Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Недавние всеобщие выборы в Аргентине показали, что одна из самых южных стран планеты, что называется, насквозь пропитана левыми взглядами: на президентских выборах за левых и левоцентристских кандидатов отдали свои голоса под 80% избирателей. Ирония судьбы, однако, заключается в том, что и на противоположном полюсе, на крайнем севере планеты, тоже очень популярны левые идеи и силы.
Мы уже писали о том, что нынешнее левоцентристское правительство Дании оказалось у власти благодаря поддержке крайне левого Красно-Зелёного Альянса. Но даже вместе с ним у социал-демократов и их союзников не имеется абсолютного большинства мест в Фолькетинге. Это большинство возникает только благодаря двум левым гренландским депутатам, представляющим самый большой по размеру остров Земли.
Гренландия, как известно, является автономной территорией, принадлежащей датскому королевству. И живут там всего 57,5 тысяч человек, но по площади территории сама Гренландия больше маленькой Дании в 50 раз! Естественно, «зелёная страна», как точно переводится Гренландия, заселена крайне неравномерно, экономическая жизнь развивается преимущественно на прибрежной полосе. В основном жители (а 90% из них составляют коренные гренландцы-эскимосы) занимаются традиционными северными видами хозяйства – рыбной ловлей, рыбопереработкой, овцеводством и оленеводством. Уровень доходов в Гренландии заметно уступает среднедатским показателям, поэтому вот уже несколько десятилетий левые силы острова ведут борьбу за расширение автономии от Копенгагена и даже за полную государственную независимость. Тем более, что в конце ХХ века в районе Гренландии найдены запасы драгоценных материалов, нефти и газа. Глобальное потепление делает сегодня возможной добычу этих ресурсов. И в этом ракурсе сепаратистские идеи всё больше распространяются среди эскимосского населения.
В авангарде борьбы за отделение многие годы выступает партия «Сообщество инуитов» (инуиты – самоназвание гренландских эскимосов), которую характеризуют как левосоциалистическую силу. Если в 80-е годы это была третья по влиянию партия острова, то в наши дни социалисты стали первой партией Гренландии. С 2009 года их лидер Куупик Клейст возглавляет автономное правительство. А роль младшего партнёра в коалиционном кабинете Гренландии принадлежит социал-демократической партии «Вперёд!» — она в большей степени выступает за расширенную автономию острова, считая, что на данном этапе зависимость Гренландии от метрополии не нужна (импорт промышленных товаров на Гренландию в основном идёт из Дании, в Данию же поставляют дары моря из северной Атлантики, расположенной вдоль гренландской территории). На выборах различных масштабов население Гренландии голосует твёрдо за левые силы, поскольку и «Сообщество инуитов», и партия «Вперёд!» зарекомендовали себя как стойкие выразители интересов трудящихся полярного «суперострова».
Выборы в датский Фолькетинг в минувшем сентябре вновь продемонстрировали реальную силу гренландских левых. На остров выделена квота – два депутатских мандата. Один из них достался партии «Сообщество инуитов», второй – партии «Вперёд!». При этом за кандидатов от двух левых партий отдали голоса 80% избирателей. Прямо как в Аргентине… Можно, конечно, усмехнуться над всем этим. А можно – и, наверное, нужно, порадоваться за арктических островитян. У нас-то не скоро наступит подобное «царство левых»! В общем, если Гренландии суждено в перспективе стать полноценным независимым государством – совершенно очевидно, что самое северное сообщество планеты будет социалистическим.