Продолжение цикла статей об отражении рабочей и профсоюзной борьбы в кино
Вадим БОЛЬШАКОВ
Самая противоречивая роль великого Джека Николсона в кинокартине о самом неоднозначном деятеле американского профдвижения — Джеймсе Риддли Хоффе.
Когда фильм «Хоффа» (режиссёр Дэнни ДеВито; род. 1944) вышел на экраны (1992), зрительский мир раскололся на два лагеря. Одни аплодировали, другие плевались. Случилась редкость: актёрскую работу Джека Николсона (род. 1937) одновременно номинировали на очередной «Оскар» и на антипремию «Золотая малина». В 1992-м ильм провалился в прокате, а спустя десятилетия его превозносят. Так в чём дело?
В личности главного героя «Хоффы» — лидера Межнационального братства водителей грузовиков Джимми Хоффы-старшего (1913-1975?). Ругаясь как сапожник, тот рассуждал о демократии и политике. Стоял за рабочую правду, но был связан с бандитами. Антикоммунист, но защищал «красных» в своём профсоюзе. Тимстеры (так в Штатах называют водителей грузовиков) вспоминают об эпохе Хоффы как о «золотом веке». А в глазах «прогрессивной» общественности Хоффа является, пожалуй, самой яркой иллюстрации тезиса, что профсоюзы — это разновидность мафии. В общем, Хоффа не чёрный, не белый, а какой-то полосатый. Вот сыграй такого.
Но как джокер заменяет любую карту, так Джек Николсон способен на абсолютное перевоплощение. Ему по плечу роли президента и гангстера, коммуниста и бродяги, и ещё — пару строчек «и». Как Николсон вжился в образ здесь? Идеально. Когда Хоффа-младший появился на съёмочной площадке и увидел его в образе Хоффы-старшего, то расплакался со словами: «Вот мой папа»… И это 50-летний мужик, ставший впоследствии, вслед за отцом, президентом Братства водителей грузовиков.
Итак, Хоффа в исполнении Николсона блистает на экране своими гранями. Завязка проста: лето 1975 года, он кого-то дожидается в «Кадиллаке» у пригородного кафе со своим другом и заместителем по профсоюзу Бобби Чаро (Дэнни ДеВито). Пока Хоффа ругается и волнуется, но терпеливо отсчитывает минуты, Чаро предаётся воспоминаниям о знакомстве с боссом, об их совместной борьбе в профсоюзе. Перед нами разворачивается панорама 40-летней войны водителей грузовиков во главе с Хоффой против хозяев. Взрывы, кровь, сжатые кулаки, монтировка в руке, ствол у виска. И бесстрашный Хоффа, подобно Моисею ведущий свой избранный тимстерский народ в обетованную землю «среднего класса». Аминь.
Но грешен Моисей! Грешен, а упорствует. И вот весь фильм разбираешься в его системе координат, в локализации всех его «плохо — хорошо». Однако самый интересный вопрос — уж не Господа ли Бога дожидается Моисей у заброшенного кафе?..
Фильм наполнен профсоюзной афористикой и — площадной руганью. Кого-то, наверное, шокирует, что слово “f*ck” с производными от него использовано в фильме 153 раза. Но мы же с вами не ждём розовых бабочек от водителей грузовиков? Впрочем, русский перевод вычищен и побрит. Так что пристегнулись и — поехали!
Реплика из зала
Объясняю: Джеймс Риддли Хоффа — самый известный в Америке профсоюзный деятель. При нём Братство водителей достигло пика своего могущества, лупило (strike по-английски и забастовка, и удар) по денежным мешкам в любой точке Америки, просто перестав возить туда грузы. Его яркую речь разобрали на цитаты. Самая известная фраза Хоффы, вошедшая в обиход через фильм: «Я собираюсь сделать то, что должен!» На английском афоризм блистает ритмикой и лаконизмом формы — “I’m gonna do what I gotta do!” Вокруг связей Хоффы с бандитами постоянно вздувались скандалы. Своей смертью (он пропал без вести) породил целую волну слухов, расследований и фольклора. На экране мы видим лишь одну из версий происшедшего. Но ладно фильм — я опять выйду за рамки фильма.
Мне кажется интересной одна параллель — проект «Хоффа» как будто продолжился после его смерти. Я уже упоминал, что Джеймс Филип Хоффа-младший стал в 1999 году Генеральным президентом Межнационального братства водителей грузовиков. Есть что-то символичное в том, что он реализует планы и мечты отца: Хоффа-младший добился не только восстановления единства профсоюза, расстроенного междоусобицами боссов и интервенциями властей под флагом борьбы с коррупцией. Он возобновил наступление на хозяев по всему фронту, вслед за отцом концентрируя максимальные ресурсы Братства на актуальных участках, против отдельных упрямых компаний, не желающих делиться прибылью с рабочими.
При Хоффе-младшем Братство опять, спустя четверть века потерь и неудач, стало расти численно (правда, последний кризис остановил рост). Как и отец, он не любит оппозицию: будь то фронда региональных боссов или движение рядовых водителей «Тимстеры за демократический профсоюз». Подобно отцу, Хоффа-младший проводит политику органайзинга — активного вовлечения рабочих в профдвижение. Именно на этой почве Братство повторно, как при отце, создало сепаратное профобъединение вне Американской федерации труда — Конгресса производственных профсоюзов.
Хоффа-младший считает, что рано или поздно Братство должно объединить ВСЕХ работников, так или иначе, связанных с транспортной сферой. Он достиг на этом поприще серьёзных успехов, самым удивительным из которых для меня было присоединение Братства локомотивных машинистов, фасонистого и элитарного, старейшего в США профсоюза, на 40 лет более седого, чем само Братство водителей (родившееся в 1903-м).
Кстати сказать, в середине 1950-х, когда АФТ по обвинению в коррупции исключила из своего состава Межнациональную ассоциацию береговых рабочих (МАБР), о которой рассказывается в фильме Элиа Казана «В порту» (1954), Хоффа-старший потерпел неудачу, пытаясь поставить испытывавшую трудности Ассоциацию под контроль: навязывая сначала своего ставленника в качестве вице-президента, а потом денежную помощь. Но МАБР не поддалась.
И наконец, немного перца. В День труда 5 сентября 2011 года, на митинге в Детройте, предваряя спич президента Барака Обамы, приход которого в Белый дом Братство считает одним из своих главных политических успехов, Хоффа-младший выступил с брутальной речью в защиту рабочего класса и против неких «сукиных детей», которых надо изгнать, вернув себе Америку. Эта речь вызвала скандал, кто-то из комментаторов в глянцевых СМИ высказался в том духе, что Хоффа едва ли не единственный, кто ещё может выражаться по-мужски.
Короче, сынок в отца пошёл. У них там, в Америке, до сих пор есть такие профсоюзники, о которых потом снимают не тускнеющие фильмы!
Читайте также:
Вадим БОЛЬШАКОВ. «Молли Магуайерс»: хэппи-энда быть не могло
Вадим БОЛЬШАКОВ. Кричали грузчики «В порту»
Продолжение серии статей об отражении темы рабочей и профсоюзной борьбы следует