Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
В воскресенье, 10 июня, во Франции прошёл первый тур выборов в нижнюю палату парламента – Национальное Собрание, состоящее из 577 депутатов. Очевидно, что говорить о полном раскладе политических сил сегодня нельзя, ведь 10 июня в парламент были избраны всего 36 депутатов. Впереди, 17 июня, второй тур выборов, в котором и определится расстановка сил в нижней палате парламента.
Дезертирство избирателей
В отличие от большинства современных европейских государств, Франция с 1958 года располагает парламентом, формируемым по мажоритарной избирательной системе. Депутаты, как правило, избираются во втором туре выборов, ведь для их победы в одномандатном избирательном округе необходимо набрать более 50% голосов избирателей. Эта система вряд ли может считаться образчиком демократии и синонимом политической справедливости. Но, так или иначе, она обеспечила Франции при Пятой Республики функционирование стабильных правительств парламентского большинства. Впрочем, недавно избранный Президент Франсуа Олланд обещает в будущем ввести «дозу пропорциональности» в избирательный процесс таким образом, чтобы в будущем, по меньшей мере, сто народных избранников избирались по пропорциональным спискам.
Но это — дело будущего, а 10 июня Франция избирала Национальное Собрание по действующим правилам. И французские избиратели в целом подтвердили общие тенденции, выявившиеся на предыдущих президентских выборах. Правда, главным результатом первого тура часть политологов поспешила назвать невиданный уровень абсентизма электората – на избирательные участки явились лишь 57,2% избирателей. В редакционной статье популярной парижской газеты «Монд» подчёркивается, что это самый слабый уровень явки избирателей для парламентских выборов за всю послевоенную историю Франции. Что же, избиратели, судя по всему, утомлены длительным марафоном национальных избирательных кампаний, продолжающимся с весны.
Политический паритет
Если же говорить о реальных политических тенденциях, которые, конечно же, определил первый тур парламентских выборов, то они прежде всего заключаются в том, что победа Олланда привела к дальнейшему усилению позиции левых сил. В интервью левой газете «Либерасьон» известный социолог Франсуа Мике-Марти подчёркивает, что «мы можем говорить об именно левом голосовании», имея в виду, что кандидаты левых сил 10 июня получили в общей сложности более 46,7% голосов. Для консервативной Франции это, действительно, весьма солидная цифра. Тем более, что другая сторона – праволиберальный лагерь – может похвастаться поддержкой лишь 34,1% избирателей. Правда, есть ещё крайне правые (более 13% поддержки), так что, на деле, если говорить с чисто «цифровой» точки зрения, то можно сделать вывод об относительном «политическом паритете» левых и правых во французском обществе. Что же касается центристов, эти выборы показывают слабость их присутствия в актуальной французской политике: все партии центристского спектра не набрали в воскресенье и 4% голосов.
Когда бывший премьер-министр Франсуа Фийон в газете «Фигаро» рассуждает о том, что «розовая волна не имеет места» на прошедших выборах, он прав лишь в том, что социалисты и их союзники не получили подавляющего большинства голосов, как это было, скажем, в 1981-м, после победы на президентских выборах Франсуа Миттерана. Но ведь для мажоритарной системы голосования результата, полученного 10 июня социалистами и всеми левыми более чем достаточно, чтобы получить 17 июня внушительное абсолютное большинство в Национальном Собрании. А правый Союз за народное движение (СНД), располагающий этим большинством с 2002 года, непременно его потеряет. К слову, СНД, по сравнению с последними парламентскими выборами 2007 года, потерял более 12% голосов. Набрав на этот раз немногим более 27%, он превращается во вторую по значимости партию Франции.
Вряд ли стоит быть довольными итогом выборов и главной крайне правой партии Пятой Республики – Национальному фронту (НФ). Да, по сравнению с 2007 годом НФ получил в три раза больше голосов — 13,6% (3,5 млн голосов) и сумел вывести во второй тур своих кандидатов в 61-м округе. Это успех, если не брать в расчёт тот факт, что в апреле на президентских выборах Марин Лё Пен набрала почти 18%. По-видимому, многие избиратели НФ просто не пошли 10 июня на выборы…
Республиканская дисциплина
Что касается французской левой, здесь господствуют триумфальные настроения, и прежде всего в лагере Социалистической партии (СП). Можно согласиться с газетой «Либерасьон», утверждающей, что «17 июня Франсуа Олланд получит нормальное большинство». И, скорее всего, социалисты вправе рассчитывать на получение во второй раз в истории (первый был как раз в 1981-м) абсолютного большинства мандатов. Хотя результат кандидатов от СП не выглядит каким-то фантастическим (29,4% голосов, получив поддержку 7,618 млн избирателей, а вместе с партиями, с которыми СП блокировалась в первом туре в округах – 35%; но по сравнению с 2007 годом соцпартия улучшила свой процентный показатель менее чем на 5%), но опять же при мажоритарной системе такой результат может позволить одним лишь социалистам получить искомое абсолютное большинство. К слову, наиболее успешно левые кандидаты выступили в департаментах, расположенных на крайнем севере, западе, юго-западе и в центре Франции.
Уже 10 июня, с первого захода, социалистам удалось добиться избрания в нижнюю палату парламента 22-х депутатов, в том числе 6-ти членов «временного» правительства, включая премьер-министра Жана-Марка Эйро, министра иностранных дел Лорана Фабиуса, министра европейских дел Бернара Казенёва. Ещё 25 членов нынешнего Совета Министров в своих округах вышли во второй тур с очень хорошими шансами на успех. Так что «розовая волна», минимум для членов французского правительства, — далеко не миф! Сегодня очевидно, что 17 июня во Франции появится парламент, способный поддержать инициативы Олланда по ревизии пенсионной реформы, увеличении налогов на крупный капитал, реализации социальных программ по сокращению безработицы, пересмотру государственной политики в области энергетики, расширению гражданских прав иммигрантов и т. д.
А что же другие левые? Объединение «Европа Экология – Зелёные» предусмотрительно заключило с социалистами соглашение о выставлении совместных кандидатов в большинстве округов, благодаря чему экологисты получили от социалистов в буквальном смысле слова в подарок возможность выставлять своих активистов без конкуренции со стороны СП более чем в 60-ти округах. В национальном масштабе «Европа Экология – Зелёные» получили в воскресенье почти 5,7% голосов. Немного, но явно больше, чем набрала Ева Жоли в апреле на президентских выборах. И, вероятно, достаточно, чтобы после 17 июня образовать впервые в своей истории собственную депутатскую группу.
Если «Зелёные» могут быть удовлетворены, хотя они рассчитывали, думаю, на большее, то в рядах Левого фронта (ЛФ) царит настроение, близкое к панике. С одной стороны, ЛФ, 80% кандидатов которого принадлежат к компартии, показал результат, превосходящий показатель ФКП образца 2007 года: 6,9% (1,792 млн голосов) против 4,3%. Но эта цифра далека от достойного результата Жана-Люка Меланшона на президентских выборах — 11,1%. Однако сам кандидат Меланшон не сумел пройти в парламент, заняв лишь третье место в одном из округов департамента Па-де-Кале, уступив этом округе лидеру НФ Марин Лё Пен почти вдвое. Теперь он призывает поддержать в данном округе кандидата от СП. Аналогично ЛФ поступил и в других округах, где его представители показали результаты менее весомые, чем социалисты или «Зелёные». Точно так же 11 июня сделали социалисты и экологисты. Во Франции это называется проявлением республиканский дисциплины. Но для ЛФ ситуация сегодня, действительно, тяжёлая. Скорее всего, коммунисты и их союзники получат в новом составе Национального Собрания ещё меньше депутатов, чем в 2007-м. Что виной отступлению ЛФ на левом фланге, а НФ на правом – феномен «полезного голосования», дезертирство электората или что-то ещё – вскоре разберутся социологи. А 17 июня мы узнаем точный расклад по мандатам, но уже сегодня очевидно, что именно розовый цвет будет преобладающим в кулуарах Национального Собрания Французской Республики.
Пропорциональная система при некоторых условиях тоже может работать на очень стабильное правительство замечательного парламентского большинства ;)