Отличная статья Хосе Антонио Примо де Ривера, в которой он раскрывает понятие нации. «Нация — это не физическое целое, индивидуальность которому придают географические, этнические или лингвистические особенности, а историческое единство, отличающееся от всех остальных в мире собственным единством судьбы», — доказывает Хосе Антонио. Что такое «единство судьбы»? Как его понимать? Хосе Антонио объясняет: Родина — это «не предмет, полученный по наследству». Ныне живущие — не её полные хозяева. Каждое поколение должно учитывать усилия прошлых поколении и нести ответственность перед будущими. Ни одно поколение не имеет права изменять суть страны, например, ставить под сомнение вопрос о её единстве или экономической мощи.
Например, наша индустрия создавалась с XIX века. Советское государство, чтобы совершить индустриализацию, мобилизовало огромные ресурсы, как человеческие, так и все остальные. Но в 90-е годы мы спокойно смотрели на то, как правители страны разрушают наше производство. И разрушение нашей индустрии продолжается. С правителями всё ясно. Но и мы все участвуем в этом преступлении, так как позволяем им разрушать то, что создавали многие поколения предков.
Или возьмём другой пример. Сейчас в моде идея введения визового режима с государствами Средней Азии. Если этот вопрос вынести на референдум, большинство населения России наверняка выскажется за введение этого режима. Но это решение нельзя будет назвать честным и справедливым. Ибо референдум этот никак не учтёт мнение солдат русской армии, которые участвовали в походах в Среднюю Азию во второй половине XIX века. А введение визового режима с государствами Средней Азии, помимо всего прочего, поставит крест на культурном влиянии России на этот огромный и важный для нас регион. Мысли Хосе Антонио — ключ к пониманию того, что такое истинный патриотизм.
Дмитрий ЖВАНИЯ, редактор сайта «Новый смысл»
Единство судьбы
Никто не сможет упрекнуть нас в узости нашего подхода к каталонской проблеме. На страницах данного печатного органа раньше, чем в каком-либо другом, и, кроме того, в выступлениях самых авторитетных из наших товарищей был сформулирован тезис об Испании как о единстве судьбы. То есть мы не сужаем понятие Испании до физического целого, до совокупности природных атрибутов (таких как земля, язык, раса), обидчиво реагируя на каждое проявление местного национализма. Мы не насмехаемся над красивым каталонским языком и не оскорбляем подозрениями в меркантильных целях сентиментальное, крайне неверно понимаемое, но по сути своей сентиментальное каталонское движение. Утверждая это, мы ни в коей мере не оправдываем национализм, потому что нация — это не физическое целое, индивидуальность которому придают географические, этнические или лингвистические особенности, а историческое единство, отличающееся от всех остальных в мире собственным единством судьбы.
Носительница единства судьбы — Испания, а не какой-либо из народов, её населяющих. Следовательно, нация — это Испания, а не какой-либо из этих народов. Когда эти народы объединились, они исторически оправдали своё существование в мире. Поэтому Испания стала нацией в совокупности.
Вечность Испании
Деформации самого худшего рода должны были произойти в умах, чтобы люди, искренне считающие себя патриотами, стали допускать возможность, при определённых условия, расчленения Испании. Одни отрицают законность национализма, потому что полагают, что он не считается с мнением большинства каталонцев. Другие утверждают, что нетерпима ситуация полусепаратизма, что необходимо сделать выбор между полной солидарностью или независимостью. «Братья или иностранцы», — пишет газета «ABC» и уверяет, что получила сотни телеграмм в поддержку этого заявления. Ужасно и чудовищно, что такая газета, как «ABC», в которой никогда не было ни малейших признаков антииспанских настроений, думает, будто выполняет свой долг, допуская такое святотатство. «Братья или иностранцы». Как будто можно выбрать быть тем или другим. Нет! Выбор, продиктованный желанием быть иностранцем, абсолютно незаконен, в любом случае, с таможенными барьерами или без них, проголосует за это меньшинство, большинство или даже все каталонцы. Более того: даже если бы все испанцы согласились с превращением Каталонии в независимую страну, это было бы преступлением, способным навлечь на них гнев небесный.
Испания вечна. Испанцы могут принимать решения по второстепенным вопросам, но не о самой сути Испании. Испания не наша — это не предмет, полученный по наследству, наше поколение — не полный хозяин Испании; она была создана усилиями многих прошлых поколений и её надо хранить как святыню. Если связь времён будет нарушена, и Испанию разделят на куски, то наше поколение совершит по отношению к последующим самый чудовищный обман, самое вероломное преступление, какое только можно себе вообразить.
Нации — это не договоры, которые можно расторгнуть по воле тех, кто их заключал, это образования с собственной сущностью, не зависящие от воли ни меньшинства, ни большинства.
Совершеннолетие
Сформулирована следующая доктрина, касающаяся региональных Статутов: нельзя предоставлять Статут региону, который ещё не достиг совершеннолетия. Признаком совершеннолетия является обретение достаточно сильного сознания своей собственной личности.
В данном случае мы имеем дело с ещё одним идеологическим уродством. Согласно этой теории, следует предоставить Статут региону, так сказать, расквартировать унитарную стражу, когда этот регион в достаточной мере обретёт самосознание, т.е. когда он почувствует себя в достаточной мере обособленным от личности того объединения, в которое он входит. Трудно представить себе более серьёзное заблуждение, особенно сегодня. Следовало бы уточнить, каким должно быть региональное совершеннолетие, чтобы предоставление региону Статута стало законным. И это совершеннолетие определяется диаметрально противоположно утверждению собственной личности. Регион достигает совершеннолетия, когда он обретает столь сильное сознание единства своей судьбы на общей родине, что это единство не подвергается никакому риску из-за ослабления административных связей.
Когда сознание единства судьбы доходит до глубины души региона, не опасно предоставлять ему Статут автономии. Андалузия, Леон могут иметь автономные правительства, поскольку есть уверенность, что никакие злоумышленники не воспользуются преимуществами Статута для интриг против единства Испании. Но предоставлять Статут регионам, где ведёт свою подрывную деятельность сепаратизм, укреплять с помощью Статута силы, работающие против единства Испании, пренебрегать государственной функцией постоянного наблюдения за развитием раскольнических тенденций — это преступление.
Симптомы
Все симптомы подтверждают нашу оценку. Каталонская автономия способствует развитию сепаратизма, который никто не сдерживает. Государство отстранилось от каталонской жизни в её основных функциях, таких как духовное воспитание новых поколений, общественный порядок, юстиция, Женералитат (Generalidad de Cataluna) с симпатией относится к сепаратистской тенденции и не собирается с ней бороться.
Таким образом, на просторах Испании прорастают семена разрушения единства, достигнутого с таким трудом. Это похоже на пожар, при котором не только подливают масло в огонь, но и мешают пожарным его тушить. Во что превратилась всего за несколько лет великолепная структура Испании?
А тем временем нас, тех, кто хочет разоблачить эти тёмные дела, донести весть о них до всех уголков Испании, бросают в тюрьмы, закрывают наши центры, мешают нашей пропаганде. Сепаратисты наглеют, а правительство ищет юридические формулы. Но пусть члены правительства не думают, что, если Испания ускользнет у них из рук, они смогут прикрыться тем, что просто небрежно выполняли свои обязанности. Когда небрежность переходит все пределы и наносит ущерб святыням, её называют изменой.
«Фаланхе Эспаньола», № 15.19 июля 1934
Читайте также:
Павел ТУЛАЕВ. Стрелы Фаланги
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА. Эссе о национализме
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Счастье даётся нам как награда, а не как дар»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Революция — задача решительного меньшинства»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА. Традиция и революция
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Либерализм всегда был идеологией барства»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Никто так не волнует народы, как поэты»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Женщина всегда соглашается на самоотречение ради цели»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Труд — лучший знак человеческого достоинства»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА: «Народ — это единство судьбы, усилий, жертв и борьбы»
Хосе Антонио Примо де РИВЕРА. Государство, личность, свобода
Алексей ИЛЬИНОВ. Нам нужны рыцарские субъекты