Егор НЕНАШЕВ. “Pussy riot” — зачем всё это?

Больше полугода мы все живём под знаком дела “Pussy riot”. Все – это те, кто не просто следит за политикой, но и пытается участвовать в политическом процессе. В этой среде отношение к тому, что сделали эти активистки – полярное. Правые их называют «кощунницами», которые действовали по указке врагов России; левые и либералы превратили их в икон сопротивления. Причём в буквальном смысле – в икон. Художница Евгения Мальцева, курируемая Маратом Гельманом, успела подготовить серию картин под названием «Духовная брань», где Богородица изображена в балаклаве (или участницы “Pussy riot” в виде Богородицы с нимбом). Как и следовало ожидать, выставка Мальцевой в модной московской галерее «Винзавод»  вызвала скандал, инициаторами которого, по традиции, выступили ряженые «Православные хоругвеносцы» и опереточные желтозубые казаки. “Pussy riot” выдвигают на разные престижные в артистическом и либеральном мире премии. А власть через свои СМИ делает всё, чтобы тема “Pussy riot” не теряла актуальности. Аркадий Мамонтов проводит одно специальное расследование за другим в поиске доказательств того, что эпатажные девушки работали по указке злодея-олигарха Бориса Березовского. Тем, кто живёт политикой, кажется, что дело “Pussy riot” имеет эпохальное значение: будто история страны разделилась на две части — до этого дела и после. Но ведь это не так. Судя по социологическим опросам, люди, не погружённые в сильные политические переживания, историю с “Pussy riot” серьёзно не воспринимают.

Художница Евгения Мальцева, курируемая Маратом Гельманом, успела подготовить серию картин под названием «Духовная брань», где Богородица изображена в балаклаве (или участницы “Pussy riot” в виде Богородицы с нимбом)

Чтобы получить взгляд на ситуацию со стороны, я попросил написать о деле  “Pussy riot”  человека, который не относит себя ни к левым, ни к правым, ни к либералам, да и сторонником власти его не назвать. Человек этот зарабатывает на жизнь тем же, чем большинство жителей нашей опланктоненной страны – работает в офисе. Он не живёт политикой, но следит за её перипетиями. Предлагаю познакомиться со статьёй Егора НЕНАШЕВА «“Pussy riot” — зачем всё это?»

Редактор сайта «Новый смысл» Дмитрий ЖВАНИЯ

«“Pussy riot” — зачем всё это?»

Дело “Pussy riot” в очередной раз доказало: в России нет золотой середины. Только чёрное или белое, только с нами или против нас; либо полное попустительство, либо закрутим гайки так, что не вздохнуть. Пустопорожнее обсасывание акции “Pussy riot” (искусство это или кощунственная выходка) и их наказания (два года заключения – это политические репрессии или «расстрелять их, сволочей,  мало»),  как-то незаметно увели людские массы от прагматичной оценки события и действующих лиц в сферу эмоций. А  если взглянуть на события без эмоций,  с точки зрения элементарной логики,  то начинаешь поражаться тому, как легко увлечь наше общество делом, которое не стоит и выеденного яйца.

Ну, во-первых, сама  акция “Pussy riot”. Про их эстетическую и этическую сторону говорить не буду. О вкусах, как говорится, не спорят. В конце концов, арт-группе «Война» премия «Инновация»  за лучшее произведение в сфере современного визуального искусства была присуждена  комиссией за рисунок, который каждый пацан с удовольствием нарисует на заборе за просто так, а уж за деньги — тем более. Это характеризует членов этой комиссии. И не будем говорить про способы самовыражения «художника». А то так можно приравнять к искусству и отправление естественных надобностей в общественном месте.

Для левых хипстеров и либералов “Pussy riot” стали иконами сопротивления. Иконами в буквальном смысле этого слова. На фото: работы художницы Евгении Мальцевой из серии «Православная брань»

А как насчёт политической акции или протеста? Может быть, “Pussy riot” таким эксцентричным способом,  как говорят некоторые,  хотели привлечь народные массы к определённым проблемам, имеющимся в обществе? Но разве цель и смысл политического протеста или акции заключается только в том, что бы привлечь внимание народных масс к проблеме и выразить протест по этому поводу? А как насчёт того, чтобы убедить людей в том, что озвучиваемые проблемы действительно имеют значение для них? Что только тот путь решения этих проблем, о котором говорит протестующий, единственно верный? А для того, чтобы люди приняли точку зрения говорящего, их надо расположить к себе, в противном случае в дальнейшем их будет трудно подтолкнуть к нужным для оратора действиям. А так, понимаешь (как любил говорить наш первый президент), можно и средний палец руки в знак протеста показать. Внимание масс этим точно привлечём. А  дальше что? В лучшем случае, пальцем у виска покрутят, а могут и в морду дать.

Наивно полагать, что взрослые девушки, имеющие высшее образование и опыт участия в настоящих протестных мероприятиях (та же Надежда Толоконникова участвовала в «маршах несогласных») не понимали, что публичный трах в Зоологическом музее и аморальная  выходка в ХХС  не только не  помогут им снискать расположение масс, но и, наоборот, — вызовут отторжение у большей части общества. А тогда зачем весь этот сыр-бор? Ради самого протеста? Ответ напрашивается сам собой: эпатаж и желание показать презрение к обществу, которое их окружает — вот цель и движитель деятельности  “Pussy riot”.

Как и следовало ожидать, выставка Евгении Мальцевой «Православная брань» в модной московской галерее «Винзавод» вызвала скандал, инициаторами которого, по традиции, выступили ряженые «Православные хоругвеносцы» и опереточные желтозубые казаки.

Чем больше эпатажа, тем лучше. Мы вам трах прилюдный и оскорбительную акцию в церкви, а вы нам в ответ вашу ненависть и… ах, как нам сладок ваш вой про падение нравов! Почему? Да потому, что мы вас ненавидим. Ненавидим вас, обывателей, за то, что вы желаете тихого уютного счастья для себя и своих близких и плюёте на ущемление прав геев и лесбиянок! Мы ненавидим большинство мужиков за то, что хотят видеть в своей женщине мать своего ребёнка и хранительницу домашнего уюта, а не борца за феминистские идеалы! Мы ненавидим вас за то, что вы не разделяете наше мнение и за  многое другое. Мы, “Pussy riot”, как и любая другая радикальная организация, НЕНАВИДИМ и ПРЕЗИРАЕМ тех, кто не с нами. И своими акциями мы говорим вам об этом.

Но с другой стороны пляски на амвоне и секс в музее — не террористическая акция. Физически от этого никто не пострадал. Так что же делать? Да в принципе можно и не обращать на “Pussy riot” внимания. Как пелось в одной песне, «Ты можешь ходить как запущенный сад, а можешь всё наголо сбрить. Всё это я видел не раз и не два. Кого ты хотел удивить?»

Но есть одно но… Любое общество имеет свои святые места и предметы, осквернение которых обществом порицается и наказывается. В конце концов, если нас оскорбляет факт осквернения могилы Неизвестного солдата, так почему же верующих не должно оскорбить нарушение правил поведения в церкви? Хотите эпатажа? Пожалуйста — продолжайте свои порнографические эксперименты прилюдно, пойте и пляшите на площадях (хотя с точки зрения политической борьбы было бы правильней говорить об организации пикетов и митингов) и никто вас не тронет, как не трогали до акции в ХХС.

В основе эпатажа “Pussy riot” лежит ненависть к обывателям

Теперь второе: реакция государства. Конечно же, государство должно отреагировать на произошедшее, особенно государство, в котором, как в Египте при Хосни Мубараке, демократия только декларируется. Отреагировать должно, ибо эпатажная  выходка  “Pussy riot” не только попирает основы морали, принятой в любом цивилизованном обществе, но и нарушает общественный порядок, следить за сохранностью которого входит в обязанности государства. И допуская, что в действиях “Pussy riot” есть признаки предусмотренные ст. 213 УК РФ (хулиганство), зададимся вопросом: а чего так сурово их наказали? Почему их арестовали, а потом дали реальный срок, когда можно было подписку о невыезде или домашний арест, а приговорить к паре лет исправительно-трудовых работ (а что, поработали бы дворниками наши дрыгоножки, помели бы мётлами, почистили бы кишащие блохами и бомжами подвалы и, глядишь, — нема сил перфомансы устраивать). Так нет же! Заурядное судебное дело как будто кто-то специально раскручивал в «процесс века», в этакий «российский Уотергейт», «народ против Ларри Флинта», только что в трудовых коллективах петиции не подписывали с требованием расстрелять врагов трудового народа.

Неужели уважаемые, господа-товарищи, вы всерьёз полагаете, что имеющая до этого ну очень широкую известность, но только в ОЧЕНЬ узких кругах группа “Pussy riot” получила бы такую международную известность, если бы не их арест и реальные сроки наказания? Да даже наше православное сообщество, которое с подачи проправительственных СМИ вдруг резко почувствовало себя тяжело морально травмированным их акцией, поворчало бы, повздыхало бы и рукой махнуло бы на это кощунство, не будь такого ажиотажа. Ну-ка, кто вспомнит, как сильно и долго бурлила православная общественность по поводу убийств священников? А убито их с 2000 года по настоящее время десять человек, если не больше. Правильно, не сильно и не долго, потому что СМИ не раскручивали сюжет. А тут вдруг всего лишь кощунственная выходка, и всё: готово преступление века. А, может, дело не в месте акции, а во фразах крамольных?

Участников «акции» солидарности с «Pussy riot» в московском метро, которые надели на скульптуры белорусских партизан цветные маски, задержали пассажиры и передали полиции

Может, и так. Но в таком случае, зачем нашей далеко не самой независимой и беспристрастной судебной системе так карать “Pussy riot”? Заказ от оскорблённого ЛИЦА? Есть такая политическая байка про Николая I. Ему доложили, что какой-то студент-вольнодумец плюнул на портрет Его Императорского Величества (что, согласно законам Российской Империи, каралось каторгой) и спросили, что же делать? Николай ответил: «Плюньте ему в рожу и отпустите, нечего дурака за казённый счёт содержать».

Неужели, господа-товарищи, вы считаете, что наше оскорбленное ЛИЦО глупее Николая? Может быть, царь был великодушнее нашего президента? Ну же, господа, давайте быть реалистами. Лицом, управляющим государством, движут не эмоции, а только трезвый расчёт. При принятии решения государственное лицо просчитывает варианты развития событий и их последствия. И раз судом было принято решение арестовать и дать реальный срок (про независимость и беспристрастность суда нашего, думаю, и так все не раз слышали), значит, выгода для власти от такого приговора превышает его негативные  последствия.

А какая выгода? Застращать и покарать, дабы другим неповадно было? Ерунда. Мало кому известные и мало талантливые (по крайней мере, по музыкальной линии) девицы в одно мгновенье стали знамениты на весь мир. В какое СМИ ни заглянешь, везде скандируют: «свободу Анжеле Девис», тьфу ты, то есть — “Pussy riot”. Вот уже их выдвигают на различные премии, номинации, за них вступаются мировые знаменитости, их признают узниками совести и многое, многое другое, о чём они так долго мечтали и чего они, скорее всего, никогда бы не добились, если бы не судебное шоу. По стране прокатилась не только волна акций протеста и митингов в защиту “Pussy riot” (как, впрочем, и наоборот), но и волна осквернений православных символов. И что, там, наверху, не смогли просчитать таких последствий? Да перестаньте. Конечно же, всё взвесили, просчитали и дебет с кредитом свели.

На фоне процесса над «Pussy riot» по России прокатилась волна осквернений православных символов. Так, на псковском соборе Иоанна Предтечи бывшего Иоанновского женского монастыря неизвестные накарябали «Долой церковных мракобесов» и «Уважуха «Pussy Riot»»

Но тогда зачем, зачем всё это? Зачем, в общем-то, из рядового случая вандализма (пусть и с политическим окрасом) устраивать новый процесс над «врагами народа»? Зачем в очередной раз раскалывать и стравливать между собой российское общество, которое, наверное, со времён Гражданской войны так и не разучилось искать и видеть врага в том, кто мыслит и живёт не по иным идеологическим канонам?

Может быть, именно для того, чтобы и не появилось у нас сознательное гражданское общество и не обратило внимания на то, на что обращать внимание не следует? Или чтобы отвлечь общественное внимание от какого-нибудь непопулярного экономического решения, как, например, поднятие цен на тарифы ЖКХ — второй раз за полгода. Кстати, как раз возмущение общества по поводу этого бьющего по семейному бюджету события затерялось где-то среди дебатов о судьбах девушек из «ПР». Хотя как-то мелковато. А, может быть, чтобы консолидировать ту часть общества, которая стоит на позициях государственников, против тех, кто стоит на позициях либерализма и глобализма? А, может быть, и для первого, второго и… десятого.

Точный ответ, конечно, знают лишь в кабинетах, где из дела, не стоящего и выеденного яйца, сделали грандиозное шоу — судебный процесс над “Pussy riot”. И это печально, хотя ещё более печально, что наше общество по-прежнему выбирает не головой, а сердцем.

1 комментарий

Добавить комментарий