— Благодаря увековечиванию опасности катастрофы индустриальное общество становится богаче и лучше. Защитная структура облегчает жизнь всё большему количеству людей и расширяет власть человека над природой. В этих условиях средствам массовой информации нетрудно выдать частные интересы за интересы всех людей. Возможности (духовные и материальные) современного общества стали больше, что привело к возрождению господства общества над индивидом.
Буржуазия и пролетариат, похоже, больше не являются носителями исторических преобразований. Отсутствуют явные движущие силы общественных изменений, и поэтому критика перемещается на высокий уровень абстракции. Нет почвы, на которой бы сошлись теория и практика (изъяны связующего звена).
Люди должны обрести истинное сознание вместо ложного, вместо непосредственного интереса — настоящий. Они смогут сделать это, только почувствовав потребность изменить свой образ жизни, отказаться от того, что даёт им общество.
В этом обществе производственный аппарат сглаживает противоречие между частным и общественным существованием. Техника служит для того, чтобы ввести новые, эффективные и удобные формы социального контроля и социальной интеграции. Прогресс расширяется до системы господства и унификации, усмиряет силы, борющиеся с системой, подавляет протест якобы во имя исторической надежды на освобождение от тяжёлого труда и принуждения.
Производительность и потенциал роста этой системы стабилизирует общество и превращает технический прогресс в средство господства. Технологическая рациональность становится политической. Технический порядок принёс с собой политическую и духовную унификацию общества. Права и свободы утратили своё значение. Независимость мышления, автономия, право на политическую оппозицию в настоящее время лишены своей основной, критической функции в обществе.
В условиях растущего уровня жизни несогласие с системой является общественно бессмысленным, влечёт за собой ощутимые хозяйственные и политические убытки и угрожает спокойному развитию целого.
Если бы производственный аппарат был организован и направлен на удовлетворение жизненных потребностей, то он мог бы быть чрезвычайно централизованным: такого рода контроль не мешал бы индивидуальной автономии, а содействовал бы ей. Однако фактически действует другая тенденция: аппарат предъявляет к рабочему и свободному времени, к материальной и духовной культуре как экономические, так и политические требования своей защиты.
Современное индустриальное общество движется к тотальности. Манипулируя потребностями при помощи насущных интересов, оно предотвращает возникновение действенной оппозиции целому (тоталитаризм вполне уживается с «плюрализмом» партий, газет, «управляющих сил» и т.п.). Свободные выборы господ не ликвидируют деление на господ или рабов. Выравнивание классовых различий — идеологическая функция средств массовой коммуникации. Люди узнают себя в своих товарах, начинают подчиняться законом, диктуемым этими вещами. На современном этапе технологический контроль выступает в качестве воплощения разума, любое противоречие ему кажется иррациональным, а любое сопротивление — невозможным. Индивидуальный протест задыхается уже в зародыше.
Герберт МАРКУЗЕ. Одномерный человек.
Читайте также:
Дмитрий ЖВАНИЯ. Рабочий Маркузе
Михаэль ДОРФМАН. Маркузе возвращается
Герберт МАРКУЗЕ. Репрессивная толерантность
Герберт МАРКУЗЕ: «Оппозиция замыкается в небольших группах»
Герберт МАРКУЗЕ: «Нужно покончить с голым рационализмом»
Герберт МАРКУЗЕ: «Женщина несёт в себе обещание освобождения»