Валерия ВАСИЛЬЕВА
Болельщики футбольного клуба «Спартак» провели в Москве акцию протеста и перекрыли движение на Ленинградском проспекте, требуя честного расследования убийства своего товарища Егора Свиридова. Толпа выкрикивала и другие требования: «Россия для русских!», «Москва для москвичей!»…
Националистический характер протеста болельщиков объясняется тем, что по подозрению в убийстве Свиридова задержан уроженец Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. По версии прокуратуры, в ночь на шестое декабря на Кронштадтском бульваре произошла драка между выходцами из Дагестана и молодёжью, проживающей в этом районе. Во время драки дагестанцы применили травматическое оружие, тяжело ранив 25-летнего Дмитрия Филатова и убив выстрелом в голову 28-летнего Егора Свиридова, который являлся одним из лидеров группировки футбольных фанатов московского «Спартака» — Union (одна из самых многочисленных и агрессивных организаций ультрас России).
На интернет-сайтах и форумах футбольных фанатов звучат призывы к расправе над задержанным жителем Дагестана. Теперь правоохранительные органы и власти столицы опасаются выступлений, как группировок московских националистов, так и противостоящих им этнических группировок.
Это уже не первый подобный случай. В июле этого года у дома № 2 на Чистопрудном бульваре молодой чеченец ударом ножа убил фаната «Спартака» 23-летнего Юрия Волкова.
Межнациональное напряжение сегодня перерастает в серьёзный и опасный конфликт не только в Москве. В последние месяцы в разных регионах России не раз задерживали группы кавказцев, танцевавших лезгинку в центре города и, по информации правоохранительных органов, осыпавших при этом прохожих нецензурной бранью. А недавно в Ставропольском крае произошёл очередной танцевально-криминальный инцидент: неизвестные открыли стрельбу из травматического оружия по толпе молодых людей, которые ночью под громкую музыку танцевали кавказские танцы.
До сих пор обсуждается история с закалыванием баранов на Рамадан в Апраксином дворе в Петербурге, что вызвало резкое осуждение и протест немусульманского большинства населения города. А отношения Краснодарского края и Чеченской республики серьёзно осложнились из-за драки в детском лагере «Дон» в Туапсинском районе, после которой в больнице оказались 6 отдыхавших там чеченцев и двое местных жителей. По версии прокуратуры, чеченские подростки некорректно настаивали на знакомстве с местной девушкой, а когда замдиректора лагеря сделал им замечание, они избили его.
По словам противоположной стороны, в частности чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, русские националисты избили детей из Чечни. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов не исключил, что драка в лагере «Дон» могла произойти на национальной почве, а президент Чечни Рамзан Кадыров назвал произошедшее «массовым избиением детей» и заявил, что этому «прямо или косвенно потворствовали должностные лица» в оздоровительном лагере. Власти Чечни заявили, что больше не будут отправлять детей в лагерь «Дон».
Так в чем же причина эскалации межнациональных конфликтов на территории РФ? Кто и каким образом к этому причастен? И, главное, можно ли эффективно противостоять националистической жестокости и агрессии на государственном уровне? С этими вопросами Артель аналитиков обратилась к экспертам.
Виктор ВОРОНКОВ, директор Центра независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС), вице-президент EART (Европейской ассоциации исследователей трансформации): «Расизм в крови каждого советского человека, который теперь стал россиянином. Так воспитывают!»
— Раньше все конфликты как-то замалчивались, до публикаций не доходило, теперь идёт кампания, в том числе и со стороны государства, по обнажению этих конфликтов. Раньше мы ничего не могли прочесть, только в оппозиционной прессе или узнать от правозащитников. Сегодня об этом мы много чего знаем. Я не думаю, что что-нибудь сильно изменилось, просто стало больше информации об этих случаях. То, что наша страна расистская и все друг друга ненавидят, это уже давно понятно.
Расизм в крови каждого советского человека, который теперь стал россиянином. Так воспитывают! Говорят: я толерантный или нетолерантный, русский националист или антифашист. Все подчеркивают границы между людьми, прежде всего — этнические. Мы приписываем этим этническим группам, которые в голове у нас всегда существуют, какие-то черты, чаще негативные, стереотипные, и каждого человека начинаем причислять к какой-то группе. Когда мы встречаемся с кем-то, то немедленно думаем, кто он там — грузин, армянин, русский. И общаемся исходя из этого. И, конечно, очень легко дискриминировать других, или даже, поддавшись СМИ или всяким националистическим источникам, считать их виновными в том, что у нас что-то не так.
Общество, в лучшем случае, равнодушно к расизму, а в худшем — тайно сочувствует тем, кто убивает и издевается. Типичная ситуация с теми же «приморскими партизанами», это не касается этничности, это касалось того, что у государства сейчас называется «социальная группа — милиционеры». Знаете, социально противоправные действия этих «партизан», которые убивали милиционеров, молчаливо поддерживало большинство общества.
И вот эти представления, что можно расправляться с какими-то группами, социальными, межэтническими, этническими — господствуют в обществе, никто с этим не борется. Потому что эти границы подчёркиваются уже в школьных учебниках, которые неизвестно когда ещё перепишут. Это наш конструктор. Что-нибудь не похоже на меня — я это начинаю ненавидеть. Вот у меня под окнами люди, которых вы бы назвали русскими, всё время громко матерятся. Я их готов убить. А если бы они были какими-нибудь дагестанцами или арабами, мне бы сразу сказали — это этническая ненависть. Я бы и сам так подумал. В каждом обществе, в каждой группе есть люди, которые очень сильно отличаются друг от друга. И мы не терпим то, что отличается от нас, этнические ли это группы, или это какие-то социальные группы.
И это поддерживается всей системой воспитания, образования, всей системой культуры. Робкие попытки создать альтернативные дискуссии об этом заглушаются, они существуют только в узких кругах интеллектуалов. В системных науках этот расистский дискурс господствует. С положительным знаком или с отрицательным — неважно. Важно, что говорят об этом именно так. Одни говорят, смотрите, они совсем иные, и они нам мешают жить.
Другие говорят, смотрите, какие они замечательные и экзотичные, как они замечательно живут. Это одно и то же, это тот же самый расизм. Расистские явления есть во многих странах, в Европе, в Америке. Но я не знаю другой страны, кроме России, где народ был бы так расистски настроен, и где бы государство на это не обращало внимания. Или даже поддерживало этот расизм. А эта ситуация в Москве не связана с межэтническими конфликтами. Ведь несколько лет назад было то же самое с болельщиком «Зенита». Помните? Тогда это никто этничности не приписывал. Здесь дело не в этом, а в том, что группа людей, неважно, по каким признакам, ненавидит других. Типичный пример — те же болельщики «Спартака» и «Зенита». Они могут точно так же друг друга поубивать после матча.
Сергей АРУТЮНОВ, заведующий отделом Института этнологии и антропологии имени Николая Миклухо-Маклая, член-корреспондент Российской Академии наук: «У нас в стране вообще господствует ненависть. А спорт стал платформой для подготовки фашизма».
— Начну с того, что я считаю, что футбол – это вообще занятие недостойное. И вообще спорт – футбол, волейбол, всё, что угодно, может существовать только в школьных дворах для подростков не старше 18 лет. А после 18 лет взрослые люди этим заниматься не должны. А если они этим занимаются и интересуются, значит, они инфантильные, значит, они ещё не выросли, не созрели по-настоящему. Поэтому ни копейки бюджетных денег не должно даваться на футболы всякие и на развитие спорта, не говоря уж о всяких олимпиадах, чемпионатах и прочем фуфле. Конечно, межнациональная рознь может проявляться везде, но спорт в нашем обществе, как ни парадоксально, играет крайне вредную роль, в частности, создавая платформу для разжигания межнациональной, сословной и какой угодно розни.
В общем, спорт стал платформой подготовки фашизма. У нас в стране вообще господствует ненависть. Болельщиков одной команды к болельщикам другой команды, горцев к русским, а русских к горцам, черных к белым, белых — к черным, богатых к бедным, бедных — к богатым и т.д. Я об этом много писал. Ненависти полно! Поэтому любую спичку поднеси — она вспыхивает. На любом месте эту ненависть расплескай, она вспыхивает. А футбол с его разжиганием диких страстей очень подходящая для этого дела подсобка.
Олег НИЛОВ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Власть ни в коем случае не должна судить с позиций двойных стандартов – к одним чересчур жестко, а к другим – необоснованно лояльно. В этом вся беда».
— Конфликты возникают, в основном, я думаю, не столько из-за разных национальностей, сколько под сенью абсолютно разных жизненных философий. Потому что и среди одной национальности много представителей совершенно разных команд, причем совершенно непримиримых. Есть команда фанатиков каких-то, религиозных, спортивных, одного города. А есть команда нормальных, цивилизованных, мыслящих людей. Есть команда бандитов.
У нас вот станица Кущевская — там тоже разные команды, и там уже национальности не играли роли. Поэтому я считаю, что основные конфликты как возникали, так и будут возникать, именно среди вот этих вот разных команд по философии. Этим не занимаются, а если видят, то применяют двойные стандарты.
Например, футбольные фанатики позволяют себе перекрывать улицы, избивать милиционеров. Я бы посмотрел, что было бы с некими несогласными, неважно, какими, если бы они перекрыли Невский проспект, или какие-то проспекты в Москве. Да их бы испинали, избили до полусмерти милиционеры!
К религиозным вещам тоже есть разные подходы, разные стандарты. Одним словом, власть применяет двойные стандарты, в том числе и к наведению общественного порядка. Вот эти двойные стандарты могут как раз провоцировать эти конфликты. А что позитивно, наоборот, должно работать на порядок — это обязательное стремление властей дать людям образование. Мне, например, неважно, какой вы национальности. Если у вас высшее образование, если вы живет в Санкт-Петербурге, вы культурный человек, вы абсолютно спокойно можете общаться на разные темы, вы живете менталитетом этого города, его философией.
Но если вы сюда приехали, спустились или поднялись с каких-то мест, и считаете, что можно применять и здесь ваши подходы, ваши понятия и вашу философию, на вас можно и должно обращать внимание и просить настоятельно, а, может быть, даже требовать от вас, чтобы вы пытались войти в эту культуру и приняли философию этого места, этого города. И вот здесь я не приемлю никаких споров!
Если вы вышли со стадиона или откуда-то, где у вас свои понятия, свои какие-то расчеты и законы, и идёте по улицам этого города с этими понятиями, то это должно быть остановлено, и вы должны быть призваны к ответу. И много разных примеров можно приводить. А если потакать вот таким выходцам со стадионов или пришельцам с гор, то конфликты неизбежны, и они будут развиваться. А вина за это будет лежать на властях и, прежде всего, на силовых структурах. Нужно идти с двух сторон, нужно с одной стороны предложить помочь, с другой – настоятельно просить и требовать быть нормальными людьми. И власть ни в коем случае не должна подходить с позиций двойных стандартов — к одним чересчур жестко, а к другим – необоснованно лояльно. Вот эти двойные стандарты видны, и они раздражают очень сильно абсолютное большинство нашего населения.
давайте жить дружно