Такого дождливого лета, как нынешнее, в Петербурге не было 30 лет, утверждают синоптики. Уже середина июля, а солнечных дней было в городе по пальцам пересчитать. Но нет худа без добра: дожди спасают от… эгоистов-велосипедистов. В связи с непогодой их не так много на… тротуарах. Но как только выдаётся погожий день, в нашем городе начинается какой-то Китай — только успевай уклоняться.
Я сразу хочу уведомить поборников самого экологичного транспорта: я за развитие велосипедного движения двумя руками. Но я не хочу стать его жертвой. А ещё больше, чем за себя, я опасаюсь за внуков. Детишкам же свойственно вырываться из рук родителей, чтобы куда-то бежать. А сегодня по тротуарам города ходить небезопасно.
Ныне, идя по пешеходной части, лучше резко не отклоняться от выбранного маршрута, надо идти прямо, из пункта А в пункт Б, как человечки из учебника, иначе можно угодить под колёса велосипеда, вовсе не обязательно управляемого «дрищеватым хипстерком». Велосипеды популярны и среди людей с избыточной массой тела. Но даже если на скорости 20 километров в час в тебя въедет девушка с бараньим весом, мало не покажется тоже: ушиб, а то перелом обеспечен. В моём окружении несколько человек пострадали от наезда велосипедистов.
Во всей этой ситуации меня раздражает эгоизм велолюбителей. И их трусость. Вместо того чтобы добиваться от правительства города создания комфортной среды для передвижения по улицам на велосипедах, они предпочитают подвергать опасности здоровье пешеходов. По сути, они ничем не отличаются от автомобильного хамья, мыслящегося себя какими-то боярами, а потому имеющего право давить тех, кто передвигается пешком.
Правда, наши веломаны предпочитают жаловаться на свою юдоль. Они страдают постоянно. Они — жертвы! Все и всё против них! В одной популярной городской газете я обнаружил статью веломана Стаса Елисеева. По всей видимости, он известный в этой среде человек. Этот Стас надеется на наше сочувствия, рассказывая, какие ушибы и ссадины он получил после столкновение с пешеходами. «Любое столкновение — даже на небольшой скорости, даже с пешеходом — больше всего угрожает велосипедисту», — плачется он. А пешеход сейчас такой пошёл, что смотри в оба! По мнению Елисеева, тот, кто передвигает на своих двоих по тротуарам, обнаглел в своей уверенности, что он — центр мира. Смотрит постоянно в свой телефон! А «непредсказуемые старушки» чего стоят… Кидаются под колёса того же Елисеева, а он, бедный, падает, получая синяки и травмы.
Как я уже написал, непредсказуемы не только пресловутые старушки, но и дети. Да и вообще: люди — они такие. Непредсказуемые. Вышел человек из дома и вдруг вспомнил, что газ забыл выключить. Он резко поворачивается — а на него летит чудо на велосипеде…
На тротуаре пешеход может вести себя как угодно, читать книги, газеты, смотреть в телефон, пританцовывать, завязывать шнурки. Он — на своей территории. Единственно, чего он не должен делать — это мешать другим пешеходам.
Конечно, падать с велосипеда неприятно. Я это знаю по себе. Но кто виновник столкновения на тротуаре с велосипедом. По логике Елисеева — пешеход. Это какая-то извращённая логика. На тротуаре пешеход может вести себя как угодно, читать книги, газеты, смотреть в телефон, пританцовывать, завязывать шнурки. Он — на своей территории. Единственно, чего он не должен делать — это мешать другим пешеходам. А для велосипедиста тротуар — чужая территория. Кажется, это — прописные истины. И тем не менее их приходится озвучивать тем, кто возомнил, что они вправе устанавливать свои порядки на улице. Откровенно говоря, иногда хочется просто двинуть в рыло тем, кто выскакивает буквально из-под тебя, крутя педали. Мозги же надо иметь.
Я понимаю: на велосипедах ездить по проезжей части в России страшно, учитывая состояние дорог, а главное — умов водителей машин. Но это не причина гонять на велосипедах по тротуарам, а стимул для борьбы за превращение Петербурга в современный город Северной Европы. В Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме погода не намного лучше петербургской, мостов через реки и каналы в них тоже достаточно, но тем не менее в них созданы все условия для велосипедного движения. Никто никого не давит. Правда, Петербург намного больше того же Амстердама. Например, в Риме и Париже я не замечал большого обилия велодорожек в центре. Видимо, этим городам ещё далеко до передовой репутации. Хотя, конечно, нынешнее состояние велосети в Петербурге удручающее. И вот почему.
Я сразу хочу уведомить поборников самого экологичного транспорта: я за развитие велосипедного движения двумя руками. Но я не хочу стать его жертвой.
Мы живём в такой стране, где чтобы чего-нибудь добиться, власть нужно теребить. Иначе жди у моря погоды. Это хорошо видно на примере петербургского веловопроса.
Ещё в 2008-м администрация Санкт-Петербурга, возглавляемая Валентиной Матвиенко, разработала концепцию развития улично-дорожной сети, которая в том числе предполагала и создание велодорожек. А консульство Дании в тот же год подарило Матвиенко велосипед — этот был явный намёк на то, что в Петербурге давно пора развивать самый экологичный транспорт. Однако Валентине Ивановне предпочитала разъезжать по Северной столице на дорогом комфортабельном автомобиле.
Надежда на то, что велосипеды из дневного кошмара пешехода превратятся в популярный вид транспорта, забрезжила тогда, когда в кресле петербургского градоначальника обосновался Георгий Полтавченко. Осенью 2011 года пользователь «Твиттера» G_Poltavchenko, сообщил, что велосипедом-то он обзавёлся, а вот педали не крутит — некогда. На что его сетевая собеседница, некая Ирина, заметила: «Жаль, конечно, что некогда, а то бы вы могли сами оценить, каково это — кататься в Петербурге». Пользователь «Твиттера» G_Poltavchenko пообещал Ирине не забывать о проблемах велосипедистов, ибо «нас действительно много».
Во всей этой ситуации меня раздражает эгоизм велолюбителей. И их трусость. Вместо того чтобы добиваться от правительства города создания комфортной среды для передвижения по улицам на велосипедах, они предпочитают подвергать опасности здоровье пешеходов.
Их-то много, а дорожек мало. Если пользовать «Твиттера» G_Poltavchenko и губернатор Полтавченко — одно лицо, то нельзя не отметить, что городская власть вопрос забалтывает. Весной 2013 года Полтавченко, вновь отвечая на вопросы велолюбителей, заверил, что скоро «будет завершено строительство 5,4 километра велосипедных дорожек в разных районах города, а ранее уже было построено почти 25 километров таких дорожек», что «разработана проектная документация ещё на 10 километров велодорожек».
На дворе лето 2016 года, а инфраструктура Северной столицы под любителей велосипедного транспорта так и не рассчитана. Есть велодорожки на севере города, вдоль Муринского ручья и на Крестовском острове. Есть ещё велодорожка в Яблоневом саде и на проспекте Славы, вдоль Парка интернационалистов в Купчино. Но все они пригодны лишь для бесцельных велопрогулок. А созданная ещё в советские годы велодорожка в посёлке Лисий Нос ныне занята торговцами цветами и автомобилистами.
Но велосипедисты, видимо, боятся лишний раз побеспокоить власть, предпочитая терроризировать пешеходов, держать их в постоянном напряжении. Пешеходы оказались жертвами в квадрате — они страдают как от бездействия городской власти, так и велосипедного хамья. Даже жертвами в кубе — не будем забывать и об автомобильном хамье. Власть пешеходов вообще не защищает, а ведь езда по пешеходной части — это нарушение закона. Есть правила передвижения на велосипедах, они запрещают ездить на них по тротуарам, мостам, по пешеходным переходам.
В конце концов тем, кто считает, что езда на велосипеде делает их европейцами, должны понять, что современная Европа основана на взаимоуважении. А если вы не уважаете пешеходов, чего после этого удивляться, что на вас плюёт власть?
Оригинал текста в интернет-журнале Interessat. ru
Читайте также:
Ян ГЕЙЛ: «Я против того, чтобы ездить на автомобиле по городу»
Дмитрий ЖВАНИЯ. Автомобилям в городе не место
Дмитрий ЖВАНИЯ. Всеобщее равенство в пробке
Дмитрий ЖВАНИЯ. Пора уничтожать автомобили
в условиях мегаполиса велосипед не является транспортным средством. потому что большие расстояния, напряженный трафик и много грязи со всех сторон.
в крупных городах давно пора запретить передвижение на велосипеде по дорогам (в целях безопасности велосипедистов) и по тротуарам (в целях безопасности пешеходов).
кататься можно и во дворах с парками.
а экорадостями пусть голландцы занимаются, у них расстояния меньше и страна богаче.