Владимир СОЛОВЕЙЧИК
Чиновники и эксперты активно обсуждают грядущую пенсионную реформу. Основания для оживленной дискуссии — налицо. Правительство РФ на днях представило главе государства свой проект, касающийся стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года.
Три притопа
«Стратегия была представлена президенту в сроки, которые были заявлены», — сообщила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова. Владимир Путин в одном из первых своих – сразу после майской инаугурации – указов поручил правительству РФ до 1 октября этого года разработать стратегию развития пенсионной системы. 29 сентября министерство труда и соцзащиты внесло данный проект в федеральное правительство после межведомственного согласования. О том, что проект сей – не истина в последней инстанции, сразу же заявили высокопоставленные кремлевские мужи, начиная с главного чиновника нашей страны. «Подтверждаю, что в администрации президента документ получен, только что это произошло. Предстоит его тщательная проработка на экспертном уровне», — сообщил заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, в случае возникновения дополнительных вопросов их перечень будет составлен и адресован кабинету министров. «В любом случае исходим из того, что потребуется широкое общественное и экспертное обсуждение предложений правительства», — резюмировал долголетний пресс-секретарь Владимира Путина.
Раз уж на «самом верху» скрепя сердце решили выставить документ на общественное обсуждение, внесём в это посильную лепту и мы. Самая главная новация стратегии — новая пенсионная формула, в которой будет отражена зависимость пенсии от трудового стажа (сейчас для вхождения в систему минимальный стаж составляет пять лет). Схематически новацию можно представить в виде формулы «40-20-40-20». Иными словами, если работник платит в течение 40 лет 20% от своего заработка, то получает пенсию в размере 40% от утраченного заработка в период выплат за 20 лет. При этом нормативный стаж 30 лет, соответственно, в будущем планируется увеличить до целевого ориентира 40 лет. Стратегия предусматривает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсии граждан нашей страны будут, в массе своей, формироваться из трёх частей: государственной части, корпоративной части и добровольной. На первом этапе, предполагаемом в период 2013-2015 годов, планируется повышение тарифа для вредных производств, для самозанятого населения, увеличение периода выплаты пенсии с 19 до 21 года. Все эти возможные изменения уже учтены в бюджете на данный период. Помимо этого намечается сократить накопительный взнос с 6 до 2 процентных пунктов в пользу солидарной части (в неё поступят остальные четыре процентных пункта) и предоставить гражданам право выбора — направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной.
На втором этапе, длительность которого устанавливается с 2016 по 2020 год, предлагается стимулировать работников, выбравших отчисления в накопительную часть, доплачивать в накопления ещё 2% зарплаты самостоятельно. Во время третьего этапа, который закончится, согласно правительственной концепции, в 2030 году, предполагается, в частности, расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием. По окончании реформы, как обещают её разработчики, пенсия должна будет, повторимся, составить 40% от заработка — при условии получения средней зарплаты в течение 40 лет, а дефицит Пенсионного фонда сократится с 2% до 0,8% Внутреннего валового продукта страны. Фактически речь идёт о снижении тарифов накопительной части пенсии, который ныне уплачивается за всех работающих граждан РФ, родившихся после 1966 года.
Подарок на Новый год
Следует отметить, что планируемый подъём нормативного стажа до 40 лет в долгосрочной перспективе означает ничто иное, как повышение пенсионного возраста. Но попросту названное по-другому, в надежде, что большинство граждан этого не поймёт, а если и разберётся – то не сразу. Ведь при начале работы в 20-25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60-65 годам, притом что средний период дожития составляет 20 лет. Стало быть, учитывая тот общеизвестный факт, что средний показатель жизни российских мужчин ограничен 64,3 годами, до получении пенсии доживет не всякий…
Сами высокопоставленные правительственные чиновники, в частности, сотрудники аппарата курирующего социальную сферу заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец открыто признают, что «правительство пока не решило, утверждать стратегию или рассматривать её как доклад главе государства». При этом аппаратчики торжественно обещают, что «детали документа будут обсуждаться и дальше, поскольку стратегия не согласована с Российской трехсторонней комиссией (РТК) по социально-трудовым отношениям». Высокопоставленный чиновник российского правительства предположил, что обсуждение продлится до Нового года.
Примерно о том же заявил и во время своей встречи с ветеранами и представителями общественных организаций пенсионеров 1 октября президент Путин: «Сейчас правительство подготовило проект стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Он, как мне доложили, только что поступил в канцелярию администрации президента. Думаю, что правительство должно будет организовать самое широкое обсуждение. Обязательно. Это вопрос очень важный: он и экономически важный, один из ключевых вопросов экономики, и с социальной точки зрения. Необходимо сохранить всё, что уже достигнуто. И в долгосрочной перспективе обеспечить и справедливый рост пенсионного обеспечения, и надёжность самой пенсионной системы. Понятно, что качество жизни пожилого человека определяется не только размером пенсии. Мы обязаны создать по-настоящему комфортную среду для пожилых людей. Те из них, кто хочет работать, активно участвовать в общественной и культурной жизни, должны иметь такую возможность, возможность для самореализации». По данным, которые привёл в ходе встречи г-н Путин, на 1 января 2012 года численность пенсионеров в России составила 40,2 миллиона человек, в том числе 33 миллиона человек вышедших на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста. В настоящий момент практически каждый пятый житель Российской Федерации находится в возрасте старше трудоспособного.
Просто дать заработать
Независимые эксперты оптимизм должностных лиц не разделяют. «2% тарифа — это ничто, это, по сути, полное сворачивание накопительных пенсий», — говорит специалист Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук. Кроме того, страховая часть — это виртуальные деньги, но реальные обязательства государства, рост страхового тарифа на деле означает автоматическое повышение этих обязательств, и риск того, что в какой-то момент государство с таким объёмом обязательств не справится, достаточно велик. Всё это вызывает ощущение большой спешки в реформе, которая носит экзистенциальный характер и для экономики, и для сохранения социального мира, считает вице-президент РСПП Игорь Юргенс. «Мы говорим: дайте нам время всё обсудить. Мне кажется, в этом государство должно быть заинтересовано, а не работодатели и профсоюзы, — горячится Юргенс. — Когда настанет кризис — демографический и другой — профсоюзы на это среагируют руками, не дай Бог с булыжниками, а работодатели уже реагируют ногами — выводом капитала».
Страхи отечественных либералов обоснованы – пенсионная реформа коснется каждого. Как отметил известный российский профсоюзный лидер, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Астраханской областной думе Олег Шеин, «главная проблема Пенсионного фонда – это бесправие российских работников. Фонд оплаты труда в России – 10 трлн руб., Внутренний валовый продукт – 40 трлн руб. То есть, доля зарплаты к ВВП – всего 25%. Между тем в развитых странах доля зарплаты к ВВП – 50%. Это относительные параметры, не зависящие от производительности труда. Проще говоря, на единицу произведенной продукции наш работник получает вдвое меньше денег, чем его западный коллега. Зато по числу миллиардеров мы вырвались на второе место в мире после США. Вот и первая причина нищеты Пенсионного фонда, представляющего собой налог на зарплату. Другая сторона этой же медали – лишённые Трудового Кодекса, боящиеся увольнений работники заняты полулегальным трудом. В Астраханской области число лиц, выплачивающих средства в Пенсионный фонд – всего 200 тысяч на 500 тысяч работоспособных. Здесь же стоит вспомнить о регрессивной шкале налогообложения. Это когда на зарплату меньше 42.000 руб. в месяц начисляется полноценный взнос в Пенсионный фонд, а на более высокие заработки процент взноса вдвое меньше.
Да и практика разбазаривания средств Пенсионного фонда на разные “социальные” программы, которыми должно заниматься Министерство труда или Минздрав, тоже должна закончиться. Так что вместо выжимания соков из работников и фактического ухода государства от пенсионных обязательств, демагогически объясняемого “старением” и “дефицитом”, нужно просто дать людям право нормально зарабатывать, не боясь создания настоящих профсоюзов и проведения забастовок. И тогда вместо гниющей “стабилизации” мы действительно сможем войти в нормальную жизнь. Правда, для этого требуется ещё одно условие – честные выборы». Условие, скажем прямо, для нынешней власти практически невыполнимое. Однако во всём остальном Олег Васильевич, похоже, прав.
Так что, без «создания настоящих профсоюзов и проведения забастовок» достойную старость гражданам России при нынешней власти обеспечить себе никак не получится. Пока этого не произошло, актуальным останется правило дня сегодняшнего: «Работай – пока живой!»