Сегодня 8 марта — праздник исключительно всех лиц женского пола. Такова суровая реальность: в современной буржуазной России он потерял окончательно свою историю и политико-идеологическое наполнение, став «Днём Девочек», как 23 февраля – «Днём Мальчиков». Сколько бы левые ни «постили» статей про Клару и Розу или первую присягу РККА, написанную Троцким, дни мальчиков и девочек от этого никуда не денутся…
Но вот что интересно: в то время, как многие левые твердят о «маскулинности» современного общества — оно, на мой взгляд, в том числе в России, как никогда феминно: ещё сто лет назад женщины не имели так много прав и так мало обязанностей, как сегодня. Вопрос только в том: какой это феминизм?
Современное феминное общество далеко от идеалов феминисток-революционерок XX века, века Социализма. Современный империализм рассматривает женщину исключительно как объект, и, в то же время, субъект гиперпотребления (в то время как мужчины – объект эксплуатации и извлечения прибавочной стоимости). Женщина – основа современного общества, однако не потому, что она обладает равными правами и обязанностями наряду с мужчинами, а в силу глупости, красоты и потребления. Конечно, я не обобщаю, я лишь хочу подчеркнуть тенденцию. Именно в этих трёх качествах заинтересован капитализм и именно к этим функциям он принуждает современных женщин.
«ТП» (надеюсь, все знают, как это расшифровывается) — это не просто «мем», это плод «неолиберального феминизма», апологет «глупости, красоты и потребления». В современном обществе (я опять утрирую) «умные, естественные и производящие женщины», — уже не женщины. Т. е. настоящая женщина, как свободная и развитая личность, при империализме рассматривается скорее как исключение, либо в роли мужчины, что, ясное дело, осуждается. Ведь женщина должна быть женщиной, т. е. (по мнению современного общества) глупой, красивой и потребляющей.
1. Глупость. При неолиберализме глупость – естественный атрибут идеального потребителя. Глупость прививается с ранних лет. Глупость женщины способствует не только её зависимости от мужчин, которые по идеальной матрице империализма всегда должны быть умны (по крайней мере, умнее женщин), но и её большему потреблению. Свободное от производства время «глупая женщина» отдаёт красоте и потреблению. Современная идеальная женщина потребляет за всех, прежде всего, за детей и мужчин, используя, естественно, капитал, изъятый у мужчин путём натурального обмена/продажи за красоту (об этом — ниже). Чем меньше у женщины образования, тем более она стремится к созданию, поддержанию и развитию собственной красоты через потребление. Большинство производимых при современном капитализме товаров – феминны, т. к. выгодны с точки зрения их постоянного потребления и ставят основной целью – женскую красоту, которая, будучи товаром, обменивается на капитал у мужчин. И далее по цепочке. Круг, а точнее, спираль, замыкается.
2. Красота. Красота рассматривается как подкорректированное с помощью исключительно феминных, порождённых неолиберализмом, инструментов естественное природно-биологическое состояние женщины. Красота, таким образом, является следствием глупости, становясь при этом второй основой идеального гиперпотребления. Основные инструменты красоты: косметика (не путать с туалетом), потребляемая одежда (не путать с одеждой как базовой естественной потребностью человека) и внешнее вмешательство (пластическая хирургия и т. п.). Эти три основных инструмента красоты в современном капиталистическом обществе сами по себе являются бесконечно потребляемыми (с рождения и до смерти женщины) и ультравыгодными (в них постоянно нуждаются стремящиеся к красоте глупые женщины, а, кроме того, женская косметика, одежда и хирургия в разы дороже мужских аналогов). Тем самым жизнь глупой женщины фактически превращается в восходящую спираль потребления инструментов создания, поддержания и развития красоты. В этих условиях возникает огромное отчуждение от реальности у и без того глупых женщин. Стремление к красоте становится не просто следствием глупости, но в тоже время её причиной. Сама же красота, как было сказано выше, является уникальным женским товаром, участвующим в продаже или обмене его на мужской капитал. Возникает огромная конкуренция на специфическом сексуальном рынке обмена/продажи Красоты (женщины) на Капитал (мужчины). Мужчины же, обладая капиталом, в целом не нуждаются в критерии красоты, стремясь максимально выгодно обменять свой капитал на красоту получше. Отчего же я называю подобную модель общественных отношений «феминной»? Прежде всего, оттого, что предложения (красоты) на данном рынке всегда больше спроса (капитала), более того, само предложение рождает спрос, т. к. стремление к красоте – бесконечно.
3. Потребление. Как мы выяснили, потребление – следствие глупости и красоты женщины в идеальном мире неолиберализма. Потребление – женская прерогатива. Если женщина участвует в производстве – то только для себя, т. е. заработанные средства рассматриваются отдельно от средств, полученных в процессе обмена красоты на мужской капитал. Это также выгодно неолиберальной системе, т. к. она получает больше средств на потребление. При капитализме женщина, в идеале, вообще исключена из производства — она всегда в худших, нежели мужчины, условиях на работе. При этом на рынке работы для женщин – всегда много, часто даже больше, чем для мужчин. Где же тут «феминизм»? Феминизм неолиберален – он в потреблении, т. к. помимо своих заработанных средств женщина потребляет мужской капитал.
Идеальная модель женщины при капитализме, как мы видим – это «ТП», глупая, красивая, потребляющая женщина. Подобные модели поведения в современной России растут как на дрожжах. Однако всё же это — идеальная модель «неолиберального феминизма». Настоящий феминизм, как вы поняли, не имеет с ним ничего общего. Идеалу «ТП» необходимо противопоставить идеал Женщины как свободной и всесторонне развитой личности. Подобный идеал возможен только в подлинно социалистическом, антикапиталистическом обществе, где идеалом служат образованные, естественные, активно вовлечённые в производство женщины. Тогда наступит настоящий феминизм, настоящее равенство прав между полами.
Евгений Валиков
Политолог, демократический социалист