В Москве на митинг «За честные выборы» на проспекте Сахарова вышло 80 тысяч человек, если не больше, а в Санкт-Петербурге на аналогичный митинг на Пионерской площади от силы собралось три тысячи человек. Жители нашего города на болотах пока не так активны, как жители столицы. Но, на мой взгляд, петербургский митинг на Пионерской – это шаг вперёд по сравнению с московским. Он стал пионером складывающейся в России новой левой политической культуры.
И вашим, и нашим
Представляю, какое возмущение это моё мнение вызовет у товарищей, что на петербургском митинге кричали «Позор!» представителям партии «Справедливая Россия». Товарищи чуть было не стали ещё одними политическими заключёнными, но через пять минут их освободили по личной просьбе Сергея Миронова, который пошёл хлопотать за ребят, когда узнал, что это обидевшиеся на него левые и либералы, а не провокаторы, нанятые «единороссами». Оказавшись на Пионерской площади, я, как и другие активисты Движения сопротивления имени Петра Алексеева (ДСПА), подошёл к союзникам из Российского социалистического движения (РСД) – те уже подняли три или четыре знамени, и их нельзя было не заметить. Рядом с социалистами крутились либералы из «Обороны» и «Солидарности», а также представители ЛГБТ. Видный молодой либерал Максим Иванцов вёл себя как человек, который только что обнаружил, что у него вытянули кошелёк с большой суммой денег – он находился на грани нервного срыва. Тем временем ведущая митинга от партии «Справедливая Россия» Надежда Тихонова зачитала список ораторов, в котором, в частности, значился Максим Иванцов, и попросила выступающих подняться на помост. «Иван, тебя ждут на сцене!» — проинформировал Иванцова какой-то парень с флагом ЛГБТ. «И что я теперь — бежать туда должен?!» — закричал видный молодой либерал. И вдруг вся эта компания с флагами РСД, «Обороны», «Солидарности» и ЛГБТ неожиданно, во всяком случае – для меня, начала скандировать «Позор! Позор!», когда ведущая объявила митинг открытым.
Накануне митинга Сергей Миронов дал пресс-конференцию в РИА «Новости» в Санкт-Петербурге, на которой заявил: «Мы знаем, что на митинге будут кричать «Позор!» и «Сдайте мандаты!». Это будут делать “Молодая гвардия Единой России” и всевозможные “наши”». И эта информация подтвердилась: на Загородном проспекте припарковался целый автобус с провокаторами. Но их услуги не потребовались, так как их опередили молодые либералы и социалисты. Со стороны их поведение действительно выглядело как провокаторское. Представьте себе: со сцены депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв рассказывает о подмене итогов голосования, оперируя цифрами и фактами, объясняет, почему депутаты от оппозиции, в частности, «эсеры», не будут сдавать свои мандаты, а небольшая кучка людей кричит «Позор!» Как это должно восприниматься, кроме как провокация?
Всё понятно, но что конкретно
Я, естественно, поинтересовался, в чём, собственно, дело? Поведение Иванцова и всей его компании я как-то мог себе объяснить: он, как истинный внесистемный либерал, мог себя так вести, считая, что организаторы пошли на компромисс с кровавым режимом, так как не сдали мандаты, когда этого потребовали принципиальные оппозиционеры вроде него. Но почему товарищи из РСД пытаются сорвать митинг «эсеров», да ещё делают это в такой странной компании, я понял не сразу. Точнее, как в песне: «Нет, всё понятно, но конкретно?!»
А конкретно, как потом выяснилось, либералы и поддержавшие их троцкисты из РСД были недовольны тем, что задником сцены служил баннер с надписью «Справедливая Россия». Меня как-то это не особенно сильно удивило. Я знал, что именно «справедливороссы» организовывают митинг 24 декабря на Пионерской площади. В ночь на 23 января по электронной почте я получил пресс-релиз из петербургского штаба «эсеров», в котором сообщалось, что «Справедливая Россия» «приглашает петербуржцев на митинг “За честные выборы!”», который «состоится 24 декабря в 13.00 на Пионерской площади (у ТЮЗа, станция метро “Пушкинская”)». Сергей Миронов 23 декабря на пресс-конференции подтвердил, что на следующий день митинг проводит его партия. Миронова одна журналистка ещё спросила, что он скажет на то, что некоторые подозревают «эсеров» в желании расколоть оппозицию, так как в тот же день в 14 часов начнётся ещё один митинг «За честные выборы!», только уже на площади Андрея Сахарова. На что лидер «эсеров» ответил просто: партия «Справедливая Россия» подала уведомление первой, а потом уже заявки подали все остальные.
Либералы и троцкисты, а также ещё некоторые граждане из числа левых и демократов, придерживаются другой версии. Мол, на самом деле были поданы две заявки: от «Справедливой России» и членов либеральной «Солидарности», которые формально выступали как «группа физических лиц». Те и другие хотели провести митинг на Пионерской площади, но в разное время. И обе заявки согласовали (сейчас, похоже, власть согласовывает всё, чтобы граждане устали по зиме ходить с митинга на митинг). Заявители якобы решили объединить митинги в один – общегражданский. Но когда либералы перед сценой, украшенной баннером «Справедливой России», подняли свои флаги, на них якобы набросились «эсеры» с требованием убрать их – мол, это митинг «Справедливой России». То же якобы была сказано и активистам РСД. И те, возмущённые нарушением договора, решили проводить «параллельный митинг», а для затравки покричать в адрес «эсеров» «Позор!»
Однако пресс-секретарь петербургского отделения «Справедливой России» Дмитрий Картавенко утверждает, что была подана одна заявка на митинг – от «эсеров». А в обращении Оксаны Дмитриевой к петербуржцам написано буквально следующее: «Уважаемые петербуржцы! Я призываю вас в этот день прийти на Пионерскую площадь и поддержать «Справедливую Россию» борьбе за то, чтобы сфальсифицированные результаты выборов в Законодательное собрание Петербурга были отменены. Сегодня «Справедливая Россия» – единственная партия, которая официально не признала результаты выборов в городской парламент. Мы требуем их отмены и назначения новых выборов. Мы знаем – «Справедливая Россия» победила на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Благодаря вашему доверию и вашей поддержке. Мы побеждали после всех «вбросов», «каруселей», несмотря на голосование по почте и организацию закрытых участков на предприятиях, мы побеждали, несмотря на вакханалию со списками избирателей и нехватку бюллетеней на участках. <…> Прошу вас прийти 24 декабря на Пионерскую площадь и выразить свое отношение к происходящему. Митинг разрешён. Я призываю принять в нем участие и представителей других оппозиционных партий. Власть должна считаться с волей народа! Поддержите «Справедливую Россию»! За честные выборы!» Это обращение рассылалось больше чем за сутки до митинга. Спрашивается, почему люди, которые так возмущались нарушением договорённостей на Пионерской площади, не предъявили «эсерам» претензии раньше – когда прочли это обращение, в котором чётко указывается, что митинг проводит «Справедливая Россия», а не общегражданская группа физических лиц?
Очищение протеста
Я так подробно остановился на этом эпизоде, чтобы показать, как желание ряда товарищей и не совсем товарищей выставить себя самыми принципиальными на свете людьми, которые ни за что на свете не будут мириться с узурпацией общегражданского протеста какой-то одной политической силой, на деле оборачивается политической провокацией против зарождающегося движения протеста. То, что должны были сделать субъекты, нанятые за деньги «Единой Россией» или полицейскими спецслужбами, по доброй воле сделали наши «непримиримые активисты». Недаром об их задержании «по указке “Справедливой России”» поспешили написать крайне правые. Конечно, с огромным сочувствием к задержанным. «Сетевым хомячком» быть стыдно, но это не значит, что надо превращаться в уличных хомячков.
Неужели некоторым товарищам не понять, что люди приходят на митинг не для того, чтобы увидеть какие-то дрязги, а для того чтобы приобщиться к политике, научиться выражать свою позицию, пообщаться с людьми, которые испытывают то же самое чувство — возмущения от надругательства над их волеизъявлением. Их привёл на митинг тот самый жизненный порыв, о котором писал Анри Бергсон. Это их первый шаг к солидарности. Но товарищам хочется «обличать». И вот они обличают, когда не надо, да и кого не надо.
Если опять вернуться к конкретной ситуации, то мне не понятно, что ещё должны были сделать «эсеры» как организаторы митинга, чтобы он стал действительно общегражданским? Речи держали не только «справедливороссы» Сергей Миронов, Оксана Дмитриева, Алексей Ковалёв, Павел Солтан и другие, но и «яблочники» Наталья Евдокимова, Юлий Рыбаков, Максим Резник, представитель движения «Солидарность» Иосиф Скаковский (бывший член Союза правых сил), коммунист Евгений Козлов и даже анархистка, которая пыталась зажечь людей лозунгом «Никакой власти никому!» — но её почти никто не поддержал. А также те, кого через пять минут после задержания выпустили из милицейского автобуса по личной просьбе Сергея Миронова – например, социал-демократ Евгений Коновалов. Может быть, «справедливороссы» должны были пригласить националистов? Но те митинговали на площади Андрея Сахарова под предводительством известной либералки Ольги Курносовой и бывшего депутата петербургского ЗакСа от фракции «Демократическая» Сергея Гуляева. На том митинге всё было очень демократично. Так, из рук госпожи Курносовой микрофон получил «гламурный националист» Николай Бондарик. Человека, с которым Курносова проводила акции в рамках либеральной «Стратегии-31», Бондарик назвал карточным шулером. Речь – о Борисе Немцове. И либералка ничего – промолчала, не стала возражать. Вот это настоящий демократизм! Не то, что на митинге «Справедливой России».
А если серьёзно, я рад, что 24 декабря на Пионерской площади не было имперского триколора, а то и знамён со стилизованной свастикой, как на митинге 18 декабря. Не исключено, что именно из-за того, что на митингах 10 и 18 декабря тон задавали националисты, 24 декабря на Пионерской площади собралось меньше людей. 24 декабря на Пионерской площади развевались в основном жёлтые флаги «эсеров» и коммунистические красные полотнища. Остальные знамёна выглядели небольшими вкраплениями. Я бы на месте «эсеров» ещё более сузил круг участников мероприятия. Если они хотят стать настоящей социалистической партией, им надо работать над формированием левой протестной культуры европейского типа: без зюгановского обращения к наследию сталинизма, без либерального заигрывания с национализмом и без реверансов либералам.
Фоторепортаж с митинга националистов на площади Андрея Сахарова 24 декабря 2011 года:
[nggallery id=47]
И всё же митинг на Пионерской – шаг вперёд по сравнению с 80-тысячным митингом на проспекте Академика Сахарова в Москве. Московские митинги – это римейк перестроечного протеста, когда тон задавали демократы и сомнительные «лидеры общественного мнения». Либералы брызжут слюной от удовольствия, представляя московские протесты «восстанием среднего класса». Судя по тому, кто организовывает митинги в Москве, так оно и есть. Но это не значит, что на митинги слетаются все московские «манагеры» среднего и высшего звена, чтобы потом, похлёбывая виски в стиле протагонистов романов Сергея Минаева, «потереть» о политике. Лозунг «Власть миллионам, а не миллионерам!» пришёл в эти дни из Москвы – не надо об этом забывать. Но всё же – левый спектр в протестном движении в Москве обозначен очень размыто. А в Петербурге мы получили нечто похожее на европейский левый митинг, и случилось это во многом именно благодаря тому, что его организатором стала партия – член Социалистического интернационала.
И что должны делать в этой ситуации левые радикалы, учитывая состояние умов в обществе? Наверное, всё же не бегать вместе с либералами на митинге социалистов, вопя в мегафон что-то истеричное и невнятное. Нужно толкать социалистов дальше влево. Мне абсолютно неинтересно слушать то, что говорит Юлий Рыбаков – людям, неискушённым в политике даже вредно слушать его речи против идеи революции; я не узнаю ничего нового из выступлений Натальи Евдокимовой или какого-нибудь другого «борца за демократию» типа Максима Иванцова. Я заранее знаю, что скажут эти персоны. Но мне очень жаль, что на митинге не было Алексея Этманова – символа рабочего сопротивления в современной России. Я, человек с антибуржуазными убеждениями, хочу слышать на митингах социалистов рабочий голос. Ибо он и есть голос всего общества, общегражданский голос – ведь большинство нашего народа зарабатывает себе на жизнь тяжёлым каждодневным трудом, а не осваиванием грантов от фондов по развитию демократии, которые находятся далеко за рубежом.
Пресса отмечает, что «митинг на Сахарова не смог перевести количество людей в качество идей». В Москве перед массой народа выступили совершенно разные люди: Ксения Собчак, футбольный комментатор Василий Уткин, бывший вице-премьер Алексей Кудрин, «эсер» Илья Пономарёв, толпа заслушала очень хорошее обращение Сергея Удальцова, над которым скоро как месяц издевается полиция и вся правоохранительная система. Но что делать дальше, москвичи так и не решили. А в Петербурге я услышал план действий. Его огласил Сергей Миронов вначале на пресс-конференции, а потом на митинге. План простой и, наверное, небезупречный. Но всё же иметь такой план лучше, чем просто кричать: «Мы ждём перемен!» Миронов объяснил, почему «эсеры» сами не отказываются от мандатов и другим оппозиционерам не советуют этого делать. Если сдать мандаты сейчас, то новые выборы пройдут по старым правилам и принесут тот же результат, что и выборы 4 декабря. Поэтому левой оппозиции в Думе, коммунистам и «эсерам», необходимо добиться изменения закона о выборах. Без отмены досрочного и почтового голосования, а также голосования по открепительным талонам, без возвращения графы «Против всех», без понижения процентного барьера и без расширения списка участников выборной кампании, новые выборы проводить бессмысленно, убеждает Миронов. Добиться изменения закона о выборах трудно, но реально. Для этого в Думе коммунистам и «эсерам» надо не только выступить вместе, но и усовестить ещё 14 человек. Миронов надеется, что он и его товарищи сумеют убедить беспартийных депутатов, которые прошли в парламент по спискам Народного фронта. И закон этот надо принять до марта – до выборов президента, в которых Миронов будет участвовать. В случае своей победы Миронов обещает отменить итоги выборов 4 декабря 2011 года, а новые выборы пройдут уже по новым правилам. Но никакого нового закона о выборах Дума не примет, если замолчит голос российской улицы.
Фоторепортаж с митинга «За честные выборы» на Пионерской площади 24 декабря 2011 года:
[nggallery id=48]