В советские годы был распространён анекдот о нашей советской автомобильной промышленности. Якобы наши автомобилестроители спросили японцев: «Насколько отстал наш автопром от вашего?» Мол, те покачали головой и ответили: «Навсегда!» На самом деле убогость советского автопрома — обывательский стереотип. СССР мог гордиться своей автомобильной промышленностью!
Да и вообще: в мире нет государства, которое достигло бы столько потрясающих показателей во всех областях науки и техники, что и Советский Союз. А ведь западной экономике было легче, так как она существовала в условиях международной кооперации, чего не скажешь об условиях, в которых жил СССР: с 1946 года нам была объявлена холодная война, а с 1976, года, по сути, экономическая блокада. Я это знаю не по рассказам, так как работал в приборостроении и занимался конструированием в электронике.
Да что электроника! Даже в покупке труб большого диаметра СССР было отказано и пришлось налаживать их производство самостоятельно. Ясно, что в таких весьма затратных условиях в техническом прогрессе СССР проигрывал, приходилось порой «изобретать велосипед», а научно-технические разработки и постановка изделий на производство — вещь необычайно дорогая и длительная по времени. Но и в таких весьма некомфортных условиях удавалось создавать оригинальные вещи не только в военной области или в освоении космоса.
Первый в мире комфортабельный внедорожник был разработан и выпущен на ВАЗе в 1976 году под торговой маркой «Нива». Во Франции и Германии на него была очередь. Японцы, взяв за основу «Ниву», затем создали свой внедорожник «Сузуки-витара». Общепризнанный факт: «Нива» — родоначальник чрезвычайно популярного сегодня класса «кроссоверов». Все работы над полноприводными «Жигулями» окружал режим секретности. Даже предпринимались определённые действия, чтобы ввести не в меру интересующихся в заблуждение. Молодые родители «Нивы» — конструктор Петр Прусов и дизайнер Валерий Семушкин — сотворили нечто новое и необычное, соединив одном автомобиле комфорт и высокие ходовые качества. Под стать новинке оказался и дизайн, далёкий от брутальных вездеходов 70-х.
Уникальные ходовые качества и великолепная конструкция позволили тольяттинскому бестселлеру вписать своё гордое имя в летопись мировой славы. Так, в 1999 году «Нива» установила абсолютный мировой рекорд для автомобилей, покорив высоту 5726 метров в горах Тибета. Невероятно, но факт — 15 лет проработала «Нива» на станции Белинсгаузен в Антарктиде. Причём тольяттинский автомобиль стал первым в мире колесным транспортным средством, применявшимся для сообщения между полярными станциями на Южном полюсе. Дважды — в 1999 и 2000 годах — «Лада-Нива-Марш» покорила Северный полюс.
Своим успехом в Старом Свете ВАЗовская продукция во многом обязана Жаку и Жан-Жаку Покам, французским автоторговцам. Именно Поки стали инициаторами и главными спонсорами участия тольяттинского автомобиля во всемирно известном ралли-рейде «Париж-Дакар». В 1980 году «Нива» дебютировала и стала 19-й. Но уже на следующий год французские пилоты на советских машинах завоевали «бронзу». А в 1982-м и 1983 годах «Нива» добивалась наивысшего успеха — дважды брала «серебро». Причём в последней гонке случился скандал. «Ниву» опередил «Мерседес», который нарушил регламент, за это его можно было бы дисквалифицировать. Но французы не стали раздувать неприятную историю, и их благородный поступок был оценен во всём мире. Помимо «Дакара», французы на «Ниве» участвовали и побеждали во многих других ралли-рейдах.
Кстати говоря, автомобили повышенной проходимости производились в СССР и до «Нивы». Так, «Москвич» выпускали с двумя ведущими мостами «Москвич-410,411» и увеличенным дорожным просветом. А было это на рубеже 60-х…