Инвалид в недружелюбном городе

Елена ШУЛЬГИНА

Петербургской девушке Евгении Гуровой, которая в Живом журнале ведёт дневник под ником  jenianm, инвалиду-колясочнику, удалось привлечь внимание к проблеме передвижения людей с ограниченными возможностями в Петербурге. «Мне 21 год, я учусь в Северо-Западном институте печати, и сейчас у меня сессия — каждый день приходится добираться из области в центр Петербурга,- написала jenianm в Живом журнале. — Меня сегодня не пустили в метро, когда я сдала зачёт и собиралась ехать домой из института. Вышло распоряжение, согласно которому инвалидов с коляской в метро пускать запрещено, так как метрополитен не приспособлен для этого. А для меня метро — самый доступный вид транспорта, так как автобус и трамвай с низкой платформой ходит далеко не везде…»

Евгению Гурову не пустили в метро на коляске. Фото Владимира Григорьева.

Инвалидов-колясочников перестали пускать в метро в середине июня. Объяснялось это тем, что в последнее время участились случаи травмирования пассажиров колясками. Но позже было принято решение пускать инвалидов в метро, а для подъёма и спуска использовать резервный эскалатор. Помогать инвалиду должны сопровождающий и сотрудник станции метро. Случай с jenianm ещё раз показал, насколько недружелюбен наш город к людям с ограниченными возможностями. Этой теме была посвящена пресс-конференция, на которой присутствовали представители обществ инвалидов, чиновники и руководители петербургского транспорта.

Леонид Фионин, председатель Санкт-Петербургской ГО Всероссийского общества инвалидов: «Кое-что сдвигается с мёртвой точки».

— Старый фонд Петербурга и новые дома не приспособлены для того, чтобы инвалиды-колясочники могли входить и выходить из подъезда. Существуют технические средства, которые могут решить эту проблему, но они очень дороги. К тому же где гарантия, что установленный лифт не будет тут же сломан? Дома, которые проектируются в настоящее время, учитывают эту проблему, но при строительстве всё меняется. В некоторых подъездах к лифту ведут ступеньки. Существует такое понятие — безопасный спуск и безопасный подъём. Это означает, что отношение высоты подъёма к длине равно 8 процентам. В старом фонде установить такие пандусы невозможно.

В новом фонде это можно сделать, но в некоторых подъездах стоят  винтовые лестницы. Сейчас установкой пандусов там, где это можно, никто не обязан заниматься. В доме, где я живу, установили пандус при моём финансовом участии. По-прежнему у нас торжествует лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но кое-что сдвигается с мёртвой точки. Например, решение приобретать только низкопольный транспорт. Автобусы, трамваи и троллейбусы должны быть оборудованы подъёмниками. Сажать инвалида или не сажать — это зависит от культуры водителя. Проблема в том, что сегодня автовладельцы оставляют свои автомобили на остановках общественного транспорта.

Алексей Колосов, председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых: «Не всегда всё упирается в технические средства».

— Город должен быть доступен для человека с функциональными ограничениями. Он должен иметь возможность самостоятельно добраться до места. И не всегда всё упирается в технические средства. Инвалид по зрению не может пройти по двору, потому что там всё заставлено машинами. Сегодня  и тротуары забиты машинами. Инвалид по зрению может повредить машину своей тростью, а сам потерять ориентацию. Много проблем доставляют рекламные тумбы, установленные на тротуарах. Я бы предложил делать телевизионные программы о водителях, которые ехали на красный свет. Сегодня в городе кое-что делается для инвалидов по зрению — принята программа «Говорящий город». У нас сложились хорошие отношения с Петербургским метрополитеном. Незрячий человек сегодня может ориентироваться в метро. Нас приглашают на приём новых станций метрополитена. Теперь мы ждём, когда на остановках наземного транспорта установят оборудование, которое будет предупреждать незрячего человека о том, что подошёл автобус или троллейбус номер такой-то.

Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга: «Многое зависит от отношения горожан к этой проблеме».

— Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону, проблемы инвалидов постоянно обсуждаются на уровне правительства. Но воплотить желаемое в реальность бывает сложно. На самом деле многое зависит от отношения горожан к этой проблеме. В ближайшее время Россия должна ратифицировать Конвенцию по инвалидной проблематике. В Петербурге сейчас живёт 770 тысяч инвалидов. 30 процентов из них — это пожилые люди. 20 процентов — трудоспособные молодые люди. 13 тысяч составляют инвалиды-колясочники, столько же инвалидов по зрению и столько же глухих. Прибавьте сюда людей, которые оказались временно нетрудоспособными. В Петербурге принято большое количество законов, защищающих права инвалидов. Под это можно закладывать финансирование.

Главная трудность, которая встаёт перед теми, кто хочет решить проблемы инвалидов — это межведомственная разобщённость. Город может заниматься людьми с ограниченными возможностями в рамках своих полномочий. В образовании, здравоохранении, социальной защите и культуре проблемы решаются. Сложно заставить работать другие структуры, чтобы они оборудовали свои входы пандусами и лифтами.  Но мы ищем пути воздействия на собственников вместе с КУГИ. В этом году была принята программа «Говорящий город», в следующем году её будут активно реализовывать. Сейчас мы хотим провести анкетирование инвалидов-колясочников, чтобы выяснить, какие технические средства для них наиболее удобны. Например, им будет предложено переехать в квартиры, расположенные на нижних этажах. Дома должны быть оборудованы пандусами, но за один год эту проблему не решить. Ситуация меняется к лучшему, каждый год увеличивается финансирование. В этом году на решение проблем инвалидов было выделено более 4 миллиардов рублей.

Владимир Гарюгин, начальник ГУП «Петербургский метрополитен»: «Эскалатор сам по себе очень опасен».

— В нашем городе один из самых глубоко залегающих метрополитенов в мире. Установить какое-либо оборудование на тех станциях, которые уже функционируют — невозможно. Но те станции, которые сейчас проектируются, будут учитывать потребности инвалидов-колясочников. Сейчас инвалид-колясочник, который будет спускаться в коляске по эскалатору, создает серьёзную опасность для других  пассажиров. За неделю у нас происходит примерно 65 падений пассажиров с эскалатора. Примерно 6 раз в неделю приходится вызывать скорую помощь. Так что эскалатор сам по себе очень опасен. Рисковать жизнью людей мы не имеем права. Выход есть. Мы предлагаем использовать для спуска инвалида-колясочника резервный эскалатор, который обычно выключен. Инвалид должен быть с сопровождающим, спускаться в метро он должен только в сопровождении сотрудника метрополитена.

Мы закупаем новые вагоны, оборудованные бегущей строкой, чтобы инвалиды по слуху могли ориентироваться в метро. Изменены должностные инструкции для работников метрополитена, которые должны более внимательно относиться к инвалидам. Специальное оборудование для спуска и подъёма инвалидов может быть установлено в период реконструкции станции, но это очень дорогостоящие работы. Например, для спуска инвалидов нужен четырёхленточный эскалатор. Установка такого эскалатора увеличивает стоимость станции на 350-400 миллионов рублей. Но новые станции, которые сейчас строятся и проектируются, будут стопроцентно доступные. Сейчас метрополитен проводит конкурс на создание специальной конструкции, которая будет поддерживать коляску при спуске и подъёме на эскалаторе.

Игорь Маилов, первый заместитель председателя Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга: «Новые машины приобретаются только с низким полом».

— Сегодня решается проблема доступности наземного транспорта для инвалидов. Новые машины приобретаются только с низким полом. Сегодня в городе каждый второй автобус и каждый третий трамвай — низкопольные. Когда проводятся конкурсы на приобретение транспорта для города, в них побеждают компании, предлагающие низкопольные машины. Начинается реализация программы «Говорящий город», которая поможет инвалидам по зрению ориентироваться в городской среде. В ближайшее время будет решена проблема проезда в метро инвалидов по зрению с собакой-поводырём. Эта программа должна заработать.

Использованы фото Владимира Григорьева

Добавить комментарий