная, претенциозная статья! Позиция автора убедительна и верна! В духе времени и фактов политической и общественной жизни!Очень действенна!

Добавить комментарий