Это четвёртый срок Джорджа Буша?

Михаэль ДОРФМАН

Президент США Барак Обама принял присягу и вступил во второй срок. СМИ полны всяческих подробностей, в том числе пикантных. Говорят и пишут о президенте, о первой леди и «первых детях», говоривших «хороший джоб, папа»; о первой женщине-судье-латиноамерканке, впервые приводящей к присяге вице-президента; о первом поэте-кубинце-открытом гее, удостоившемся написать и прочесть специальную оду к инаугурации.

Президент США Барак Обама принял присягу и вступил во второй срок. СМИ полны всяческих подробностей, в том числе пикантных

Празднования продолжались своим чередом, не вызывая особого энтузиазма. Ничего похожего на 2008-й, когда, кто с восторгом, кто с энтузиазмом, а кто с ужасом верил, что они слышат шаги истории. Во всяком случае, никто не отмечал тогда, мол, не могу различить, то ли это второй срок Обамы, то ли четвёртый Буша. Хотя на выборах избирателя всячески убеждали в коренном отличии Обамы от его республиканского предшественника, данные говорят о другом. Безработица всё так же невыносима, нетерпима и разрушает саму материю американской жизни, где не осталось почти никаких социальных учреждений, способных смягчить травму миллионов от потери работы. А официальная статистика далеко не отражает реальной картины кризиса трудоустройства. Как и в 2008-м, Америка до сих пор ведёт дорогостоящие войны где-то за морями. Америка посылает самолеты и дроны убивать людей. Американские базы раскиданы по всему миру, и этому не видно конца. Очевидно, что если бы у власти были бы правые, то бывшие антивоенные активисты сейчас громко выражали бы своё возмущение, а так на это нет команды из штабов и офисов политтехнологов.

Те же самые либеральные активисты в большинстве своём молчат и по поводу нарушения гражданских свобод; находят оправдания развязанной администрацией Обамы травле правозащитников и активистов. Насильнику в США дают меньший срок, чем активисту, протестующему против удушения свободы информации.

Всё больше законов Обамы, «стыреных» у правых в надежде уничтожить их политически. Ключевые части реформы здравоохранения были написаны в «дружественном бизнесу» ультрареакционном центре «Херитэж фондайшн» и внедрены (в значительно более либеральной форме) противником Обамы Миттом Ромни в бытность губернатором Массачусетса. Экологическая программа Обамы «торговли углеводородами» основана на мистической вере в свободный рынок, которому лишь надо дать поработать. Созданный Джорджем Бушем-мл. чудовищный бюрократический монстр «Государства безопасности Отечества» остался нетронутым. Даже тюрьму в Гуантанамо не закрыли. Гордящиеся своим свободолюбием и индивидуализмом американцы уже больше десяти лет безропотно снимают туфли в аэропортах на смех всему миру. Большинство уверено, что так и надо. Ведь у американцев – собственная гордость.

«Не могу различить, то ли это второй срок Обамы, то ли четвёртый Буша?»

Новые меры, которые Обама успел провозгласить к следующей каденции – в том же духе. Экстренные президентские декреты и законопроекты об ограничениях на оружие поразительно напоминают подобные меры Рональда Рейгана. Иммиграционная реформа, о которой президент много говорил во время выборов, словно списана с аналогичных предложений Буша, которые демократы провалили в Конгрессе. Провалят и мероприятия Обамы. Не похоже, что на республиканцев в Конгрессе победа Обамы произвела впечатление. В конце концов, большинство из них делает то, что обещало своим избирателям – добивается сокращения расходов ненавистного многим правительства.

На завтра после инаугурации придётся снова тушить пожары. Виднеются битвы на краю фискального обрыва. Правительству Обамы откажут в увеличении  кредитного потолка, что грозит Америке дефолтом.

Тем не менее, в праздничный день надо быть оптимистом и есть основания быть оптимистом. Победа Обамы была победой людей, объединившихся ради защиты от хищного неолиберализма остатков своих социальных достижений, завоёванных упорной борьбой за последнее столетие. Вышедшие на улицы в 2011 году миллионы участников движения «Оккупируй Уолл-стрит» никуда не делись. Они попытаются очистить Демократическую партию от засевших в ней неолибералов, подобно тому, как «Чайная партия» чистит Республиканскую партию. Да и саму «Чайную партию», как либертарианцев Рона Пола рано списывать со счетов. Огромный аппарат Республиканкой партии пытался поглотить и инкорпорировать их, однако активисты на местах прекрасно поняли, что их использовали, как машина Демпартии использует прогрессивные силы и профсоюзы. По обе стороны баррикады много хороших американцев, настроенных крайне отрицательно к корпоративно-олигархическому комплексу, который правит Америкой. Многие разногласия там чисто семантические, многие споры там легко решаемые, если  утрясти терминологическую разницу, многие компромиссы там могут быть достигнуты ради общей цели. Цель эта – противостояние наступлению сверхбогатой и поддержанной государством корпоративной элиты на права и возможности всех остальных.

Несмотря на тяжелейшее наследие расизма и рабовладения, вопреки грузу предрассудков и тёмным ксенофобическим страхам, белая Америка проявила огромную толерантность и добрую волю, выбрав и переизбрав себе чернокожего президента

Чествования Обамы совпали с Днём памяти Мартина Лютера Кинга, выдающегося борца за гражданские права. Правда, из него сделали икону, а его наследие как борца за социальные изменения и общественную справедливость стараются не замечать. После Кинга (который был республиканцем) афро-американцы являются  одними из самых лояльных и последовательных избирателей Демократической партии. Они массами голосовали за Обаму, однако получили от его президентства меньше всех. Безработица ударила по ним тяжелей всего. Количество чёрных американцев в огромной тюремной системе достигло рекордно высокого уровня. У разбитого корыта оказались миллионы представителей чёрного среднего класса, только что вставших на ноги благодаря работе в общественном секторе. Верный неолиберальным догмам, Обама несёт ответственность за массовое сокращение штатов в общественном секторе, где были более или менее нормальные зарплаты и неплохие условия. Всё это, сделанное вопреки здоровой экономической логике, усугубило рецессию, как и предсказывали все неангажированные экономисты. Взамен Америка может предложить людям лишь минимально оплачиваемые неполные ставки в торговле и сфере обслуживания.

И всё же в день инаугурации первого чёрного президента я был горд именно за белую Америку. Несмотря на тяжелейшее наследие расизма и рабовладения, вопреки грузу предрассудков и тёмным ксенофобическим страхам, белая Америка проявила огромную толерантность и добрую волю, выбрав и переизбрав себе чернокожего президента. Это огромное достижение, которое внушает оптимизм. Если мы сделали это, то лучшее возможно и достижимо.

Авторские материалы по теме:

До Обамы наконец-то дошло – анализ результатов выборов 2012 года

Реформа здравоохранения Обамы

Финансовая реформа Обамы

«Оккупируй» вышел против Обамы

2 комментария

Успех переизбрания Б. Обамы был предопределен преимущественным влиянием электората чернокожих американцев.
У «белых» американских демократов не былого иного выбора, чтобы добиться успеха. Не исключено, что подобная тенденция
продолжится.

Одних голосов афроамериканцев было бы недостаточно для переизбрания Обамы. Может, среди тамошнего «белого» электората на прошлых выборах были распространены точно такие же настроения, что у россиян, в который уже раз голосовавших за Путина при отсутствии каких-либо особых сдвигов в их положении? — Мол, как бы при новом президенте не было бы ещё хуже, а потому переизберём прежнего — тогда уж точно хуже не будет… Хвалить «белую» Америку за избрание их президентом «полуафроамериканца» Обамы можно было лишь при первом его избрании, переизбрание же, вполне возможно, происходило из вышеуказанных соображений американского электората…

Добавить комментарий