Сайт «Новый смысл» — это мастерская антибуржуазной мысли. И как уважающая себя мастерская, мы приветствуем творческий, а не кондовый подход авторов к разным проблемам. Предлагая нашим посетителям интересное и полезное эссе Игоря Эйдмана о страдании, я, редактор сайта «Новый смысл» Дмитрий Жвания, сразу хочу предупредить, что согласен далеко не со всеми мыслями автора. Например, Эйдман пишет: «Мы никому ничего не должны. Не обязаны соответствовать какому-то предназначению или традиции, служить идее, богу, семье, роду, нации, государству, сословию и т.д.» Я считаю иначе, исходя из того, что жизнь – это задание. Но тем интересней будет поспорить с Эйдманом.
«Быть вынужденным побеждать инстинкты — это формула для decadence: пока жизнь восходит, счастье равно инстинкту» (Фридрих Ницше)
Принято противопоставлять инстинктивное и рациональноe начало в человеческой психологии. Однако рациональное не противостоит, а дополняет инстинктивное. Цели деятельности определены инстинктивно. Разум ищет наиболее эффективные способы достижения этих инстинктивных целей.
Как признаёт большинство психологов, страдания — следствие невозможности реализовать насущные биологические и социальные потребности. Человек, разобравшись в самом себе, может отказаться от навязанных потребностей и понять, что страдания не помогают в реализации его подлинных мотивов, сократить страдания и приблизиться к счастью.
Каждый человек свободен жить в радости. Мы никому ничего не должны. Не обязаны соответствовать какому-то предназначению или традиции, служить идее, богу, семье, роду, нации, государству, сословию и т.д. У человека нет никакой божественной или иной идеальной миссии. У него нет целей вне собственного счастья. Оговоримся, что это счастье невозможно в полной мере без понимания того, что счастливы и близкие — родители, дети, любимая.
Человек воспринимает мир через собственные ощущения, эмоции. Отношение к событиям важнее самих этих событий. Объективным критерием того, плохо или хорошо живёт человек, может быть только его внутреннее самоощущение.
Идеальная ситуация для человека — та, когда он не испытывает негативных и ощущает максимум позитивных эмоций. Это состояние можно назвать полным душевным комфортом или счастьем. Если человек ощущает себя счастливым, значит, он счастлив на самом деле, что бы при этом про него ни говорили моралисты.
Единственная рациональная цель в жизни человека — минимизация негативных и максимизация позитивных эмоций, максимальное продление жизни в состоянии душевного комфорта.
Страдания — абсолютное зло для человека. Различные мистические школы делают из этого вывод: раз социальная жизнь полна страданий, необходимо спрятаться от неё (в себя, в медитацию, в монастырь, в ашрам, в астрал, в подвиг, в наркотики и т.п.). Но они забывают об одном. Главная причина страданий — отсутствие удовлетворения, радости от реализации инстинктивных мотиваций, генетически заложенных в каждом нормальном человеке (физиологических, социальных, творческих — см. пирамиду Абрахама Маслоу). А эта реализация недостижима в полной мере вне социума, без социальной и творческой деятельности.
Однако жизнь — диалектический процесс. Парадокс в том, что для того, чтобы избегать страданий, необходимо испытывать страдания. Для того чтобы избежать боли от нереализованности стремлений, приходится испытывать страдания в процессе преодоления препятствий на пути их реализации. Например, человек занимается творчеством, с усилием преодолевает лень, мучается от несовершенства созданного. Однако благодаря «мукам творчества» он впоследствии испытывает ещё большую радость от творческой самореализации. Человек любит: страдает от расставаний, ревности, непонимания. Но эти неизбежные мучения – «нагрузка» к радости любви.
На пути умножения радости нельзя обойтись совсем без страданий. Но отсутствие радости является самым страшным страданием. Здесь, извините за цинизм, можно применить экономическую терминологию. Рациональный человек поступает таким образом, чтобы совокупная эмоциональная «прибыль» от достижения каждой поставленной цели была выше психологических «затрат» на этот процесс. Универсальная цель такого поведения — максимум радости при минимуме страданий.
Некоторые последователи Зигмунда Фрейда считают, что поведением людей в равной мере руководит воля к жизни и влечение к смерти (инстинкты Эрос и Танатос). В отличие от таких фрейдистов, я считаю, что человеческая психология рациональна и подчинена, прежде всего, интересам выживания каждого человека как особи и людей как вида.
Стремление к смерти рождено волей к жизни и служит ей, как бы это парадоксально это не звучало. Оно, прежде всего, помогает людям преодолевать страх в борьбе за свою жизнь. Даёт им необходимое для этого «упоение в бою и мрачной бездны на краю». Воздействуя на человека в небольших «гомеопатических» дозах, Танотос помогает реализовывать позитивные социальные и творческие мотивации, восходящие к инстинкту Эрос. Под влиянием Танатос люди преодолевают инстинкт сохранения жизненных ресурсов (тратят физические и интеллектуальные усилия), повышая свой статус и самореализуясь. Таким образом, воля к смерти помогает людям идти на страдания, неизбежные в процессе достижения радости, чтобы реализовывать свое стремление жить.
У здорового рационального человека воля к саморазрушению обуздана, она носит подчинённый, инструментальный характер. Её важная цель – примирение человека с мыслью о собственной смерти, с осознанием своей смертности. Если бы не она, люди бы просто сходили с ума, осознав конечность своего существования. Однако стремление к смерти может выйти из-под контроля, «забыть своё место». В этом случае человек начинает «множить страдания и скорбь», теряет радость жизни, становится несчастным, а в крайних случаях просто душевно заболевает.
Итак, психология человека диалектична: инстинкт Эрос противостоит инстинкту Танатос, стремлению к радости сопутствует мотивация к страданиям. Причём эта диалектичность универсальна, она относится ко всем мотивам человеческой деятельности. Человек стремится достичь и одновременно разрушить достигнутое. Старается сохранить любовь и её погубить, написать роман и его сжечь, добиться социального успеха и послать всё в тартарары, сохранить свои сбережения и их просадить, защитить своё здоровье и угробить его курением и алкоголем и т.п. Здоровый человек отличается от мазохиста, запрограммированного на неудачу и страдания тем, что его Эрос сильнее, он побеждает Танатос.
Страдание как результат манипуляции
Конечно, инстинкт Эрос и связанные с ним созидательные мотивации у большинства людей всё же сильнее, чем Танатос. Иначе мы все «давно самоубились бы», человечество просто не выжило. Поэтому для того чтобы негативные сценарии, диктуемые Танатос, реализовывались, а страдания, с этим связанные, стали постоянным спутником здорового человека, его стремлению к саморазрушению нужна внешняя помощь в виде манипулятивного влияния. Манипулировать поведением людей можно, только играя на их собственном стремлении к саморазрушению. В нормальной ситуации негативная мотивация к саморазрушению подавляется более сильным инстинктом Эрос. Манипуляция помогает тяге к саморазрушению побеждать волю к жизни. Внешняя манипуляция мешает человеку жить в гармонии с самим собой, заставляет его насиловать себя, идти против своего естественного стремления к счастью.
Негативные эмоции чаще всего являются реакцией на события, обостряющие внутренние психологические проблемы. Конечно, совсем избежать негативных событий в жизни не возможно. Но человек может сделать максимум, для того, чтобы сократить вероятность и частоту возникновения подобных ситуаций.
Настоящие, неотвратимые трагедии, связанные с внесоциальными обстоятельствами, типа тяжёлых болезней или несчастных случаев, в жизни происходят редко. Основная причина проблем, угрожающих рациональным интересам и эмоциональному комфорту человека — внешняя манипуляция его поведением. Манипуляция со стороны государственной власти вынуждает человека терпеть насилие, произвол, эксплуатацию со стороны правящей элиты, погибать за её интересы в войнах, обеспечивать её безбедную жизнь. Религиозная манипуляция заставляет людей вместо того, чтобы реализовывать собственные рациональные интересы, подчинять свою жизнь авторитету священнослужителей, клерикальным догмам. Манипуляция потребительским спросом (реклама, маркетинг и пр.) в интересах бизнес-элиты, прививает искусственные потребительские и социальные стандарты, загоняющие людей в выматывающую потребительскую гонку. Манипуляция наёмным трудом, в том числе корпоративная культура, направлена на то, чтобы заставить работников самозабвенно вкалывать в интересах буржуев-работодателей.
Бытовая манипуляция со стороны сослуживцев или знакомых, стремящихся использовать окружающих в своих целях, отнимает время, силы, деньги, не принося ничего взамен. В каждом частном случае манипуляция заставляет человека совершать неадекватный социальный обмен. Отдавать подлинные ценности — время, физические и интеллектуальные усилия, талант, социальные и материальные ресурсы и получать взамен фикцию, ложные обещания счастья, успеха.
Манипуляторы часто пытаются заместить в сознании людей сформировавшийся в раннем детстве образ всесильных родителей. Они позиционируют себя как могущественные спасатели, в руках которых счастье человека. Говорят: «купите нашу помощь в избавлении от страданий, слушайтесь нас, и тогда у вас всё будет хорошо». Так ведут себя церковники всех религий, политики всех направлений, буржуи-работодатели, рекламисты-промоутеры. Но, вместо избавления от страдания, люди попадают в кабалу манипуляторов. Отчуждаются от реализации собственных интересов ради достижения чужых целей. Впустую тратят время жизни, силы, вместо того, чтобы направить их на реальное достижение своих задач.
Правящая элита пытается встроить каждого свободного человека в пирамиду манипуляции, заставить его не только починяться (власти, элитам, начальству), но и манипулировать другими людьми (подчинёнными, клиентами). И в роли манипулятора, и в положении манипулируемых человек неизбежно лишается радости от реализации своего творческого призвания.
Как инстинкту Танатос противостоит инстинкт Эрос, так манипуляции противостоит творчество. У каждого человека есть собственное уникальное творческое предназначение. Без его реализации человек не может быть полноценно счастливым. В реальной социальной жизни под влиянием манипуляции люди зачастую отчуждается от этого естественного, наиболее эмоционально-комфортного для них социального пути.
С детства нам внушают, что в социальной жизни, учёбе, работе — необходимо постоянно преодолевать себя. Однако если деятельность человека соответствует его творческому предназначению, он добьется успеха и без всякого принуждения. Цель рационального поведения — жить в гармонии с собой, а не преодолевать себя ради реализации чужих целей.
Рациональное поведение реализуется по следующей схеме: самопознание — осознание своего творческого предназначения — анализ оптимальных социальных возможностей для его реализации — выработка рациональной модели поведения — гармоничная творческая и социальная самореализация.
Самопознание, определение своего места в окружающей социальной реальности позволяет провести ревизию ценностей, расставить приоритеты; отделить собственное от навязанного, настоящее от фальшивого. Тогда, осознав своё творческое предназначение, человек сможет сделать его реализацию главной целью своей социальной деятельности. На основе анализа возможностей для достижения поставленной цели, могут рационально решаться тактические задачи (где и как жить, учится, работать и зарабатывать, как поступать в различных профессиональных и бытовых ситуациях).
Абсолютно рациональное поведение — недостижимый идеал. Однако приближение к этому идеалу способно помочь человеку сделать социальную жизнь более комфортной, реализовать своё творческое предназначение, приблизиться к счастью.
Религиозный мазохизм
Религия воздействует и на Эрос, и на Танатос адептов. Для Эрос у неё есть обещание избавить верующих от страха смерти. Для Танатос — система мазохистских ограничений и унижений перед служителями культа и «высшими силами».
При этом в действительности, конечно, религия не может избавить людей от страха смерти. Он определён инстинктом самосохранения и для здорового человека не преодолим. Верующие, так же, как и атеисты, боятся собственной смерти и страдают из-за смерти близких.
Не умея победить страх смерти, религия лишает верующих четкого понимания конечности своего существования. Это не способствует творческой самореализации религиозных людей. Человек с адекватным мировосприятием понимает, что только творческая деятельность и рождение детей позволяют оставить след после смерти. Поэтому он сильнее мотивирован к творчеству, чем верующий, надеющийся постами и молитвами заслужить райское блаженство и всё-таки трепещущий перед смертью.
В нагрузку к иллюзиям церковники «продают» подчинение и страдания. Религия отчуждает людей от радостей жизни, навязывая им различные иррациональные запреты и предписания: сексуальные, пищевые и т.д. Примеров религиозного мазохизма не счесть. Монашество, например, заставляющее здоровых людей добровольно обрекать себя на отказ от основного жизненного инстинкта человека – продолжения рода.
Религиозные обряды в большинстве религий полны мазохистского самоуничижения. От прямого членовредительства, как на шахсей-вахсей, до стояния на коленях во время молитвы, униженного целования рук иерархам и т.п. Молитвы верующих полны самоунижения пред «высшими силами». Причём христианство, наверное, самая мазохистская из религий. Оно основано на культе мучений, «страстей Господних»; утверждает пользу страданий, возможность с их помощью искупить мнимые и реальные «грехи».
Здоровые, ориентированные на Эрос люди, подчинившиеся под влиянием страха смерти, традиций, моды и т.п. церковной манипуляции, ломают себя и превращаются в религиозных мазохистов. Для людей с изначальными мазохистскими патологиями напротив, религия – возможность реализовывать свои патологические наклонности в рамках социально одобряемого поведения, приняв из рук «святош» страдания и унижения. Религия оправдывает их болезненное состояние и даёт возможность полностью отдать себя в его власть.
Мазохистский тип религиозно ориентированной личности с сильным влияние Танатос хорошо известен. Яркий его представитель – Фёдор Достоевский. Весь пафос Достоевского – культ страданий, своеволия как возможности по собственной воле вредить себе. Бог Достоевского – единственный страж, способный удержать человека от окончательного саморазрушения, и при этом мучитель, обрекающий людей искупать страданиями мнимую вину перед ним.
Ещё Владимир Набоков отмечал, что большинство героев Достоевского страдает психическими нарушениями. Достоевский населил свой мир такими же патологическими мазохистами, как он сам, искренне веря, что его выдуманный больной мир и есть единственно возможная реальность.
Мазохистские личности, ориентированные на страдания и саморазрушения, — потенциальные наркоманы, алкоголики, игроманы (как Достоевский), самоубийцы. Они чаше всего не понимают, что их состояние ненормально, думают, что так живут все люди. Религия может оказывать на них сдерживающее влияние, служить психологическим «костылём». Тем не менее, думаю, что осознание ими собственного психологического состояния как болезненного, могло бы дать лучший терапевтический результат.
Мазохисты могут достаточно органично вписать себя в религиозную картину мира. Здоровым людям церковь навязывает совершенно чуждую им унизительную роль. Для них религиозная манипуляция особенно опасна. Религия — фабрика по производству мазохистов, жертвующих своими интересами в угоду церкви.