Фанаты «Спартака» под прицелом кавказцев

Валерия ВАСИЛЬЕВА

Болельщики футбольного клуба «Спартак» провели в Москве акцию протеста и перекрыли движение на Ленинградском проспекте, требуя честного расследования убийства своего товарища Егора Свиридова. Толпа выкрикивала и другие требования: «Россия для русских!», «Москва для москвичей!»…

Юрия Волкова, фаната московского "Спартака", ударом ножа убил чеченец Ахмедпаша Айдаев 10 июля 2010 года
Юрия Волкова, фаната московского «Спартака», ударом ножа убил чеченец Ахмедпаша Айдаев 10 июля 2010 года

Националистический характер протеста болельщиков объясняется тем, что по подозрению в убийстве Свиридова задержан уроженец Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. По версии прокуратуры, в ночь на шестое декабря на Кронштадтском бульваре произошла драка между выходцами из Дагестана и молодёжью, проживающей в этом районе. Во время драки дагестанцы применили травматическое оружие, тяжело ранив 25-летнего Дмитрия Филатова и убив выстрелом в голову 28-летнего Егора Свиридова, который являлся одним из лидеров группировки футбольных фанатов московского «Спартака» — Union (одна из самых многочисленных и агрессивных организаций ультрас России).

На интернет-сайтах и форумах футбольных фанатов звучат призывы к расправе над задержанным жителем Дагестана. Теперь правоохранительные органы и власти столицы опасаются выступлений, как группировок московских националистов, так и противостоящих им этнических группировок.

Это уже не первый подобный случай. В июле этого года у дома № 2 на Чистопрудном бульваре  молодой чеченец ударом ножа убил фаната «Спартака» 23-летнего Юрия Волкова.

Межнациональное напряжение сегодня перерастает в серьёзный и опасный конфликт не только в Москве. В последние месяцы в разных регионах России не раз задерживали группы кавказцев, танцевавших лезгинку в центре города и, по информации правоохранительных органов, осыпавших при этом прохожих нецензурной бранью. А недавно в Ставропольском крае произошёл очередной танцевально-криминальный инцидент: неизвестные открыли стрельбу из травматического оружия по толпе молодых людей, которые ночью под громкую музыку танцевали кавказские танцы.

До сих пор обсуждается история с закалыванием баранов на Рамадан в Апраксином дворе в Петербурге, что вызвало резкое осуждение и протест немусульманского большинства населения города. А отношения Краснодарского края и Чеченской республики серьёзно осложнились из-за драки в детском лагере «Дон» в Туапсинском районе, после которой в больнице оказались 6 отдыхавших там чеченцев и двое местных жителей. По версии прокуратуры, чеченские подростки некорректно настаивали на знакомстве с местной девушкой, а когда замдиректора лагеря сделал им замечание, они избили его.

По словам противоположной стороны, в частности чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, русские националисты избили  детей из Чечни. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов не исключил, что драка в лагере «Дон» могла произойти на национальной почве, а президент Чечни Рамзан Кадыров назвал произошедшее «массовым избиением детей» и заявил, что этому «прямо или косвенно потворствовали должностные лица» в оздоровительном лагере. Власти Чечни заявили, что больше не будут отправлять детей в лагерь «Дон».

Так в чем же причина эскалации межнациональных конфликтов на территории РФ? Кто и каким образом к этому причастен? И, главное, можно ли эффективно противостоять националистической жестокости и агрессии на  государственном уровне? С этими вопросами Артель аналитиков обратилась к экспертам.

Виктор ВОРОНКОВ, директор Центра независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС), вице-президент EART (Европейской ассоциации исследователей трансформации): «Расизм в крови каждого советского человека, который теперь стал россиянином. Так воспитывают!»

— Раньше все конфликты как-то замалчивались, до публикаций не доходило, теперь идёт кампания, в том числе и со стороны государства, по обнажению этих конфликтов. Раньше мы ничего не могли прочесть, только в оппозиционной прессе или узнать от правозащитников. Сегодня об этом мы много чего знаем. Я не думаю, что что-нибудь сильно изменилось, просто стало больше информации  об этих случаях. То, что наша страна расистская и все друг друга ненавидят, это уже давно понятно.

Расизм в крови каждого советского человека, который теперь стал россиянином. Так воспитывают! Говорят: я толерантный или нетолерантный, русский националист или антифашист. Все подчеркивают границы между людьми, прежде всего — этнические. Мы приписываем этим этническим группам, которые в голове у нас всегда существуют, какие-то черты, чаще негативные, стереотипные, и каждого человека начинаем причислять к какой-то группе. Когда мы встречаемся с кем-то, то немедленно думаем, кто он там — грузин, армянин, русский. И общаемся исходя из этого. И, конечно, очень легко дискриминировать других, или даже, поддавшись СМИ или всяким националистическим источникам, считать их виновными в том, что у нас что-то не так.

Общество, в лучшем случае, равнодушно к расизму, а в худшем — тайно сочувствует тем, кто убивает и издевается. Типичная ситуация с теми же «приморскими партизанами», это не касается этничности, это касалось того, что у государства сейчас называется «социальная группа — милиционеры». Знаете, социально противоправные действия этих «партизан», которые убивали милиционеров, молчаливо поддерживало большинство общества.

И вот эти представления, что можно расправляться с какими-то группами, социальными, межэтническими, этническими — господствуют в обществе, никто с этим не борется. Потому что эти границы подчёркиваются уже в школьных учебниках, которые неизвестно когда ещё перепишут. Это наш конструктор. Что-нибудь не похоже на меня — я это начинаю ненавидеть. Вот у меня под окнами люди, которых вы бы назвали русскими, всё время громко матерятся. Я их готов убить. А если бы они были какими-нибудь дагестанцами или арабами, мне бы сразу сказали — это этническая ненависть. Я бы и сам так подумал. В каждом обществе, в каждой группе есть люди, которые очень сильно отличаются друг от друга. И мы не терпим то, что отличается от нас, этнические ли это группы, или это какие-то социальные группы.

И это поддерживается всей системой воспитания, образования, всей системой культуры. Робкие попытки создать альтернативные дискуссии об этом заглушаются, они существуют только в узких кругах интеллектуалов. В системных науках этот расистский дискурс господствует. С положительным знаком или с отрицательным — неважно. Важно, что говорят об этом именно так. Одни говорят, смотрите, они совсем иные, и они нам мешают жить.

Другие  говорят, смотрите, какие они замечательные и экзотичные, как они замечательно живут. Это одно и то же, это тот же самый расизм. Расистские явления есть во многих странах, в Европе, в Америке. Но я не знаю другой страны, кроме России, где народ был бы так расистски настроен, и где бы государство на это не обращало внимания. Или даже поддерживало этот расизм. А эта ситуация в Москве не связана с межэтническими конфликтами. Ведь несколько лет назад было то же самое с болельщиком «Зенита». Помните? Тогда это никто этничности не приписывал. Здесь дело не в этом, а в том, что группа людей, неважно, по каким признакам, ненавидит других. Типичный пример — те же болельщики «Спартака» и «Зенита». Они могут точно так же друг друга поубивать после матча.

Сергей АРУТЮНОВ, заведующий отделом Института этнологии и антропологии имени Николая Миклухо-Маклая, член-корреспондент Российской Академии наук: «У нас в стране вообще господствует ненависть. А спорт стал платформой для подготовки фашизма».

Arutunov— Начну с того, что я считаю, что футбол – это вообще занятие недостойное. И вообще спорт – футбол, волейбол, всё, что угодно, может существовать только в школьных дворах для подростков не старше 18 лет. А после 18 лет взрослые люди этим заниматься не должны. А если они этим занимаются и интересуются, значит, они инфантильные, значит, они ещё не выросли, не созрели по-настоящему. Поэтому ни копейки бюджетных денег не должно даваться на футболы всякие и на развитие спорта, не говоря уж о всяких олимпиадах, чемпионатах и прочем фуфле. Конечно, межнациональная рознь может проявляться везде, но спорт в нашем обществе, как ни парадоксально, играет крайне вредную роль,  в частности, создавая платформу для разжигания межнациональной, сословной и какой угодно розни.

В общем, спорт стал платформой подготовки фашизма. У нас в стране вообще господствует ненависть. Болельщиков одной команды к болельщикам другой команды, горцев к русским, а русских к горцам, черных к белым, белых —  к черным, богатых к бедным,  бедных — к богатым и т.д. Я об этом много писал. Ненависти полно! Поэтому любую спичку поднеси — она вспыхивает. На любом месте эту ненависть расплескай, она вспыхивает. А футбол с его разжиганием диких страстей очень подходящая для этого дела подсобка.

Олег НИЛОВ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Власть ни в коем случае не должна судить с позиций двойных стандартов – к одним чересчур жестко, а к другим – необоснованно лояльно. В этом вся беда».

— Конфликты возникают, в основном, я думаю, не столько из-за разных национальностей, сколько под сенью абсолютно разных жизненных философий. Потому что и среди одной национальности много представителей совершенно разных команд, причем совершенно непримиримых. Есть команда фанатиков каких-то, религиозных, спортивных, одного города. А есть команда нормальных, цивилизованных, мыслящих людей. Есть команда бандитов.

У нас вот станица Кущевская — там тоже разные команды, и там уже национальности не играли роли. Поэтому я считаю, что основные конфликты как возникали, так и будут возникать, именно среди вот этих вот разных команд по философии. Этим не занимаются, а если видят, то применяют двойные стандарты.

Например, футбольные фанатики позволяют себе перекрывать улицы, избивать милиционеров. Я  бы посмотрел, что было бы с некими несогласными, неважно, какими, если бы они перекрыли Невский проспект, или какие-то проспекты в Москве. Да их бы  испинали, избили до полусмерти милиционеры!

К религиозным вещам тоже есть разные подходы, разные стандарты. Одним словом, власть применяет двойные стандарты, в том числе и к наведению общественного порядка. Вот эти двойные стандарты могут как раз провоцировать эти конфликты. А что позитивно, наоборот, должно работать на порядок — это обязательное стремление властей дать людям образование. Мне, например, неважно, какой вы национальности. Если у вас высшее образование, если вы живет в Санкт-Петербурге, вы культурный человек, вы абсолютно спокойно можете общаться на разные темы, вы живете менталитетом этого города, его философией.

Но если вы сюда приехали, спустились или поднялись с каких-то мест, и считаете, что можно применять и здесь ваши подходы, ваши понятия и вашу философию, на вас можно и должно обращать внимание и просить настоятельно, а, может быть, даже требовать от вас, чтобы вы пытались войти в эту культуру и приняли философию этого места, этого города. И вот здесь я не приемлю никаких споров!

Если вы вышли со стадиона или откуда-то, где у вас свои понятия, свои какие-то расчеты и законы, и идёте по улицам этого города с этими понятиями, то это  должно быть остановлено, и вы должны быть призваны к ответу. И много разных примеров можно приводить. А  если потакать вот таким выходцам со стадионов или пришельцам с гор, то конфликты неизбежны, и они будут развиваться. А вина за это будет лежать на властях и, прежде всего, на силовых структурах.  Нужно идти с двух сторон, нужно с одной стороны предложить помочь, с другой – настоятельно просить и требовать быть нормальными людьми. И власть ни в коем случае не должна подходить с позиций двойных стандартов — к одним чересчур жестко, а к другим – необоснованно лояльно. Вот эти двойные стандарты видны, и они раздражают очень сильно абсолютное большинство нашего населения.

1 комментарий

Добавить комментарий