Вспышкин был брендом и мега-звездой Петербурга. Да и всей России. Его любил весь город, вся страна. При имени «Вспышкин» улыбался и стар, и млад. Я помню, как у него просили автограф пассажиры сельского автобуса в глухом месте Псковской области. В Петербурге Вспышкин выполнял функцию круглогодичного Деда Мороза.
При виде него дети, подростки, девушки и взрослые мужики озарялись счастливой улыбкой и бросались брать у него автограф. Володя терпеливо позировал, снимался со всеми, кто этого хотел, никому не отказывая, даже если куда-то торопился. Поэтому на встречи обычно опаздывал, пробиваясь сквозь толпу поклонников. Он обстоятельно всем писал длинные автографы, поздравления, пожелания. Когда не было листка бумаги, молодые люди подставляли свои руки, а девушки — голые животики, чтобы Володя писал свой вспышкообразный автограф прямо фломастером на коже. «Я сею позитив», — говорил Володя, и многочисленные случаи, когда «колбасёры» рассказывали, что добрые пожелания Вспышкина сбываются, подтверждали это. В миг встречи Вспышкина и поклонников наступала вспышка перемирия, доброты, надежд на лучшее.
Сейчас я думаю, что проект «Вспышкин и Никифоровна», придуманный радио «Рекорд», оказался последним гениальным русским всенародным проектом. Я видела, как песенки Вспышкина и Никифоровны про шишки, которые падают в лесу, пел отряд детишек в московском метро. А уж Новый год без песенки «Новый год — меня прёт» представить себе уже трудно. Я думаю, успех и долгоживучесть этого проекта, всех этих безумно весёлых песенок — в юморном облучении всех дутых ценностей новой России, выбравшей целью путь к баблу. В проекте «старички» Вспышкин и Никифоровна хохмят над темой секса, издеваются над звёздами попсы. Проект «Колбасного цеха» просуществовал несколько лет, а дальше уже шла народная любовь без всякой «раскрутки» и «подкрутки» к позитивному белобородому мускулистому старику, зажигающему на дискотеках.
Долгое время диджей Вспышкин отказывался давать интервью, так как станция «Рекорд» требовала от своих звёзд создавать вокруг себя атмосферу таинственности. Но после закрытия проекта за артистической маской Вспышкина стал прорисовываться яркий и интересный человек Владимир Александрович Турков.
Так кто же он, МС Вспышкин?
Родился 31 октября 1936 года в Ленинграде. Его маме Вере Марковне было всего 16 лет, отцом ребенка стал комсомолец Саша, работник Дома Культуры на Валдае. Он погиб в 1941-м. Рос Володя в коммуналке у Пяти углов, в доме 28 на Загородном проспекте, живя с мамой, бабушкой, новым мужем бабушки и кучей других родственников. В том же доме жила внучка композитора Римского-Корсакова, она растила прекрасного сына, который умер молодым. Во время блокады пятилетний Володя был эвакуирован, но эшелон разбомбила немецкая авиация. Крестьяне Новгородской области спасали детей из горевших вагонов и оставляли у себя. Вовсю резали скот, чтобы он не достался фашистам. Сытное время, проведенное у крестьян, спасло его от голодной смерти, дав необходимые силы пережить зиму 42 года. Потом семью Турковых эвакуировали в Барнаул, в 46-ом семья вернулась в Ленинград.
У Пяти углов после войны собирались горькие пропойцы, инвалиды войны, которым нечем было заняться, кроме распития водки. Володя и сам часто убегал из дома и проводил время с беспризорниками во дворах Невского проспекта, греясь у труб, начал курить и попробовал спиртное. Позже он шутил: «В 10 лет я бросил курить и пить». Однажды Володя попал под машину, когда ему оказывали медицинскую помощь, то не могли разжать ему ручонку, в которой он зажимал продуктовые карточки.
Когда Вова подрос, то решил дворы, в послевоенное время забитые мусором и дровами, вычистить. Он организовал субботник, и в освободившихся подвалах инициативный юноша наладил занятия спортивного кружка, достал гантели, штанги и предложил накачивать мускулы. Володя создал отдельную секцию для девушек, стремящихся сформировать спортивную фигуру. Возможно, это были первые занятия бодибилдингом в Ленинграде, да и во всём СССР. Зимой Володя заливал во дворе каток, за что ему постоянно приходилось ругаться с дворниками и управдомом. Получив образование, Владимир стал работать инженером в институте метрологии имени Менделеева. Он любил посещать Дом культуры пищевиков на улице Правды, там в то время часто выступали барды, и выступал Владимир Высоцкий. Концерты в ДК так поразили Владимира, что он организовал из друзей группу «Кочевники». Ребята сшили костюмы в русском народном стиле и пели под гитару свои стихи. Это была одна из первых русских рок-групп. К Владимиру приходил учиться играть на гитаре 15-летний Миша Боярский.
Во время перестройки Владимир Турков инициирует создание общества блокадников, открывает одно из первых частных издательств в перестроечной России. Для своей семьи — жены и трёх детей — он покупает деревенский дом в Новгородской области на реке Шелонь. Однажды реку перегораживают плотиной, уровень воды в реке поднимается, и село вдруг оказывается на острове и без электричества. А Владимир Турков привык бриться электрической бритвой. И вот благодаря отсутствию бритвы он за лето превращается в красавца с белой пышной бородой и волосами. Его начинают активно приглашать сниматься в кино на эпизодические роли. Вскоре компания «Рекорд» объявила кастинг в музыкальный проект, и Владимир Турков превращается в восхитительного диджея МС Вспышкина, а молодой музыкант и мультиинструменталист Дмитрий Чеков — в «Никифоровну». Участники дуэта буквально фонтанировали идеями, вместе сочиняли музыку и слова. Эти времена МС Вспышкин вспоминал как самые счастливые. Дуэт пользовался популярностью, выступал на массовых дискотеках, рейвах, собирал по 10-15 тысяч человек, ездил в Израиль, США, исколесил Россию. Диски «Вспышкина и Никифоровны» разошлись миллионными тиражами…
После закрытия проекта Владимир Турков никак не мог выйти из образа Вспышкина, он стал звездой неформального кино у кинорежиссёра Константина Селивёрстова, позировал художникам, снимался в рекламе. Последний год МС Вспышкин стал петь в хоре блокадников. Молодой скульптор-академист слепил с него скандинавского бога Одина. Фотография полностью обнажённого МС Вспышкина была представлена на выставке фотографа Али Есипович в Мраморном дворце Русского музея.
С детьми и внуками он долгое время жил в маленькой квартире на Васильевском острове, пока ему как блокаднику ему не дали квартиру. На приём к Матвиенко его пригласили по телефону, из Смольного. Попросили одеться прилично. «Тогда я вообще не приду!» — сказал Вспышкин. Охрана в Смольном заставила Вспышкина снять с себя все железо с одежды: бесчисленные шипы и заклепки. Но ошейник с шипами Вспышкин всё же снять отказался. В торжественном зале заседаний Валентина Ивановна раздавала немощным старикам ордера. Услышав свою фамилию, МС Вспышкин подскочил к градоначальнице, подмигнул ей и молодецки гаркнул: «Место встречи изменить нельзя! Помните, катались вместе с вами на роликах на Дворцовой площади?»
Владимир Турков и его семья — мама Вера Марковна, жена Надя, два сына-близнеца Юлиан и Константин, дочь Настя, внуки — мне порой напоминали семью Ростовых у Льва Толстого в «Войне и мире». В этой семье царили искренность, доброжелательность. Дочь Настя вышла замуж за циркового артиста, и её дочь Вероника росла среди обезьян, крокодилов, собачек и питонов. К тому же родители девочки часто уезжали на гастроли. Дедушка с бабушкой — Володя и Надя — практически вырастили Веронику, ей сейчас 15 лет, она играет на гитаре и обучалась балету.
Для меня Володя был истинным народным центровым русским и петербургским человеком, сдержанным, глубоко порядочным, в котором в гармонии находилась мудрость и протест, юмор и пафосность, любовь к правде и весёлый эпатаж. Он был в нашем городе человеком-праздником, ходил в то оранжевых брюках, то в виде ковбоя-металлиста, то в виде дурашливого Бэтмана, летящего к вам на крыльях ночи. Один его внешний экзотический облик «сеял позитив» вокруг. «Сеяла позитив» его манера общаться с людьми. Незнакомые молодые люди на улице порой проникались таким доверием и симпатией к Вспышкину, что начинали просить у него совета в семейных делах, раскрывали ему свою душу. Он был всероссийским идеальным дедом, каждому хотелось бы иметь такого деда.
31 октября Володе исполнилось 75 лет. Он сказал, что не будет праздновать пышно свой юбилей, что проведёт его скромно со своей девяностодвухлетней мамой Верой Марковной. Он сказал, что ему неприятна шумиха, помпезность. Главной мукой Владимира Туркова была подростковая наркомания, последние годы он добивался встречи с президентом Медведевым, у него была своя разработанная программа по борьбе с этим злом. Володя говорил в последнее время, что у него вся душа изболелась за Россию, что его угнетает атмосфера нарастающей лжи вокруг…
После смерти «Никифоровны» — Дмитрия Чекова, погибшего в автокатастрофе, — Вспышкин сильно переживал, особенно его оскорбляло существование лжевспышкина Ивана Ивановича, который пел под фанеру и зажигал гораздо хуже Вспышкина натурального. 27-летний Дмитрий Чеков погиб в августе этого года в Лужском районе Ленинградской области в ДТП. 14 ноября 2011 года Владимир Турков, известный всему городу как МС Вспышкин, скончался от сердечного приступа в Санкт-Петербурге на станции метро «Улица Дыбенко». Диджей похоронен на Смоленском кладбище на Васильевском острове. В его гроб положили портрет «Никифоровны».
Покойся с миром великолепный ЧЕЛОВЕК!!!