Очевидно, что после появления интернета стало намного проще получать, генерировать и передавать информацию. В результате резко выросла интенсивность интеллектуального взаимодействия между людьми, намного лучше стали условия для творческой деятельности, развития науки и технологий. Следует ожидать, что в ближайшее время произойдёт переход растущего количества информации и коммуникаций в новое качество. Об этом часто говорят как об исключительном в мировой истории явлении, т.н. технологической сингулярности. Хотя ничего нового в этом нет. Как и в конце XIX — начале XX века, в результате очередного скачка научно-технического прогресса в течение нескольких десятилетий человечество может получить ряд технических достижений, в корне меняющих жизнь людей.
Технологические и социальные перемены в истории всегда подстегивали друг друга. При этом социальные перемены периодически отставали от развития технологий. Эти периоды застоя заканчивались революционными рывками к новым социальным отношениям.
Представительная демократии, частная собственность и рынок, после краха коммунистического эксперимента начали восприниматься на Западе как вершина развития общества. Эти социальные инструменты стали объектом почти религиозного поклонения как некая абсолютная ценность. Однако на смену любым общественным институтам рано или поздно должны прийти новые, лучше соответствующие изменившемуся уровню развития общества.
Начало XXI века стало временем начала новой полосы нестабильности. Глобальный экономический кризис, экологические, климатические угрозы, противостояние с исламскими радикалами – все эти вызовы требуют серьёзных социальных перемен, максимально реализующих творческий потенциал общества.
В прошлом наиболее популярной социальной альтернативой существующей социально-экономической системе, условно называемой капиталистической, была марксистская коллективистская утопия. Его последователи были уверены в том, что бурно развивающееся производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. Это убеждение диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод. По этим лекалам была создана сталинская модель социализма, т.н. командо-административная система, окончательно развалившаяся в конце XX века.
Развитие современного информационного общества формирует новую, не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму, не имеющую ничего общего со сталинским социализмом. На смену концепции общества-фабрики пришёл образ общества-сети, основанного не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.
Новая реальность, когда «физический капитал, необходимый для производства, то есть общедоступные персональные компьютеры и доступ к сети, распределён по всему обществу» (Й.Бенклер) предполагает формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества; социальной системы без частной собственности и наёмного труда. В политической сфере граждане с помощью тех же новых информационных технологий могут напрямую формировать органы власти, обходиться без посредничества политиков, самостоятельно выполнять функции парламентариев. Становится реальным переход от представительной к прямой демократии.
Наиболее вероятно, как это всегда бывало в истории, провокатором глобальных перемен станет жестокий системный кризис, предвестники которого видны уже сейчас.
Мир через 30 лет. Моя маленькая утопия
После великого мирового кризиса в 20-х года XXI века разорились крупные корпорации и банки, мирровые валюты обесценились. Общество спасли новые социальные и производственные технологии, которые стали основой экономики. Их создают в основном международные сообщества программистов, учёных, инженеров (за кочевой образ жизни таких специалистов принято называть «номадами»). На основе этих технологий работают новые полностью автоматизированные, рациональные и экономные производства.
Номады
Сообщества номадов не привязаны к какой-либо территории или стране. Номады работают через интернет, многие не заводят постоянного жилья и собственности, периодически меняются друг с другом домами в разных частях света. Целые области с наиболее привлекательным климатом и природой существуют исключительно за счёт живущих там номадов (Греция, Испания, острова в южных морях, некоторые области Латинской Америки, Азии и Океании). Это так называемые «зоны оффшорного проживания». Однако номады живут не только там, но практически по всей планете. Они — главная производительная сила новой экономики.
Номады подорвали экономическую базу государственной бюрократии. Они создают адхок-коллективы, участники которых одновременно работают в разных концах света, постоянно перемещаются по планете, продают свою творческую продукцию во многие страны. Ни одна национальная налоговая служба не может уследить за всеми этими передвижениями денег, услуг, людей. Да и не очень понятно, в бюджет каких стран должны платить номады. Тех, в которых они родились? Но они зачастую давно потеряли какую-либо связь с родиной. Где живут в момент подачи декларации? Но ко времени, когда по этой декларации придётся платить налог, номад уже может работать в другой стране.
Смерть государства
Так как экономическая деятельность граждан перестала быть привязана к территории конкретной страны, у государств исчезла возможность отслеживать доходы и собирать налоги со своих граждан. Выделение денег на общественные нужды стало добровольным делом. Отчисления в форме пожертвований от граждан стали поступать не в государственные бюджеты, а на конкретные нужды в бюджеты различных добровольных и территориальных сообществ, в которые входит данный номад.
Таким образом, государства в современном виде престали существовать. Вместо них появилась неиерархичная система местных (городов, районов и т.д.) или не привязанных к территориям целевых сообществ.
Профессиональные чиновники и политики остались в прошлом. Добровольная военная милиция, формируемая территориальными сообществами, взяла на себя функции борьбы с преступностью на местах. Милиция, судебная система, коммунальные и социальные службы управляются населением, объединенным в местные сообщества напрямую через интернет. Так же непосредственно через сеть, на конкурсной основе, сообщества нанимают менеджмент этих служб.
Рационализация потребления, автоматизация производства
В связи с переносом основных человеческих и материальных ресурсов в творческую сферу, произошёл новый виток научно-технической революции, радикальная рационализация потребления, автоматизация производства и услуг. Потребление энерго- и материалоёмких товаров и услуг стало предметом общественного осуждения. Они перестали пользоваться спросом (например, автомобили на бензине или дизеле, большие торговые центы и т.п.).
Значительную часть необходимого производят сами пользователи с помощью 3D принтеров у себя дома. Массовое производство сократилось, а то, что осталось основывается на энергосберегающих, экологически чистых технологиях. Электроэнергетика и теплоснабжение были переориентированы на альтернативные источники энергии. Все оставшиеся предприятия и фермы были практически полностью автоматизированы. Они принадлежат местным общинам.
Прошло время господства брендов, рекламы и потребительской гонки. В связи с развалом государств некому стало защищать копирайт на бренды. Кто угодно может производить что угодно под любым лейблом. Таким образом брендинг и реклама вообще потеряли смысл. «Потреблядство» вышло из моды. Модно стало творчество, спорт, путешествия, поиск впечатлений, новых мест для жизни и работы.
Новые социальные страты: номады, созерцатели, традиционалисты и крейзи
Помимо номадов существует другая многочисленная категории граждан. Это — «созерцатели», сознательно выбравшие созерцательную жизненную стратегию. Они живут за счёт постоянного безусловного дохода, который получают от добровольных взносов номадов в местные фонды социальной солидарности.
Интересно, что номады довольно часто бросают свое дело и сами становятся созерцателями. Реже происходит обратное. Номады кормят созерцателей, поддерживая низкий уровень преступности и социальную стабильность. Многим номадам также важно иметь потенциальную возможность в любой момент самим стать созерцателями. Обеспечивая благосостояние этих новых хиппи, номады гарантируют себе свободу выбора будущего. Некоторые созерцатели открыто употребляют наркотики в условиях полного легалайза.
Третья категория населения – традиционалисты. Они демонстративно придерживаются местных и национальных традиций, оседлы, семейны. Чаще всего занимаются архаичными ремеслами и услугами (содержат рестораны, фермы, гостиницы, мастерские). Результаты труда продают номадам и друг другу, за счёт чего и живут. Семьи в привычном смысле остались только у традиционалистов. Все другие категории перешли к свободным временным союзам.
Ещё одна, немногочисленная категория жителей – т.н. «крейзи», сознательно отвергающие цивилизацию, интернет, новые технологии, ведущие отшельнический образ жизни, часто придерживающиеся различных религиозно-мистических учений (номады и созерцатели – не религиозны).
Транспорт, торговля сельское хозяйство, строительство
Города избавились от автомобилей. Транспорт остался только общественный, в виде небольших электромобилей-такси с автоматическим управлением, которые можно вызвать через интернет в любую точку и задать маршрут поездки.
Сбылись мечты Заболоцкого. Новые биоинженерные технологии позволяют выращивать мясо, как белковую массу разного состава (имитация различных видов и сортов) на автоматических биопредприятиях. Права животных защищаются законом, убивать и есть их строго запрещено. Последние домашние звери торжественно освобождены в 2040 году. Они и их потомки живут на свободе или в фермах, где за ними ухаживают добровольцы.
Оффлайн торговля, торговые центры, посредники-оптовики разорились ещё во время кризиса. Остались только прямые дистанционные продажи производителей потребителям. На основе интернет-заказов сообщества производителей долгосрочно планируют производство товаров. Продают свою продукцию напрямую заказчикам с доставкой на дом электромобилями-автоматами.
Происходит постепенная деурбанизация — рассредоточение людей из крупных городов в маленькие посёлки на природе, построенные с помощью новых дёшевых технологий индивидуального строительства.
Радикальный рост продолжительности жизни
У каждого человека существует набор заранее выращенных для него с помощью биоинжинерии «запасных» органов (сердце, печень, почки и т.д.). Он хранится в особом биобанке. При необходимости проводятся операции по замене органов на запасные. Средняя продолжительность жизни перевалила за 100 лет.
Деньги
Единого эмиссионного центра не существует. Всеобщим эквивалентом является ресурс внимания (измеряемый по числу посетителей информационных ресурсов). Его меняют на продукты материального производства, услуги, технологии.
Повышение посещаемости интернет-ресурсов конвертируется в дополнительные материальные блага для их владельцев. Существует добровольно соблюдаемое правило скачивать творческую продукцию бесплатно, но только с сайта её производителя. Причём при условии размещения потребителем у себя в блоге ссылки на ресурс, с которого продукция была скачена. Таким образом, создатель творческой продукции получает высокую посещаемость своего ресурса и может обменять её на материальные блага, разместив у себя информацию об их производителях. А те, в свою очередь, размещают у себя информацию, например, о производителях необходимых им комплектующих, в обмен на их продукцию и т.п.
Такие цепочки пронизывают рынок, как знаменитая формула Маркса: Товар-Деньги-Товар. Только место денег заняло внимание: Товар-Внимание-Товар. В новом обществе товарообмен обеспечивается с помощью возможностей «покупателей» (отдающих ресурс внимания) привлечь внимание других «покупателей» к «продавцу» (получателю ресурса внимания).
Миграция
Территориальные сообщества дают разрешение на въезд и проживание на своей территории «иногородних». Предпочтение отдаётся тем, кто вносит материальный и творческий вклад в жизнь сообщества, т.е. номадам.
Номады создали систему дистанционного бесплатного образования через интернет для жителей Третьего мира. Этот новый образовательный «план Маршала» для слаборазвитых, в т.ч. исламских стран, включает пропаганду атеистического естественно-научного мировоззрения. Благодаря ему новые поколения исламских народов освобождаются от религиозного опиума. Более того их представители составляют значительную часть самих номадов.
Виртуальная реальность
Пользователи через нейро-компьютерный интерфейс входят в виртуальную реальность, в интернет, фактически живут там полноценной жизнью, создают своё виртуальное тело, общаются друг с другом, испытывают ощущения близкие к реальным. Многие живут как бы «на два дома»: в реальности и виртуальном мире, куда периодически погружаются.
Люди перестают быть пассивными потребителями медиа и киноиндустрии. Самое модное произведение искусства – новый виртуальный мир, в котором разворачивается та или иная история. Виртуальные миры могут копировать историческую реальность, художественные произведения или быть плодом чистой фантазии авторов-программистов. Пользователи могут войти в него, принять участие в действии, испытывать те же эмоции, что и герои, влиять на сюжет. Они могут стать участниками Бородинской битвы или заседания Политбюро ЦК КПСС, полюбить и спасти Анну Каренину или заставить Раскольникова пощадить старушку и, конечно, поучаствовать в новых виртуальных мирах и сюжетах, созданных современными художниками-программистами.
Электронный помощник и цифровая копия интеллекта
Созданы интеллектуальные электронные помощники (ИЭП) людей. Базовая часть такой системы универсальна: умный поиск, интеллектуальный анализ баз данных, набор программ, помогающих создавать творческую продукцию: от технологических ноу-хау до исторических исследований. В эту систему также могут быть закачены персональные интересы и взгляды человека по любым вопросам. Таким образом ИЭП может эффективно реализовывать любые персональные творческие задачи.
Цифровые копии интеллекта
Появляются и более сложные программные системы, знающие и воспроизводящие не только интересы и взгляды людей, но и индивидуальную специфику мышления, анализа информации, творческие методы, манеру излагать мысли. Такие помощники, по сути, становятся цифровыми копиями интеллекта (ЦКИ).
Система не только подбирает необходимую информацию и делает её первичный анализ, но способна на основе интеллектуального багажа человека создавать за него новый контент.
ЦКИ может за «своего хозяина» давать интервью, писать работы на заданные темы, вести блог, дискутировать с оппонентами, сотрудничать с единомышленниками и т.д. Ведь в её памяти ваши позиции по важным вопросам, оно «обучен» вашим методам, логике и т.д.
Электронный слепок интеллекта продолжает работать на благо общества и после смерти его «хозяина». Созданы ЦКИ великих людей, умерших ещё в доинформационную эпоху. Специальная программа, проанализировав созданные ими тексты, воссоздает их интеллектуальные методы и возможности. Таким образом, электронные клоны интеллекта Эйнштейна или Бора участвуют в научных проектах XXI века. «Пообщаться» с цифровыми копиями интеллекта Ленина или Пушкина, получить их компетентное мнение по любому поводу — проще простого. Конечно, копии не могут стопроцентно заменить личности великих людей прошлого, но дают реальное приближение к ним.
Помимо копий интеллектов конкретных людей созданы синтетические варианты цифрового интеллекта. В них интегрированы интеллектуальные возможности разных индивидов. Более того, такие программы могут самосовершенствоваться. Возникает угроза конкуренции реальных людей и синтетических электронных интеллектов.
Однако от утопии мы постепенно переходим к антиутопии. Ведь любая утопия несёт в себе антиутопию. Это диалектическое противоречие — неизбежный спутник прогресса. Но антиутопию я представлю читателям в следующий раз.
Ниасилил, многа букафф.
Прекратил читать с середины прожекта. Номады автора должны перемещаться по всему миру. Соотвестсвенно, должен быть развитой транспорт, потребляющий много материалов и энергии. Электромобили на акумуляторах по своей эффективности ниже бензиновых, если говорить о всей цепочке, от производства авто и энергии до поездки. То есть, автор не рассмотрел данный конкретный момент.
Для производства компьютеров, например, процессоров нужна огромная машина, находящаяся в одном месте. Причём, на всю планету достаточно пары-другой таких машин. Это централизация, как ни крути.
Массовое производство потому и возникло, что оно эффективнее, меньше затрат на единицу продукта. Например, перевозить номадов эффективнее на больших самолётах, но для производства больших самолётов опять нужен огромный завод, причём сейчас таких заводов всего два: Боинг и Аэробус. Причём, на каждый такой завод сходятся потоки запчастей с тысяч предприятий по всему миру. И что? Разрушим, номады будут ходить ножками через континенты ;)
А ещё председатель Мао предлагал построить сталеплавильную печь в каждом дворе. Тоже ратовал за сетевую организацию.
Например, регулирование стока рек необходимо, и как тут обойтись номадами?
В общем, автор выдаёт своё околокомпьютерное существование за мировую тенденцию развития. Чушь.
мечтать-.. не мешки ворочать. Но особенно рассмешила нелепая фраза — «Развитие современного информационного общества формирует новую, не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму, не имеющую ничего общего со сталинским социализмом. На смену концепции общества-фабрики пришёл образ общества-сети, основанного не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.» А хозяева этих самых «коммуникаций» у нас кто? Вот и получится что в этом самом счастливом электронном безналичном завтра человек по рукам и ногам будет жестко привязан к этим коммуникациям и через них-же будут жестко отслеживаться его действия и тут же будут создаваться «управляющие воздействия» в виде блокировки тех или иных электронных сервисов. А эйдманы всех времен и народов только и делали всегда что создавали красивые утопии, ради осуществления которых надо было полмира упрятать в гулаг. И которые через какое то время разваливались
Автора текста тронуло делёзанским поветрием, но самого Делеза он к сожалению не читал, и зря. В книге Капитализм и шизофрения (в частности второй том), был предложен концепт номадизма, но вовсе не как панацея, а как одно из противоречий современного капитализма. Но номады Делеза это своего рода шизофреники, они не могут удерживаться постоянно на одном процессе, они действительно ускользают от повторения. Впрочем номад предложенный Игорем может быть является как раз ошибкой Делеза, потому что современный капитализм научился схватывать номада, и сажать его на поводок. Номад может путешествовать по миру, потреблять пейзажи, но он всегда находится в составе рабочей группы, он всегда схвачен капиталистом. Свобода перемещения уже не позволяет выйти из режима эксплуатируемого.
Государство же в этом случае срастаясь с капиталом, становится поставщиком услуг контроля населения.
http://s357a.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html
+
https://soundcloud.com/avreznik/regev
Алексей, у вас синдром дартаньянизма. «С половины не читал». Найти пару противоречий, не изменяющих сущности, и на этом основании почувствовать себя умнее автора. Цель достигнута, дальше можно не читать.
Современные электромобили используют аккумуляторы, принцип которых был изобретен несколько тысяч лет назад. Есть подозрение, что новые разработки аккумуляторов (а они есть) не пускают на рынок ибо это кое-кому очень сильно уменьшит прибыль.
Привязка социальных отношений чисто к производственным моментам — сугубо по-марксистки. Но могут быть и другие отношения при централизованном производстве, могут быть и технологии, не требующие производства процессоров на огромной машине.
В конце-концов, эта статья не научная работа, не доклад, на основании которого будет разрабатываться государственная политика. Если бы так было, я бы первый потребовал проработанности всех вопросов. Но это просто размышления о будущем, их польза в том, чтобы мы задумались, по крайней мере те, кто умеет и хочет думать. Однако после самого распространенного типажа «мне все по барабану, лишь бы фкусно жрать» (понятно, что этот типаж вообще не пишет комментариев), на втором месте идет типаж 2 — неудовлетворенный своим местом в жизни и пытающийся за счет «опущения» других возвысится. Иначе я не могу объяснить попытки опровергнуть художественно-публицистический текст, который совершенно очевидно и не претендовал на попытку создания проработанной и обоснованной картины будущего.