Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Мы уже неоднократно отмечали, что в период финансового кризиса в разных странах Европы среди избирателей отмечен рост недовольства социальной и экономической политикой правящих партий, причём независимо от их идейно-политической окраски. И левоцентристы, и консерваторы становятся жертвами недовольства «неблагодарных» избирателей. Последние опросы общественного мнения показывают негативную тенденцию для правительственных партий и в Голландии.
С лета 2010 года в Нидерландах у власти находится праволиберальная коалиция, пользующаяся поддержкой правопопулистов из Партии свободы. Само собой разумеется, что за почти два года пребывания у власти правые через парламент провели серию законопроектов, предусматривающих повышение пенсионного возраста, сокращение семейных пособий для малоимущих, увеличение стоимости медицинских страховок, уменьшение расходов на социальные программы по переквалификации для молодых безработных. Всё это делалось, естественно, под аккомпанемент заявлений о необходимости сократить дефицит бюджета и «лишние» общественные расходы.
Но, видимо, значительная часть голландских избирателей не разделяет либеральных воззрений «радетелей» за народное добро. Последние опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что немало нидерландских подданных отвернулись и от либералов, и от христианских демократов, и от крайне правых. Соответственно, судя по опросам, усиливается популярность левых партий. Но тут есть одна важная особенность: в отличие от конца прошлого года, когда на первое место по уровню поддержки вышли социал-демократы из Партии труда, сегодня в случае досрочных выборов за виртуальное первое место могла бы побороться располагающаяся на самом левом фланге парламентской жизни королевства Социалистическая партия (СП); по некоторым данным, за неё могли бы проголосовать от 18% до 20% избирателей.
Мы в прошлом году уже писали об этой, без сомнения, оригинальной политической силе, которую можно назвать левопопулистской партией. Не удивительно, что сегодня СП готовы поддерживать представители разных социо-демографических групп населения – молодёжь, студенты, значительная часть рабочих и иммигрантов, безработные и даже представители средних слоёв. Социалисты обещают отказаться от практики урезания социальных программ, пересмотреть закон о повышении пенсионного возраста, прекратить антисоциальные нововведения в сфере здравоохранения, усилить общественный контроль за функционированием служб, относящихся к государственному сектору, инициировать пересмотр либеральных директив Европейского Союза и его институтов в отношении общественных служб и финансов стран-членов ЕС. Кроме того, СП выступает за более независимую внешнюю политику Гааги по отношению к Соединённым Штатам и НАТО.
Летом 2010 года на парламентских выборах СП получила всего 9,8% голосов. Перспектива досрочных выборов Голландии вроде бы не грозит, однако в стране сейчас действует правительство парламентского меньшинства, и всё может достаточно быстро измениться. Итоги последних опросов ставят серьёзные проблемы перед руководством двух других парламентских левых партий – Партии труда и «Зелёных левых». Они никогда до сих пор не были готовы не то что признать возможное лидерство СП в рамках голландской левой, но даже к привлечению социалистов в какую-то правительственную комбинацию. Сейчас подобная перспектива, пусть и не в краткосрочном периоде, выглядит вполне осязаемой. Во всяком случае, очевидно, что побороть только в случае соединения совместных усилий левые силы Голландии смогут побороть правых оппонентов.