Прошедший на днях в Душанбе юбилейный саммит СНГ должен был продемонстрировать народам государств-участников и мировому общественному мнению, что Содружество независимых государств, возникшее в декабре 1991 года на руинах разрушенного Беловежскими соглашениями Советского Союза, жизнеспособно и перспективно. Получилось, мягко говоря, не вполне убедительно.
Бравурные заявления
Президенты новых держав, возникших в 1991 году на той территории, которую западные дипломаты и доморощенные либеральные публицисты именуют «постсоветским пространством» (что, на мой взгляд, очень обидно и унизительно звучит для всех бывших граждан СССР), собрались на сей раз без особой помпы в столице Таджикистана. Правда, не все. Встречу в верхах проигнорировали трое глав государств из одиннадцати. В Душанбе не приехали президенты Узбекистана — Ислам Каримов, Азербайджана — Ильхам Алиев и Белоруссии — Александр Лукашенко. Такой афронт – не новость: интерес к подобным посиделкам с каждым годом снижается, имеющиеся проблемы руководители СНГ предпочитают обсуждать путём сепаратных обсуждений. Грузия и вовсе официально вышла из состава Содружества.
Тем не менее, присутствовавшие на саммите были кровно заинтересованы в том, чтобы показать своим подданным, что двадцать лет без Союза прошли не только не зря, но и на пользу. Если уж не получается доказать это улучшением уровня жизни, подъёмом экономики, разрешением застарелых межгосударственных и этнических конфликтов, то можно постараться продемонстрировать это принятием пафосных заявлений и произнесением красивых речей. Президент РФ Дмитрий Медведев, к примеру, заявил, что у Содружества независимых государств нет альтернативы, а существующая схема сотрудничества оптимальна: «Не существует никакой альтернативы СНГ в качестве единственной платформы для обеспечения сотрудничества заинтересованных государств во всех возможных сферах взаимодействия… Мы, на мой взгляд, в настоящий момент, с учётом того, как мы понимаем будущее своих стран, вышли на оптимальную схему так называемого разноформатного и разноуровневого сотрудничества, которое обеспечивает и гибкость, и возможность участия в нём государств в зависимости от степени заинтересованности и стремления в достижении консенсуса. Мы вряд ли можем рассчитывать на какие-то иные параметры организации».
Медведев заверил присутствующих в «неизменности» такого подхода для руководства нашей страны – вне зависимости от того, кто бы в марте будущего года ни выиграл президентские выборы. Коллеги Дмитрия Анатольевича поддержали. Так, хозяин саммита, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выразил уверенность, что «потенциал Содружества не исчерпан, и Таджикистан готов двигаться и дальше в направлении развития интеграционных связей между нашими странами». Его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев заметил, что «было много мнений, что Содружество себя исчерпало, напрашивался вопрос о его расформировании», но «пять лет назад мы взяли курс на реформирование СНГ, совершенствование деятельности его структур». Назарбаев, впрочем, прямо признал, что «в деятельности СНГ имеются недостатки, трудные вопросы, но есть и определённые положительные сдвиги в совместной работе».
Шла речь и о таком весьма болезненном для всех участников вопросе, как контроль за чистотой выборного процесса и проведения референдумов, отсутствием давления на избирателей и фальсификаций при подсчёте голосов. Застрельщиком в дискуссии выступил президент РФ. В условиях стартовавшей в России предвыборной кампании Дмитрий Анатольевич решил побороться с «двойными стандартами» зарубежных наблюдателей, прибывающих, как правило, по направлению Бюро по демократии и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ): «Международные наблюдатели, которые приезжают по линии ОБСЕ, порой откровенно демонстрируют политизированный подход к оценке подготовки и проведения выборов». Оружие против «политики двойных стандартов» имеется: «необъективным» наблюдателям от БДИПЧ ОБСЕ мы противопоставим «объективных» из стран СНГ. Ведь, как полагает г-н Медведев, «все мы стремимся к проведению свободных и демократических выборов. Но это не означает открытой дороги для любой посторонней силы в смысле формирования извне внутренней ситуации в наших государствах». Так и видится прелестная картинка: наблюдатели, к примеру, из Туркменистана или Узбекистана, где запрещена деятельность коммунистов и социалистов, бьются аки львы на избирательном участке где-нибудь в МО «Петровский округ» за то, чтобы голоса, отданные за российских левых кандидатов, не были при подсчёте украдены местными единороссами…
Недружественная реальность
Заслушав пространный доклад об итогах деятельности СНГ, участники юбилейного саммита приняли итоговое заявление. В нём сформулирован весьма оптимистический взгляд на будущее одружества, присутствуют декларации о намерениях ещё более повысить авторитет СНГ и добиться создания «условий для поступательного движения развития взаимовыгодного сотрудничества», прежде всего, в сфере экономики. Что ж, на фоне не прекращающихся из года в год конфликтов о цене российских энергоносителей для братской Белоруссии, споров о цене транзита через территорию РФ туркменского газа и маршрутах нефтепроводов для экспорта казахской нефти высказанные намерения звучат достаточно похвально. Продолжающийся газовый конфликт российского ОАО «Газпром» и поддерживающих его руководителей нашей страны с Украиной делает цитированные выше пожелания ещё более актуальными. Символично, что саммит глав СНГ не был использован – хотя бы в качестве независимого третейского суда – для того, чтобы попытаться решить вопрос наиболее справедливой цены на газ, раз уж в рамках двусторонних переговоров сие никак не получается. Вместо этого президент Украины Виктор Янукович посулил России встречу в Стокгольмском арбитраже. Вот и весь реальный авторитет СНГ даже в среде его участников!
Буксует Таможенный союз, да и Единое экономическое пространство пока существует, скорее, на бумаге. Отдельные положительные интеграционные результаты негативных тенденций явно преломить не могут. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что на том же саммите в столице Таджикистана были приняты два весьма значимых документа. Правда, вне сферы экономического сотрудничества. Главы государств-участников СНГ подписали соглашение об организации действий дежурных по ПВО стран СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна и соглашение об увековечивании мужества и героизма народов государств-участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.
Чего уж говорить в таком случае о возможностях СНГ по урегулированию конфликтов на Кавказе, в Приднестровье, Средней Азии? Как раз на прошедшем саммите в Душанбе шла речь об эффективности СНГ в деле посредничества между сторонами вооружённого противостояния в Нагорном Карабахе, повлекшем за двадцать три года многочисленные человеческие жертвы. Премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде напомнил об этом. И тут же получил отповедь своего соседа, президента Армении Сержа Саргсяна: два десятилетия тому назад «народ Нагорного Карабаха с полным основанием использовал своё право на самоопределение и ценой собственной крови завоевал свою независимость». И затем поблагодарил Минскую группу за усилия в урегулировании конфликта. Азербайджанский премьер в ответ заявил, что не видит «смысла в работе Минской группы и других форматов урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, если представители в Армении всё уже решили по поводу независимости этой территории». Вот так и поговорили…
И стоит ли удивляться, что под аккомпанемент громких заявлений президента РФ о необходимости распространения русского языка на территории СНГ, сделанных им на саммите в Душанбе, прекратил русскоязычное вещание государственный телеканал «Казахстан»? Русская редакция при этом, как сообщил «Интерфакс», полностью закрыта, часть сотрудников уволились ещё летом, остальные подписали заявления 1 сентября. О том, что с осени канал перейдёт на вещание на казахском языке, сообщил ещё в мае этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На очереди принятие законопроекта, обязывающее должностных лиц республики проходить тестирование на знание казахского и вести на нём всю документацию. В соответствии с текстом законопроекта, подготовленного министерством культуры Казахстана, казахский язык в необходимом объёме должны будут знать госслужащие, работники компаний, хотя бы частично принадлежащих государству, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судебные приставы и ряд других категорий граждан. «Мы будем работать в рамках СНГ над распространением знания русского языка» — выразился в ходе саммита СНГ Дмитрий Анатольевич. Теперь ему осталось убедить в своей правоте Нурсултана Абишевича, который показал делом, насколько авторитетны и весомы для него соображения молодого российского коллеги.
Двадцать лет без Союза не принесли народам моей родины ни счастья, ни процветания, ни подлинной демократии. Нищета, постоянная борьба за выживание, ограничения прав человека для подавляющего большинства – и благоденствие узкой кучки чиновников и капиталистов вокруг эксплуатации природных богатств. Что в России, что в Казахстане, что в Туркменистане. И неуклюже пытающаяся замаскировать это положение дел декорация. В виде слова из трех букв… «СНГ».