Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
На фоне непрекращающихся градостроительных конфликтов и уничтожения исторических зданий в центре Петербурга глава городского ведомства по охране памятников, занимающая свой пост (как и губернатор города Валентина Матвиенко – свой) с 2003-го года, удостоилась награды президента РФ за успехи в области культуры.
Одна из самых видных петербургских чиновниц, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Вера Дементьева получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Вручившая своей подчинённой знаки отличия глава исполнительной власти города выразила уверенность в том, что высокая награда станет «стимулом для ещё более активной плодотворной и эффективной работы».
Заметим, чуть меньше двух лет назад, в 2009-м, Вера Анатольевна за успехи на своём нелёгком поприще уже завоевала не менее высокую награду, став победителем конкурса «Непочётный гражданин Петербурга». Причинами, по которым глава КГИОП попала в «позорный» список номинантов, организаторы конкурса называли «ПЗЗ и охранные зоны, сократившиеся в несколько раз; мансарды; выведение зданий из перечня вновь выявленных объектов культурного наследия; разрешения на снос исторических зданий» и т. д. Тогда активисты движения «Живой город» торжественно передали в профильный комитет причитающиеся «непочётному гражданину» регалии.
Что, однако, не помешало лидеру «Живого города» Юлии Минутиной через некоторое время откликнуться на предложение из Смольного стать заместителем той же самой Веры Дементьевой – никакого противоречия градозащитники здесь не усмотрели.
Правда, назначение так и не состоялось. Задним числом выяснилось, что всё несколько сложнее: человек, претендующий на означенный пост, должен сперва закончить Академию госслужбы, а затем участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Впрочем, не став замглавы КГИОП, Юлия Минутина получила в Смольном сразу два значимых общественных поста. Теперь она служит советником губернатора, а также – с 17 мая — заместителем председателя Совета по сохранению культурного наследия (председателем этой структуры является Валентина Матвиенко).
Добавим, что незадолго до последнего назначения из состава совета были выведены несколько уважаемых членов, в том числе, замглавы КГИОП Алексей Разумов, — его имя сегодня можно найти среди соискателей звания «Непочётный гражданин Петербурга-2011». Вместе с лидером «ЖГ» в состав возглавляемого губернатором совета вошли кинорежиссёр Александр Сокуров и зампредседателя петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов.
Примечательно, что ещё 12 мая те же самые градозащитники через прессу заявляли, что они «больше не верят обещаниям Матвиенко», и «больше не видят смысла в проведении встреч с губернатором». Нынешнее награждение замглавы КГИОП и «кооптирование» представителей градозащиты в совет по сохранению наследия произошло синхронно — и, судя по всему, второе событие стало органичным дополнением первого.
Что ж, президент Дмитрий Медведев сам родом из культурной столицы, понимает толк в культуре, знает, что такое «на благо Отечества», возможно, ему виднее? И всё-таки непонятно, какие выдающиеся успехи в области культуры можно приписать госпоже Дементьевой? Чего такого «эффективного и плодотворного» она добилась на своём посту?
Артель аналитиков обратилась за комментариями к экспертам.
Александр Макаров, независимый градозащитник: «Корпорация «Власть» распиливает историческое и культурное наследие Петербурга, превращая его в личные блага – квартиры, машины, ордена».
— Вручение Вере Дементьевой медали «За заслуги перед Отечеством» I степени является очередным проявлением цинизма и лицемерия нашей власти. Уже давно понятно: выстроенная в России система власти почти не имеет никаких общих интересов с населением страны. Власть живёт по своим законам, преследует свои корпоративные цели, в соответствии с которыми отбирает в свои ряды вполне определённый тип людей. Главная отличительная особенность этих людей — холопская психология. Профессионализм от этих людей не требуется. Он даже вреден, поскольку предполагает инициативу. Требуется раболепие по отношению к начальству и максимальная беспринципность. А идеальный холоп должен обладать ещё двумя чертами: обострённой интуицией, позволяющей «за сто вёрст» угадывать умонастроения своих «господ», а также быть виртуозным лицедеем, умеющим маскировать нравственное ничтожество, своё и господское.
Дементьева полностью отвечает этим критериям. Поэтому мне не представляется удивительным тот факт, что антинародная российская власть поощряет своих наиболее выдающихся холопов, т.е. тех, которые внесли наибольший вклад в отстаивание преступных интересов корпорации «Власть». Какие это интересы, думаю, объяснять не нужно – «распил» петербургского исторического и культурного наследия, коим является архитектурный облик нашего города. Этот облик имеет вполне конкретное денежное измерение. И благодаря таким, как Дементьева, Власть сумела эти деньги прикарманить и превратить в свои личные блага: квартиры, дачи, машины, ордена, почётные звания и т. п.
Одновременно хочу отметить, что образ г-жи Дементьевой уже настолько дискредитирован в общественном сознании, что никакие медали «отбелить» его не в состоянии. История всё расставит по своим местам. И думаю, это время не за горами.
Сергей Малков, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция КПРФ), заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам: «Напор инвесторов на наш город гораздо страшнее напора фашистов. Но со стороны КГИОП я видел только оборону – и никаких попыток наступления».
— Я тут не могу быть абсолютно объективным. Наверное, какие-то успехи есть. Всё-таки Санкт-Петербург, несмотря на разрушения последних лет, которые уже сравнимы, а может быть, даже и превзошли разрушения времён Второй мировой войны, — выдержал напор на архитектуру нашего города гораздо более страшный, чем напор фашистов: напор инвесторов. Всё-таки он выстоял! И мы ещё в состоянии видеть наш старый любимый Петербург…
Но вот насколько эта оборона была действительно хороша? Проблема в том, что, сталкиваясь с тем, что происходит, я видел только то, что это — оборона. Я не видел никаких попыток наступления. Наверное, всё-таки чему-то глава КГИОП мешала… Но чтобы она что-то заслужила – в этом я сомневаясь. Это моё субъективное мнение.
Ольга Андронова, независимый градозащитник, создатель интернет-ресурса «Спаси Питер»: «Правительственная награда означает смягчение приговора в том случае, когда будет принято, наконец, правосудное и законное решение с оценкой нанесённого Петербургу ущерба».
— Награды выдаются сами себе городскими властями, ведомство президента РФ только оформляет этот акт. Как петербурженка, за все годы пребывания Дементьевой во главе КГИОП я видела неисполнение ею обязанностей (оплачиваемых нашими налогами), выразившееся в нанесении большого вреда историко-культурным памятникам города и сопровождающееся полным разрушением некоторых из них. По итогам более чем 50 судов, проведённых по защите Охтинского мыса от варваров и агрессоров нашего времени, у меня скопилось множество документов, обосновывающих мой вывод.
Сколько помню, правительственная награда означает смягчение приговора в том случае, когда будет принято, наконец, правосудное и законное решение с оценкой нанесённого Петербургу ущерба от действий и бездействия чиновников.
Алексей Ярэма, руководитель группы «Экологии рядовой архитектуры»: «Именно Дементьева пыталась представить катастрофическое сокращение зон охраны как их «расширение».
— Ничего особо удивительного в этом награждении я не вижу. Кремль отметил «своего человека» за качественное проведение в жизнь его политики, рука умыла руку. Здесь всё вполне логично: «шестёрка» диктатора наградила вандала за заслуги перед отечеством в деле уничтожения культурного наследия.
Вера Дементьева – один из худших представителей своего ведомства, по крайней мере, за последнюю четверть века, откровенный адепт матвиенковской «генеральной линии», суть которой – полная вседозволенность для коммерсантов; ценность объектов культурного наследия при этом определяется лишь как функция от практически не встречающегося желания «инвестора» что-либо восстанавливать или ремонтировать. Именно поэтому сносы в Старом Городе превратились в наше время в настоящую градоуничтожительную вакханалию.
В целом, на совести нынешней главы комитета – гибель 172-х уникальных исторических зданий всего за 7,5 лет; сокращение зон охраны в 4,5 раза; целый пакет инициатив по выхолащиванию сути закона № 73-фз, а также систематическое игнорирование и его, и местного закона о границах и режимах зон охраны.
За всю историю существования Петербурга город не знал фактов такого массового уничтожения исторических зданий, как в период «каденции» Дементьевой – и самый чудовищный пример этого — разовое уничтожение целого квартала периода модерна на улицах Шкапина/Розенштейна (23 дома). Этот вандализм был также санкционирован её комитетом.
Особая черта Веры Анатольевны – какая-то «клиническая лживость» и неистребимый взгляд «массолитовской секретарши», утомлённой непрерывным враньём. Это именно она пыталась представить катастрофическое сокращение зон охраны как их «расширение»; именно её авторству принадлежит измышление о том, что КГИОП якобы не может ничего контролировать в охранных зонах – в то время как главным документом о вверенном ей комитете последнему усвоены надзорные функции на территории всего субъекта федерации.
Справка
За годы правления Валентины Матвиенко и руководства Веры Дементьевой ведомством охраны памятников Петербург утратил более 170 исторических зданий.
Среди них:
пр. Динамо, дом 6
Доходный дом, 6 эт.
Построен: арх. Шауб В.В., 1914-1915. Стиль – неоклассицизм.
Зона регулирования застройки II категории.
Снесён в декабре 2009 года.
Зоологический пер., дом 2, угол пр. Добролюбова, дом 6
Доходный дом и меблированные комнаты Ф.И.Кирикова.
Построен: начало XIX века
Надстроен и расширен: арх. Иорс И.Н., 1881-1883, 1900.
Надстроен и расширен: арх. Долгиновым И.И., 1910-1914.
Снесён в 2008 году.
Зоологический пер., дом 4, угол Мытнинской наб., дом 5
Доходный дом и меблированные комнаты Ф.И.Кирикова.
Построен: начало XIX века (?)
Надстроен и расширен: арх. Иорс И.Н., 1881-1883, 1900.
Надстроен и расширен: арх. Долгиновым И.И., 1910-1914.
Снесён в 2008 году.
Наб. Крюкова канала, дом 5
Фрагмент Литовского рынка, 2/4/6 эт.
Построен: лицевой 2-этажный флигель – арх. Кваренги Д., 1787-1789; дворовые 4/6-этажные флигели – начало XX века. Стиль – классицизм. Фасад дворового флигеля – модерн.
Объединённая охранная зона. Выявленный объект культурного наследия, рег. № 177 Списка ВВО.
Снесён в 2005 году. В процессе производства работ имитировано самообрушение лицевой части здания.
8-я линия В.О., дом 11: Днепровский пер., дом 14 (сквозной участок)
Подворье Александро-Невской лавры, 2 эт.
Построен: автор не установлен, 1780-е годы.
Частично перестроен: арх. Бранд К.И., 1856; арх. Карпов Г.И., 1863. Строительство служб: арх. Шишко Л.П., 1902, 1912.
Объединённая охранная зона. Выявленный объект культурного наследия, рег. № 524 Списка ВВО.
Снесён в 2005 году.
8-я линия В.О., дом 13: Днепровский пер., дом 12 (сквозной участок)
Дом Г.Стерки, 2 эт.
Построен: арх. Боссе Г., 1830-е годы.
Объединённая охранная зона. Вновь выявленный объект культурного наследия, рег. № 525 Списка ВВО.
Снесён (за исключением фрагмента лицевого фасада в объёме 1-го этажа) в 2005 году.
Московский пр., дом 137 (совр. натур. адресация – 135)
Доходный дом, 5 эт.
Данных о постройке не найдено. Предположительно, 1900-е годы. Стиль – модерн.
Зона регулирования застройки I категории.
В 2007 году здание частично разрушено, частично перестроено до неузнаваемости под конторские цели и оформлено в «стиле» high-tech.
Наб. Обводного канала, дом 118а, лит. О, С
Производственные здания ст. Петербург-Варшавский-Товарный.
Данных о постройке не найдено. Предположительно, вторая половина XIX века. Кирпичный стиль.
Зона регулирования застройки I категории.
Снос произведён в 2007 году в порядке самостроя. 90% объёма зданий уже были утрачены.
Пискарёвский пр., дом 1, угол Свердловской наб., 46, и дом 3
Производственные здания Охтинской бумагопрядильной мануфактуры (главный производственный корпус, паросиловой цех с дымовой трубой и водонапорной башней, жилой дом — быв. казарма рабочих мануфактуры). Стили – эклектика, модерн, кирпичный. Построены: арх. фон Генрихсен Р.Р., 1844, 1852-1854 . Перестроены: арх. Шауб В.В., 1900-е.
Зона регулирования застройки I категории. Выявленные объекты культурного наследия, рег. № 843. Все строения, кроме водонапорной башни, сняты с охраны приказом КГИОП от 30 августа 2005 г. № 8-80. Снос зданий происходил на протяжении 2007-2010 годов.
Полюстровский пр., дом 8; Пискарёвский пр., дом 8; Жукова ул., дом 3 (единое домовладение)
Комплекс зданий Канатной фабрики М.Я.Эдвардса и Ц.А.Кавоса. Основана в 1876 году, прекратила существование в начале 1990-х.
Построен: арх. Кавос Ц.А., 1876-1914 (точных сведений о годах постройки не найдено).
Врезка с режимом охранной зоны за границами ООЗЦ, среди массива ЗРЗ-I. Памятник местного значения. По неподтверждённым данным, снят с охраны.
Строения стихийно разрушались в течение последних 15-ти лет. Основной объём комплекса снесён в 2005-2006 годах. Сохранились отдельные фрагменты руинированных строений.
Стремянная ул., дом 15, угол Поварского пер., дом 1
Жилой дом, 5 эт.
Построен: арх. Виррих Э., Гиршович Б., 1897. Стиль – эклектика.
Объединённая охранная зона.
Угловая часть снесена в 2005 году, флигель по Поварскому пер. – в 2010.
Эсперова ул., дом 7
Жилой дом.
Построен: арх. Густавсон Э.А., 1900-е годы.
Зона регулирования застройки I категории. Выявленный объект культурного наследия, снят с охраны приказом КГИОП от 21 сентября 2007 г. N 8-166.
Снесён в 2007 году.
Ха, а разве спрашивают кто чего хочет?