Работа «Партия Труда». Продолжение
Исторический обзор.
Олицетворением Партии Труда во Франции является Всеобщая Конфедерация Труда, которая была основана в 1895 году на общем конгрессе французских синдикатов в городе Лиможе. Но, если мы захотим отыскать первые зачатки этой партии, то мы должны будем заглянуть в историю рабочего движения еще в эпоху второй империи, в эпоху Международного Товарищества Рабочих. На самом деле Партия Труда является историческим продолжением Интернационала.
В течение всего XIX века рабочие вели неутомимую борьбу, чтобы разбить преграды, которые ставила буржуазия с целью помешать сплочению и объединению рабочего класса. Но руководимые классовым инстинктом, трудящиеся стали создавать свои классовые организации, сначала под видом обществ взаимопомощи, а потом под видом союзов сопротивления. Когда, наконец, было основано Международное Товарищество Рабочих, пролетариат был охвачен надеждой; его стремления, до того времени смутно сознаваемые, оформились и будущий строй свободного общества стал вырисовываться яснее.
В введении к уставу Интернационал провозгласил:
«Что освобождение трудящихся должно быть делом самих трудящихся;
Что порабощение трудящихся капиталом является источником всякого рода рабства — политического, духовного и материального;
Что вследствие этого, экономическое освобождение трудящихся есть та великая цель, которой должно быть подчинено всякое движение политическое;
Что все усилия, сделанные до сих пор, оставались безуспешными благодаря недостатку солидарности между рабочими различных профессий в каждой стране и вследствие отсутствия братского союза между трудящимися разных стран…»
Однако теория и практика Интернационала, за отсутствием надлежащего исторического опыта не были в соответствии друг с другом. Провозгласив целью рабочего движения экономическое освобождение трудящихся, создатели Интернационала положили в основу его организации не профессиональные синдикаты, а секции, куда входили самые разнородные элементы. Но мы должны оговориться, что это произошло вследствие всех условий, в которых протекала социальная борьба при второй Империи.
Вскоре в среде Интернационала возникли разногласия по вопросам тактики и образовались два лагеря — с одной стороны, централисты, государственники, во главе с Карлом Марксом, который проповедовал, по выражению своего последователя, Эккариуса, «завоевание политической власти, чтобы при посредстве её издавать законы в пользу рабочих», и, с другой стороны — федералисты, автономисты, оставшиеся верными первоначальному духу Интернационала и начавшие борьбу с защитниками теории Маркса «во имя Социальной Революции, сущность которой определена лозунгом: освобождение трудящихся должно быть делом самих трудящихся вне всякой управляющей власти, даже если бы эта власть была выбрана и самими рабочими».
Руководимые классовым инстинктом, трудящиеся стали создавать свои классовые организации, сначала под видом обществ взаимопомощи, а потом под видом союзов сопротивления.
Автономисты прибавляли:
«Будущее общество должно быть расширением Интернационала. Вследствие этого мы должны заботиться приблизить возможно больше нашу организацию к идеалу. Каким же образом может родиться свободное общество равных из организации, построенной на основах власти и подчинения? Это невозможно. Вот почему Интернационал, который мы считаем прообразом будущего общества, уже теперь же должен быть воплощением наших идей свободы и федерализма, и должен отрицательно отнестись ко всякой теории, основанной на власти и диктатуре».
Эти принципы Автономии и Федерализма Партия Труда берёт как основу своей программы.
Возрождение синдикального движения во Франции
После событий 1870-71 годов, после ужасного избиения, последовавшего за разгромом Парижской Коммуны, буржуазия, опьянённая от пролитой крови, решила, что она подавила в рабочем классе навсегда всякие стремления к завоеванию лучшего будущего. Буржуазия забыла, что дух протеста и возмущения является следствием несправедливого общественного устройства, а не результатом влияния зловредных агитаторов и пропагандистов: Протест и возмущение среди угнетенных неизбежно будут возрождаться, как только создадутся более или менее благоприятные условия для их проявления.
Буржуазия забыла, что дух протеста и возмущения является следствием несправедливого общественного устройства, а не результатом влияния зловредных агитаторов и пропагандистов.
Перед Парижской Коммуной во Франции рабочие всех профессий объединялись в свои профессиональные синдикаты. Все синдикаты примыкали к Интернационалу и принимали участие в революции 1870 года, уничтожившей империю Наполеона III, а также и в организации Парижской Коммуны.
Разгром Коммуны повлёк за собою запрещение Интернационала во Франции и гонение на синдикаты рабочих.
Однако уже в 1872 году в Париже возродилось несколько синдикатов и возникла мысль федерировать эти синдикаты между собою. Так как всякое проявление революционного протеста строго каралось буржуазным правительством Третьей республики, то синдикальное движение первое время ограничивалось только узко профессиональными задачами.
Но уже в 1876 году рабочие синдикаты стали проявлять большую жизнеспособность; кроме Парижа рабочие синдикаты были основаны в Лионе, Марселе, Бордо и во многих других городах Франции. В 1876 году по случаю всемирной выставки в Филадельфии (в Америке) французские синдикаты отправили в Филадельфию свою делегацию. В этом же году решено было созвать общий съезд представителей рабочих синдикатов.
После этого съезда, состоявшегося осенью 1876 году в Париже, синдикальное движение во Франции, хотя и медленно, но неуклонно начинает развиваться и углубляться.
Благодаря политической борьбе экономическая борьба синдикатов была отодвинута на второй план. Многие рабочие, не чувствуя никакого влечения к политике, держались в стороне от движения.
Первое время рабочие плохо понимали разницу между синдикальной организацией и политической, но уже на первом рабочем конгрессе большинство делегатов высказалось против парламентаризма и отнеслось отрицательно к идеям игравшего в то время большую роль публициста Барберэ, который проповедовал единение Труда и Капитала и звал рабочих к мирному сотрудничеству с буржуазией и правительством.
На втором и на третьем рабочем конгрессе (в Марселе, в 1879 году и в Гавре в 1880 году) различные течения, существовавшие в рабочем движении, проявились с достаточной ясностью. Прежде всего, как и в Интернационале, обнаружилась борьба между анти государственниками, антипарламентёрами, с одной стороны, и теми, кто с благословения Карла Маркса выступил во Франции с пропагандой «программы-минимум», и, назвав себя коллективистами, бросались в парламентскую борьбу, думая при помощи избирательных бюллетеней завоевать политическую власть. Этот разрыв между двумя течениями социальной мысли был неизбежен, так как при всем желании нельзя было совместить вместе и завоевание политической власти, и революционную деятельность.
Таким образом, как и в Интернационале, рабочее движение во Франции распалось на две части — одни рабочие думали достигнуть своего освобождения при помощи организации синдикатов, путём экономической борьбы, а другие — при посредстве политических партий и организаций, путём политической борьбы.
Большинство рабочих верило тогда в политическую борьбу и пошло вторым путём. Однако, в среде политиков вскоре, в свою очередь, начались разногласия. Часть руководителей в погоне за избирательными голосами требовала сокращения программы-минимум и приспособления к обстоятельствам. На рабочем конгрессе в 1882 году в Сент-Этьене лагерь политиков распался на две части — один, назвавшись гедистами по имени Жюля Геда, хотели сохранить программу-минимум так, как она была формулирована Марксом, а другие, во главе с Полем Бруссом и Жофреном, требовали её изменения. Партия Брусса и Жофрена получила название поссибилистов.
Несколько лет спустя, в 1890 году, новый раскол произошёл в партии поссибилистов. Более революционные элементы во главе с рабочим Жаном Аллеманом решили выйти из партии и образовали свою партию аллеманистов.
Все эти разногласия хотя и не касались непосредственно рабочих синдикатов, но тем не менее имели, крайне отрицательное влияние на развитие синдикального движения. Партийная борьба тормозила рост синдикатов, отвлекала внимание рабочих от чисто экономических вопросов. Благодаря политической борьбе экономическая борьба синдикатов была отодвинута на второй план. Многие рабочие, не чувствуя никакого влечения к политике, держались в стороне от движения и всё это обусловливало слабость синдикального движения во Франции.
Продолжение следует
Работа «Основы синдикализма»:
Часть 1. «Профессиональный союз является органической клеткой всякого общества»
Часть 2. «Кто хочет быть потребителем, тот должен стать производителем»
Часть 3. «Демократизм ведёт к подавлению сознательного меньшинства»
Часть 4. «Синдикальное право не имеет ничего общего с демократическим правом»
Работа «Синдикат»
Часть 1. «Инстинкт протеста и возмущения преобразил рабочего»
Часть 2. «Синдикат — школа рабочей воли»
Работа «Партия Труда»
Часть 1. «Партия Труда не преследует никаких политических целей»
Часть 2. «Партия Труда представляет собою зародыш будущего общества»
Читайте также:
Эмиль ПУЖЕ: «Синдикат не руководствуется эгоистическими целями»
Николай БЕРДЯЕВ: «Будущее принадлежит синдикалистскому типу общества»
Алексей БОРОВОЙ: «В синдикализме рабочий — творец»
Юбер ЛАГАРДЕЛЬ. Интеллигенция и синдикализм
Алексей ЭТМАНОВ: «Профсоюза вне политики не бывает»
Дмитрий ТРУДОВОЙ: «Активист профсоюза должен быть безбашенным»