Работа «Партия Труда»
Выражение «Партия Труда» употребляется Эмилем Пуже в смысле Союз Труда. Синдикализм отрицает всякие партии и партийность, о чём говорит и сам Пуже далее. Разница между синдикальной организацией и всякой партией состоит в том, что всякая партия объединяет своих членов на известной идейной платформе; всякий человек, входящий в какую-либо партию, должен принять её программу, синдикализм же стремится объединить рабочих на почве экономических интересов.
Вследствие этого в синдикаты принимаются все рабочие без исключения и без различия их политических, философских и религиозных воззрений. В силу этого не может быть никакой рабочей синдикалистской партии с определённой синдикалистской программой. Это противоречило бы основным принципам синдикализма. Синдикализм признаёт только союзы, а не партии, поэтому выражение Пуже «Партия Труда» нужно понимать в самом широком, а не в буквальном смысле слова.
Н. Лебедев
Что такое Партия Труда?
Партия Труда, как это уже достаточно ясно указывает само название, представляет автономную организацию рабочего класса, объединённого в одно целое на экономической почве.
Основной ячейкой партии Труда является синдикат, т. е. профессиональный или производственный союз рабочих; путём объединения синдикатов между собою и в практике их взаимной солидарности Партия Труда и проявляет свою деятельность.
Все синдикаты соединяются, с одной стороны, в национальные профессиональные или производственные Федерации Синдикатов, а, с другой стороны, в интер-профессиональные, местные или городские; союзы синдикатов или Биржи Труда. Эти федеративные организации, в свою очередь, соединяются между собою и образуют единую рабочую организацию Всеобщую Конфедерацию Труда, союз, соединяющий в одно целое все силы рабочего класса, и защищающий общеклассовые интересы рабочих.
Этот федерализм значительно увеличивает силу пролетариата и его отдельных организаций. На самом деле, отдельный синдикат, если он изолирован от других, будет иметь лишь ограниченное действие в области только своей профессии, тогда как присоединяясь к другим синдикатам своего города и к синдикатам рабочих своей профессии в масштабах страны, отдельный синдикат значительно увеличивает свою силу и в своей борьбе получает поддержку со стороны других синдикатов. Эта сила постоянно возрастает, так как Партия Труда представляет результат объединения борющихся рабочих на экономической почве.
Только на этой почве мог осуществиться реальный и сильный союз рабочих, борющихся за улучшение своего положения.
Партия Труда ставит своей задачей защиту материальных, умственных и духовных интересов рабочего класса. Ряды этой партии открыты для всех эксплуатируемых, без различия их политических или религиозных и философских взглядов и убеждений. Партия Труда не обращает внимания на убеждения своих членов, она борется со всеми видами эксплуатации и поэтому призывает в свои ряды всех эксплуатируемых.
Партия Труда ставит своей задачей защиту материальных, умственных и духовных интересов рабочего класса. Ряды этой партии открыты для всех эксплуатируемых, без различия их политических или религиозных и философских взглядов и убеждений.
Партия Труда стремится объединить рабочих на экономической почве для борьбы главным образом с экономической эксплуатацией.
Партия Труда объединяет в своих рядах рабочих всех профессий; даже тех, какие являются для общества вредными, как, например,
рабочих, изготовляющих оружие, порох и т. д. Рабочие оружейных заводов, рабочие, строящие военные корабли, являются вдвойне жертвами плохой общественной организации, так как они не только эксплуатируются, но и способствуют эксплуатации других трудящихся. Но те профессии, которые вредны для общества по самой своей сущности, как, например, профессии полицейского или шпиона, не могут входить в Партию Труда.
Партия Труда отличается от всех других существующих партий, главным образом, тем, что объединяет тех, кто трудится, против тех, кто живёт эксплуатацией чужого труда.
Партия Труда объединяет трудящихся не по убеждениям, а по их интересам. Но неизбежно самим ходом вещей в борьбе за интересы рабочего класса у членов Партии Труда со временем вырабатывается естественным путём общность взглядов и идеалов. Конечно, в Партии Труда, как и всюду, встречаются элементы более умеренные и элементы более революционные. Но эти различия не ослабляют и не нарушают синдикального единства, так как это единство зиждется на экономических интересах трудящихся.
Партия Труда не обращает внимания на убеждения своих членов, она борется со всеми видами эксплуатации и поэтому призывает в свои ряды всех эксплуатируемых.
Целью всех существующих партий, кроме Партии Труда, является политика. Во всех партиях люди объединяются по убеждениям, для борьбы за осуществление известной теоретической программы. В этих партиях, не исключая даже социалистических, могут быть рядом друг с другом, и капиталист и рабочий, эксплуататор и эксплуатируемый. В Партии Труда этого быть не может; здесь объединяются только трудящиеся и не для завоевания политических реформ, вроде права всеобщего голосования, но для завоевания реальных, экономических улучшений быта и жизни трудящихся.
Партия Труда не преследует никаких политических целей, она — партия социальная и революционная. Главной основой Партии Труда является классовый интерес пролетариата и поэтому эта партия ни в коем случае не может стать партией политиков.
Если бы Партия Труда, или Партия Трудящихся стала заниматься политикой, то это было бы повторением ошибок прошлого, которые истощали рабочий класс в бесплодной борьбе за призрачные улучшения и реформы общественной жизни.
Но такой опасности нечего бояться. Рабочий класс, сознав свои интересы и поняв правильно тот путь, каким он может достигнуть своего освобождения, не сможет повернуть на ложную дорогу.
Необходимость Партии Труда
Партия Труда или трудящихся является результатом современного капиталистического общества; раз само наше общество делится на капиталистов, эксплуатирующих чужой труд, и трудящихся, продающих капиталистам-предпринимателям свой труд, то вполне естественно, чтобы трудящиеся для защиты своих прав и интересов объединились в единую Партию Труда, противостоящую партии Капитала. Такое явление, вызванное капиталистическим классовым строением общества, зарождается в капиталистическом обществе самостоятельно, поэтому образование Партии Труда не вызывается никакими теориями.
Те профессии, которые вредны для общества по самой своей сущности, как, например, профессии полицейского или шпиона, не могут входить в Партию Труда.
Совершенно излишне останавливаться здесь на доказательстве существования двух борющихся социальных классов, которые по мере развития общества не только не сливаются между собою, но всё более и более разделяются. Пропасть между буржуазией и пролетариатом по мере развития промышленности становится всё шире и глубже, и антагонизм между этими классами растёт и увеличивается.
Этот факт является следствием того, что господствующий класс захватил в свои руки все источники общественных богатств и орудия труда, благодаря чему трудящиеся массы, чтобы существовать, вынуждены продавать свой труд капиталистом и подчиняться всем условиям, которые диктуют им предприниматели.
Это порабощение капиталистами рабочего, который в обмен за свой труд получает заработную плату значительно ниже трудовой стоимости, то есть того, что рабочий производит за получаемую плату, буржуазия считает естественным явлением. Она провозглашает даже, что система наёмного труда должна остаться неизменной. Однако история доказывает, что формы собственности и способы производства не были неизменными, а, как и всё остальное в мире, переживали свою эволюцию. Так, в древности существовало рабство, при котором трудящийся человек был рабом капиталиста, затем рабство сменилось крепостничеством, где трудящийся человек пользовался относительно большей свободой, чем раб. Наконец, само крепостничество было заменено, сравнительно очень недавно, системой наёмного труда. Такая эволюция форм и способов производства даёт полное основание думать, что господствующая ныне система наёмного труда также будет заменена более высшей и более отвечающей времени и чувству справедливости системой производства. Теперь уже намечаются эти новые способы производства и трудящиеся массы начинают требовать изменений капиталистического способа производства.
Партия Труда объединяет трудящихся не по убеждениям, а по их интересам. Но неизбежно самим ходом вещей в борьбе за интересы рабочего класса у членов Партии Труда со временем вырабатывается естественным путём общность взглядов и идеалов.
Однако буржуазия, ослеплённая своей властью и могуществом, продолжает бороться с требованиями рабочих масс. Пользуясь тем, что её представители стоят во главе политической государственной власти, она стремится всеми способами задержать развитие сознания народных масс. При помощи воспитания и образования, буржуазия стремится привить и укрепить в молодых поколениях, трудящихся предрассудки и старые суеверия, оправдывающие и поддерживающие капиталистическую эксплуатацию.
В правительственных школах детям рабочих внушается, что в. нашем обществе каждый человек имеет ту цену, какую он заслуживает. Поэтому каждый, если у него есть способности и талант, может выдвинуться в первые ряды современного общества. Но буржуазия забывает при этом прибавить, что для того, чтобы выбраться на верхи общества нужно прежде всего иметь не талант и знания, а поменьше совести; в той борьбе за существование, которую рекомендует буржуазия, человек должен бороться всякими доступными ему средствами, нисколько не заботясь о своих ближних.
Наша жизнь, с точки зрения буржуазии, беспрерывная борьба между людьми. Человеческое общество — ни что иное, как поле битвы, где все враги друг другу.
Под влиянием такого учения многие рабочие мечтали вначале избавиться от своего положения и стать если не хозяевами, то по крайней мере заведующими, распорядителями и вообще помощниками предпринимателя. Большинство рабочих, особенно более энергичных, мечтали о богатстве, так как богатство в их глазах было главным средством стать независимым и свободным.
Но для огромного большинства рабочих такие мечтания оказывались бесплодными. Жизнь скоро разрушала их мечты и только может одному из сотни удавалось достигнуть более или менее привилегированного положения и стать каким-нибудь заведующим или мастером. Современный способ производства основан на угнетении трудящихся масс и поэтому рабочие обречены быть на положении индустриальных рабов. Чтобы освободиться от этого положения для рабочего есть только один выход сделаться собственником орудий труда и при помощи их эксплуатировать других трудящихся. Но при современном развитии промышленности для того чтобы оборудовать фабрику или завод, требуется большой капитал. Было бы безумием думать, что рабочий может скопить из своей заработной платы сумму денег, необходимую для приобретения даже маленькой мастерской.
Для того, чтобы выбраться на верхи общества нужно прежде всего иметь не талант и знания, а поменьше совести; в той борьбе за существование, которую рекомендует буржуазия, человек должен бороться всякими доступными ему средствами, нисколько не заботясь о своих ближних.
Такие явления очень редкие случаи. Большинство же рабочих неизбежно обречено на полуголодное существование людей, живущих исключительно на свой заработок.
Те редкие рабочие, которым удается благодаря ли своей исключительной энергии, или благодаря стечению благоприятных обстоятельств, вырваться из объятий нищеты, и стать владельцами фабрик и заводов, как, например, американские капиталисты Карнеджи (Эндрю Карнеги, 1835-1919, его первой работой в США стала работа «смотрителем бобин» на ткацкой фабрике — прим. ред. Sensus Novus), Рокфеллер (Джон Рокфеллер, 1839-1937, первый долларовый миллиардер в истории человечества, родился в семье лесоруба, ставшего затем странствующим торговцем — прим. ред. Sensus Novus) и др., уже не могут считаться членами рабочего класса. Они, приобретая капитал, переходят в лагерь буржуазии и становятся такими же эксплуататорами, а иногда даже ещё и худшими, как и потомственные буржуа.
Буржуазия принимает очень охотно таких выходцев из рабочего класса так как они вносят свою энергию в лагерь правящих и, кроме того, буржуазия, указывая на них другим рабочим, говорит, что современный порядок не так уже плох, как утверждают рабочие; он позволяет талантливым и энергичным рабочим делаться королями промышленности; если же другие рабочие не умеют достигнуть такого положения, то, стало быть, они по своим способностям не могут этого сделать.
Но такое утверждение ложь. Современный порядок производства и промышленности основан на порабощении и эксплуатации трудящихся масс и поэтому разрешение социального вопроса, вопроса о благосостоянии и свободе народных масс не может быть достигнут таким путём.
Но допустим даже, что все наиболее энергичные и способные рабочие сравнительно легко могли бы добиваться обеспеченного и независимого существования, разве от этого факта положение
трудящихся масс изменится? Нет, большинство рабочего класса вынуждено будет по-прежнему продолжать работать без отдыха на своих эксплуататоров и быть в духовном и материальном рабстве.
Чтобы быть счастливым и чувствовать себя удовлетворённым, человеку недостаточно, чтобы ему был обеспечен хлеб и материальные блага. Он хочет быть свободным от всех пут и стеснений, от всякой зависимости и власти.
Итак, личный выход отдельных рабочих из рядов трудящихся (причём эти выходцы вынуждены будут, в свою очередь, эксплуатировать своих братьев) не является средством уничтожения социального зла, от которого страдает пролетариат. При таком способе изменяется лишь положение отдельных личностей, но общая участь всей трудящейся массы остаётся одна и та же.
Кроме того, если даже допустить, что переход рабочих из лагеря трудящихся в лагерь богатых станет делом сравнительно лёгким, то и в таком случае бедность и нищета в обществе не уменьшатся. Увеличится лишь число богатых и только. Непримиримость интересов богатых и трудящихся не уменьшается, и она не исчезнет до тех пор, пока общественные отношения будут оставаться такими же, как теперь, и пока каждый трудящийся, чтобы добыть себе пропитание, вынужден будет продавать свой труд другому человеку, у которого в руках капитал и орудия труда. При таком порядке экономической жизни борьба классов неизбежна, и эта борьба между трудящимися и капиталистами будет неминуемым явлением.
Если даже предположить, что стоны и страдания, трудящихся будут мешать спокойной жизни богатых и те сами решат обеспечить материальное существование рабочих масс, то всё-таки слияния классов не произойдёт и общество по-прежнему будет разделяться на эксплуатируемых и эксплуататоров.
Очень часто приходится слышать, что «не единым хлебом жив человек», что социальный вопрос не есть вопрос чисто материальный. Действительно, чтобы быть счастливым и чувствовать себя удовлетворённым, человеку недостаточно, чтобы ему был обеспечен хлеб и материальные блага. Он хочет быть свободным от всех пут и стеснений, от всякой зависимости и власти. Мы все хотим быть свободными, ни от кого не зависеть и иметь сношения с равными и равноправными товарищами.
Необходимо изменить все строение современного общества и сделать так, чтобы был один только класс производителей.
Такое коренное переустройство общества возможно лишь на коммунистических началах, так, как только коммунизм может обеспечить каждому человеческому существу полную свободу и возможность полного развития всех его способностей.
В прежнее время, когда не было почти крупной промышленности, рабочий мог ещё хотя и с большим трудом сохранить свою независимость, работая в своей маленькой мастерской или в мастерской своего товарища. Но в настоящее время, когда царит крупная промышленность, это невозможно и все мелкие мастерские обречены на вымирание, так как не могут выдержать конкуренции с крупными фабриками и заводами.
Необходимо изменить все строение современного общества и сделать так, чтобы был один только класс производителей.
В наше время только крестьянин в деревне ещё может надеяться, что он при помощи тяжёлого труда сохранит свою независимость, но и эта надежда с каждым годом всё уменьшается. Капитализм проникает и в деревню, и в область сельского хозяйства. Крестьянин, хотя и косвенно, зависит теперь от крупного капитализма, так теперь цена на пшеницу или масло во Франции устанавливается не во Франции, а на биржах Лондона и Нью-Йорка. Кроме того, чтобы сбыть свои продукты крестьянин часто вынужден продавать их крупным капиталистическим фирмам, которые сами диктуют крестьянину условия и т. д.
Независимость крестьянина и ремесленника приобретается путём тяжёлых усилий, неустанного труда, но, несмотря на всё это, эта независимость лишь видимая и обманчивая. На деле и крестьянин и ремесленник зависит, как и рабочие от капиталистов, банкиров и фабрикантов.
Крестьянин и ремесленник также страдают от современного социального строя, как и фабрично-заводские рабочие. Интересы крестьянина и кустаря-ремесленника тожественны поэтому с интересами промышленного пролетариата — вот почему каждый сознательный крестьянин и ремесленник должен способствовать осуществлению тех требований, которые выставляют городские рабочие. Крестьяне и ремесленники только выиграют, если они не будут противодействовать революции, но примут участие в борьбе пролетариата и будут организовывать производство и потребление на новых началах.
Все трудящиеся должны задать себе вопрос: почему в современном обществе существует возмутительное и ужасное неравенство? Почему одним не хватает достаточно пищи на каждый день, тогда как другие не знают, куда девать свои доходы? Почему одни за тяжёлую работу получают недостаточную плату, в то время как другие ничего не делают, но получают огромные доходы?
Мы все хотим быть свободными, ни от кого не зависеть и иметь сношения с равными и равноправными товарищами.
Почему это происходит? Разве земледелие и промышленность недостаточно развиты, чтобы все могли удовлетворить свои потребности?
Совсем нет. Каждый человек, который выполняет полезное дело, в те годы, когда он способен к труду, может производить гораздо больше разных продуктов, чем это нужно для поддержания его жизни в данный период. Вследствие этого он может с избытком возместить обществу и семье то, что на него было израсходовано в детстве, и что будет израсходовано в период его старости, когда он не сможет трудиться.
Но, несмотря на это, в нашем обществе жизнь и существование трудящегося человека совершенно не обеспечены и каждый из рабочих нисколько не застрахован от того, что завтра он не будет обречён на голод и нищету.
Почему это так? А потому, что всё производство находится в руках частных капиталистов и все продукты производства поступают прежде всего в распоряжение не тех, кто их создал, а тех, кто имеет капитал и возможность их приобрести и сохранить.
То, что производство, как земледельческое, так и промышленное, находится в настоящее время на такой высокой ступени развития, что может довольно легко удовлетворить все насущные потребности людей, это, бесспорно. В области промышленности возможность увеличения производства, благодаря громадному улучшению орудий производства, почти беспредельна. Это настолько верно, что, несмотря на предусмотрительность некоторых промышленников, которые намеренно не увеличивают своего производства, изобилие продуктов обнаруживается в виде промышленных и торговых кризисов.
Во время таких кризисов наиболее жестоко страдают опять-таки рабочие; они несут все тяжёлые последствия промышленных кризисов, так как для того, чтобы установить экономическое равновесие, предприниматели замедляют производство, иногда даже совсем закрывают фабрики и тем самым усиливают среди рабочих безработицу и нищету.
В области сельского хозяйства мы наблюдаем такую же картину — обрабатывают землю не для того, чтобы иметь хлеб и другие продукты сельского хозяйства в изобилии, а для того, чтобы возможно больше
выручить денег от продажи продуктов. Так как в урожайные годы цены на хлеб и на другие продукты сельского хозяйства падают, а рабочие руки дорожают, то земледельцы предпочитают иметь средний урожай, так как тогда легче и выгоднее сбывать продукты.
Таким образом, изобилие каких бы то ни было продуктов в наше время, благодаря капиталистическому способу производства, скорее нежелательно, так как изобилие продуктов понижает их цену и уменьшает, следовательно, прибыль капиталистов и торговцев.
Непримиримость интересов богатых и трудящихся не уменьшается, и она не исчезнет до тех пор, пока общественные отношения будут оставаться такими же, как теперь, и пока каждый трудящийся, чтобы добыть себе пропитание, вынужден будет продавать свой труд другому человеку, у которого в руках капитал и орудия труда.
Потребности народных масс не принимаются в расчёт капиталистами, которые стоят во главе производства. Вот почему мы теперь и наблюдаем, что значительная часть населения терпит недостаток в самых необходимых продуктах и часто умирает в буквальном смысле от голода в то время, когда всего имеется достаточно.
Такая вопиющая несправедливость уже сама обрекает современное общество на исчезновение. Необходимо уничтожить этот ужасный, несправедливый и безнравственный способ распределения.
Необходимо коренное переустройство современного общественного строя, вместо которого нужно установить новый порядок, при котором всякий честно трудящийся человек не боялся бы завтра умереть с голоду и был бы избавлен от нищеты. Это будет возможно лишь тогда, когда все будут трудиться и работать не по приказу капиталиста, а сообща в товарищеских общественных предприятиях, и будут работать не для того, чтобы извлекать из своей работы барыши, а для того, чтобы все могли удовлетворять свои потребности.
Этот переворот неизбежен и час его осуществления приближается по мере того, как рабочий класс начинает лучше сознавать свои классовые интересы.
Но дело общественного переустройства и его подготовка не может быть осуществлено и доведено до конца, если рабочие не постараются теперь же резко отмежеваться от всего буржуазного мира и начать вне его закладывать фундамент нового общества. Это могут они сделать лишь объединившись в единую классовую Партию Труда.
В рядах этой партии не может быть места буржуазным элементам и людям с честолюбивыми замыслами. Партия Труда должна объединять только трудящихся, сознающих необходимость бороться с современным порядком насилия и гнёта, чтобы создать вместо него новый порядок свободы и благосостояния для всех.
Продолжение следует
Часть 1. «Профессиональный союз является органической клеткой всякого общества»
Часть 2. «Кто хочет быть потребителем, тот должен стать производителем»
Часть 3. «Демократизм ведёт к подавлению сознательного меньшинства»
Часть 4. «Синдикальное право не имеет ничего общего с демократическим правом»
Часть 1. «Инстинкт протеста и возмущения преобразил рабочего»
Часть 2. «Синдикат — школа рабочей воли»
Читайте также:
Эмиль ПУЖЕ: «Синдикат не руководствуется эгоистическими целями»
Николай БЕРДЯЕВ: «Будущее принадлежит синдикалистскому типу общества»
Алексей БОРОВОЙ: «В синдикализме рабочий — творец»
Юбер ЛАГАРДЕЛЬ. Интеллигенция и синдикализм
Алексей ЭТМАНОВ: «Профсоюза вне политики не бывает»
Дмитрий ТРУДОВОЙ: «Активист профсоюза должен быть безбашенным»