Об этом тексте я вспомнил недавно, читая статью Алексея Лапшина «Второе пришествие Иуды», в которой он убедительно доказывает, что «популяризация в масс-медиа “Евангелия Иуды” вне зависимости от желания издателей и учёных становится частью операции по перепрограммированию человеческой психологии»: «Предательство перестает быть отступничеством и превращается в обычное действие, не имеющее никакого аморального содержания».
Одновременно Алексей признаёт, что авторы этого «евангелия» гностики-каиниты, «отрицавшие власть космического демиурга, а значит и тираническую власть земных правителей, в рамках своей исторической эпохи были духовными революционерами».
Впервые об «Евангелии от Иуды» я узнал осенью 1995 года, работая в петербургском предвыборном штабе Александра Дугина, который тогда был идеологом НБП. На его имя в штаб приходило множество писем от экстравагантных людей. Но в основном писали, конечно, разного рода мистики. И вот автор одного из писем оправдывал поступок Иуды со ссылками на Святое писание. Я заинтересовался. И потом на основе этого письма подготовил свой текст, который потом напечатали в газете «Санкт-Петербургский курьер». В сети этого текста нет. Надеюсь, что сейчас он поможет лучше понять то, о чём пишет Алексей Лапшин.
Дмитрий Жвания
Что мы знаем об Иуде Искариоте? Он был одним из 12 апостолов — учеников Христа. В обществе апостолов заведовал кассой,из которой воровал деньги. Надеялся, что Христос вскоре станет царём великого земного царства. Когда понял, что обманулся в этой надежде, продал своего учителя за 30 серебряников. Но не выдержал угрызений совести и повесился.
Имя Иуды давно служит символом предательства и корыстолюбия. Однако сказано: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Матфей 7: 1-2). Стоит ли судить Искариота столь строгим судом? В наши руки попала статья питерского богослова Виктора Скирды. Автор оправдывает того, кто выдал Христа.
«Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»…
Сперва давайте вспомним, что активная деятельность Иисуса начинается в земле Галилейской, где он проповедует, обзаводится учениками, из которых избирает себе апостолов: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых наименовал Апостолами» (Лука 6:13); «И поставил из них 12, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Марк 3: 14).
По каким критериям Христос выбирал апостолов? В Библии мы имеем лишь косвенные сведения на этот счёт. Как-то фарисеи задали апостолам вопрос: «Для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» Христос ответил за учеников: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришё л призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфей 9: 11-13).
То есть ученики Христа были людьми грешными. Список их грехов охватывал все стороны человеческого бытия. Но все их грехи были искуплены Иисусом, ибо «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши — праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (1-е Петра 3: 18).
В чём цель такого избрания? Не следует забывать, что Христос знал: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матфей 19: 28). Иисус полагал, что покаявшиеся грешники будут судить справедливо. Обратите на число 12 в приведённом тексте. То есть Иуда в списке судей. И это несмотря на то, что Христос прекрасно знает: Иуда непременно выдаст его.
Потому что был вор?
Практические все апостолы — земляки. Большинство из них состоит в родственных отношениях. Или их родители были друзьями. Лишь Иуда не был галилеянином. Он образован. Ведает кассой: «Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоанн 12: 6). От имени Учителя раздаёт милостыню и собирает пожертвования: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоанн 12:5). В ящик этот попадали порой довольно большие суммы. Вспомним: «Разве нам пойти купить хлеба динариев на двести…» (Марк 6:37).
На пирах Иуда возлегает рядом с Христом. Остальные апостолы, вооружённые знанием, не любят Искариота и даже обвиняют его в воровстве (Иоанн 12:6). Даже его предложение продать миро, Иоанн объясняет его нечестными помыслами: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (12:6). Это явно предвзятое мнение. Будь Иуда вором, он вряд ли бы не променял право заведовать кассой на 30 серебряников.
Предначертание — вот что двигает Иудой! Он был избран и среди избранных отмечен. Ибо должно было «совершить всё написанное пред пророков о Сыне Человеческом» (Лука 18: 31).
Иисус учил апостолов, что ему предстоит «пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Марк 8: 31).
Христос прекрасно знал: кто его предаст. Пойдем дальше. По прибытии в Иерусалим Искариот пошёл к первосвященникам, чтобы спросить: сколько они ему заплатят за предательство Христа. Те предложили ему 30 серебряников. «И с того времени он искал удобного случая предать Его» (Матфей 26: 14-16). Этот эпизод — явный домысел евангелиста. Не сам же Иуда рассказал ему о своём сговоре с первосвященниками. Предательство — дело тайное. Удивляет и сумма — 30 серебряников. Столько на Ближнем востоке стоил раб.
«Сие есть Тело Моё»
Тем временем народ со всей Иудеи собирался в Иерусалиме на праздник очищения. Первосвященники «положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» (Матфей 26: 4-5).
Наконец наступает роковой вечер. Во время трапезы Иисус говорит апостолам: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Матфей 26: 20-21). И затем успокаивает их: «Сын Человеческий идёт как писано о Нём» (Матфей 26:24). Не является ли эта фраза утверждением невиновности Иуды?
Все участники событий находятся в жёстких рамках предопределенности. Лишним подтверждением того, что Иуда не собирался предавать учителя, служит его вопрос: «Не я ли, Равви?» На что Иисус отвечает: «Ты сказал» (Матфей 26:25). Словно в упор выстрелил — «Ты сказал». Все предопределено! «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Иоанн. 13:11). И все-таки Христос оставляет Искариота рядом с собой и даёт ему причаститься. И лишь после этого посылает его к первосвященникам.
Остановимся на причащении. Иоанн говорит: «И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана» (13: 26:27). Евангелист заметил изменения в состоянии Иуды в момент причащения. И будучи пристрастным, объяснил их в невыгодном для Иуды ключе. И при этом не заметил, что тем самым он опорочил и Иисуса. Ведь получается, что сатана действовал через хлеб, поданный Христом. Не сатана вселился в Искариота. Это Святой Дух вошёл в него, чтобы дать мужество пройти по пути предательства! Иисус после причастия торопит Искариота: «Что делаешь, то делай скорее» (Иоанн 13:27).
Иуда уходит за стражей. Иисус молится за оставляемых учеников. Он жалеет их, остающихся без пастыря. Затем он покидает дом, где происходила вечеря и направляется в Гефсиманский сад, где начинает «скорбеть и тосковать… И отошед немного, пол на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфей 26: 37-39). Христос так сильно тосковал, что «явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лука 22:43). Эта чисто человеческая слабость вполне объяснима. На время Святой Дух покинул Христа.
Возвращается Иуда с «множеством народа с мечами и кольями» (Матфей 26:47). Он «тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал его» (Матфей 26: 49). Все мы с детства знаем, что этим поцелуем Иуда подал знак стражникам: «Кого я поцелую, тот и есть, возьмите Его» (Матфей 26: 48).
Однако облик Христа был известен слугам первосвященников, так как так как они каждый день видели его в храме: «В тот же час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Матфей 26:55); «Каждый день бывал Я с вами в Храме, и вы не поднимали на Меня рук» (Лука 22:53).
Зачем тогда Иуда целует Христа? Всё становится ясным, если признать, что Искариотом движет никто иной, как Святой Дух, который вошёл в него при причащении. Через поцелуй Иуды Святой Дух возвращается в Христа. Тут же меняется его поведение. Иисуса покидает тоска. Он вновь становится возвышен и спокойно идёт на смерть.
Мало того, он врачует раба, посланного арестовать его. Характерная деталь: ни он сам, ни его ученики, ни словом, ни делом ничего не предпринимают против Иуды.
Когда же настало утро
Толпа ведёт Иисуса к первосвященникам. В толпе — Иуда. Он до конца пока так и не понял, что первосвященники арестовали Христа, чтобы убить его. Когда наконец Искариот понял смысл происходящего, он ужаснулся. «Увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребрянников первосвященника и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную» (Матфей 27:3-4). Роль Иуды закончена. «И бросив сребрянники в храме, он вышел, пошёл и удавился» (Матфей 27:5).
Свершилось то, что должно было свершиться. Без предательства Иуды — не было бы крёстных мук Христа на Голгофе. А ведь было предсказано, что Спаситель должен пострадать через людей. Людьми преданный, от людей пострадавший и людьми распятый Он искупил грехи людей.
Христос знал, что не только Иуда предаст его, но и что Пётр проявит малодушие: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Матфей 26:34). Пётр заверил Христа, что лучше умрёт, чем отречётся от него. Но всё произошло так, как предсказывал Христос. И несмотря на то, что Иисус знал об отречении Петра, он уготовил ему роль камня, на котором собирался воздвигнуть свою Церковь.
На долю каждого из апостолов, которые несли людям свет новой веры, выпали страдания. Но все испытали радость созидания. Они строили Его Церковь. Они были Его апостолами в глазах людей и остаются таковыми в людской памяти.
Насколько же страшна участь Иуды! Помимо своей воли он исполнил предначертанное и пришёл в ужас от содеянного. Мучения его были так велики, что он покончил собой. В глазах потомков он — презренный предатель.
Христос заранее скорбел об Иуде: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше бы тому человеку не родиться» (Марк 14:21). Чтобы понять, что Иуда — великий мученик, вспомним слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» (Матфей 10: 39).