Импортозамещение — локальная задача новой индустриализации

Сергей БОДРУНОВ

Реализация в России на протяжении 20 лет либерально- монетарной экономической модели привела к деиндустриализации экономики — развалу производства, утрате экономической и финансовой устойчивости, деградации высокотехнологичных предприятий и целых отраслей. Драматически выросла зависимость российской экономики от иностранных источников финансирования развития, технологий и даже потребительских товаров.

Политика новой индустриализации, по целям своим охватывающая более локальную, частную задачу импортозамещения, должна быть ориентирована на проведение импортозамещающей и экспортно-ориентированной реиндустриализации
Политика новой индустриализации, по целям своим охватывающая более локальную, частную задачу импортозамещения, должна быть ориентирована на проведение импортозамещающей и экспортно-ориентированной реиндустриализации

В базовых отраслях промышленности производство сократилось в разы, при этом доля импорта в станкостроении и лёгкой промышленности превышает 90%, в тяжёлом машиностроении, радиоэлектронике, медицинском оборудовании — 80% и т. д. Сегодня, как и в конце 1990-х годов, Россия сталкивается с дефицитом валюты у субъектов хозяйственной деятельности, падением рубля и резким удорожанием импорта. Ситуацию усугубляют падение мировых цен на энергоносители и экономические санкции в отношении России. Всё это существенно актуализирует задачу исследования экономической эффективности и оптимизации политики импортозамещения.

Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства и хозяйствующих субъектов, направленной на защиту внутреннего производителя путём замещения импортируемых промышленных товаров и технологий продуктами национального производства, имеет цель повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счёт стимулирования модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

При этом не следует стремиться повысить добавленную стоимость любой ценой — это приведёт к неоправданному росту производственных издержек/затрат, удлинению цикла производства и ещё большему отставанию. При всей актуальности проблемы импортозамещения первоочередной задачей остаётся повышение производительности труда в широком смысле, т. е. на всех уровнях управления.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к выпуску наукоёмкой и высокотехнологичной продукции за счёт интенсивного развития технологий и повышения уровня образования экономически активного населения («Компетентность трудовых ресурсов»).

Политика новой индустриализации, по целям своим охватывающая более локальную, частную задачу импортозамещения, должна быть ориентирована на проведение импортозамещающей и экспортно-ориентированной реиндустриализации.

Наибольший успех в этом плане был достигнут в Бразилии, Южной Корее и Мексике, изначально ориентированных не столько на ограничение импорта, сколько на стимулирование экспорта конкурентоспособной импортозамещающей продукции национальных производителей.

В федеральном бюджете на 2015-2017 годов на цели импортозамещения выделено более 35 миллиадов рублей. Минпромторг заявил о реализации программы импортозамещения, предусматривающей выделение дополнительных средств и принятие ряда мер административно-организационного характера — в частности, с использованием инструментов тарифно-таможенного регулирования, федеральной контрактной системы и налогового регулирования.

Определённые надежды возлагаются на фонд поддержки промышленности, куда в ближайшие три года направят 18 млрд рублей. Эти меры должны, по оценкам специалистов Министерства, обеспечить ежегодный прирост производства российских товаров и оборудования (начиная с нынешнего года) на 30 млрд рублей.

Однако этого недостаточно, для реализации программы необходим системный подход к проблеме импортозамещения на микро- и макроуровнях. Экономическая модель импортозамещения не может существовать отдельно от общей экономической модели оптимального управления производством, они должны быть гармонизированы.

К фундаментальным задачам оптимального экономического финансового управления процессом импортозамещения относятся: 1 — управление немобильными / долгосрочными активами; 2 — управление мобильными/оборотными активами; 3 — управление источниками собственного капитала; 4 — управление источниками привлеченного капитала (заимствованиями).

Безусловно, в дальнейшем при разработке вопросов импортозамещения особое внимание следует уделить управлению рисками и принятию решений в условиях неопределённости. По нашему мнению, эти вопросы следует рассматривать как отдельную задачу, но с учётом, во многих случаях, достаточно тесной корреляционной связи между процессами импортозамещения и производства.

Из исследования «Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы»/ С.Д. Бодрунов. – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015.

Добавить комментарий