Наши российские крайне левые сделали большой шаг вперёд. Если раньше они предпочитали вообще не замечать «политический спектакль под названием выборы», то теперь, когда сотни тысяч людей по всей стране выходят на улицы, требуя честных выборов, они этот спектакль замечают и даже пытаются стать его участниками.
Конечно, есть ещё леваки, которые считают, что выборы нужно бойкотировать. Но что такое бойкот, если за тобой два-три человека? Пустой звук. Просто красивое бодрое слово, которое оправдывает бездействие. И ничего более. В нынешней реальности «бойкотизм» оставляет активиста дома. А когда активист сидит дома, когда люди выходят на улицы, требуя что-то от власти, в нашем случае – честных выборов, он перестаёт быть активистом и превращается в брюзжащего обывателя, пусть и со своей жизненной позицией. Да, сидят дома не все. Анархисты выходят на шествия и митинги, чтобы заряжать на них речёвки типа: «Все политики – одно дерьмо!» и «Одно решение – самоуправление!» Самоуправление – это здорово. За самоуправлением будущее. Но оно не возникает на пустом месте. На самом деле требование самоуправления очень конкретное. Его имеет смысл выдвигать, когда есть на то основания. Например, поддерживая рабочих забастовщиков, объединённых в боевой профсоюз, или жителей дома, которые сами создали товарищество собственников жилья (ТСЖ) и борются против уплотнительной застройки на месте дворовой детской площадки. Предлагать людям самоуправление, не объясняя им механизм его реализации, это – очередная абстракция, на которые так любят опираться наши леваки. Взять те же ТСЖ. Формально это институт самоуправления, но фактически, без готовности жильцов заниматься делами своего собственного дома, он превращается в очередное средство по выжиманию денег из населения.
Но я не об этом. По правде сказать, с «бойкотистами» спорить сейчас малоинтересно, когда большинство леваков всё же решили в той ли иной форме принять участие в выборной кампании. Большинство в этом большинстве заняли позицию, которая заключается в лозунге: «Голосуй за одного из кандидатов с левой программой!» Получается, что выбирать между Геннадием Зюгановым и Сергеем Мироновым предлагается самим недовольным массам. Например, на этой позиции остановилось Движение сопротивления имени Петра Алексеева, известное своими ненасильственными акциями прямого действия. Я участвовал в создании этой организации и до сих пор по мере сил помогаю ей. Поэтому позволю себе остановиться на заявлении ДСПА.
«Мы, Движение сопротивления имени Петра Алексеева, прекрасно понимаем, что всеобщее, тайное и равное голосование в России существует лишь на бумаге под названием «Конституция». В обществе, разделённом на богатых и бедных, на собственников и наёмных работников, на облечённых властью и угнетаемых, честные выборы нереальны в принципе. В России ситуация отягощается цинизмом, с которым власть использует административный ресурс для обеспечения своей «уверенной победы». Однако это не значит, что следует не замечать выборы, особенно сейчас, когда люди вышли на улицы, требуя их честного проведения.
Население России пробуждается от долгого аполитичного сна. И мы, революционные социалисты, обязаны сделать всё, что от нас зависит, чтобы наши соотечественники вновь не погрузились в апатию, чтобы они осознали себя гражданами и своими действиями приближали торжество настоящей демократии – демократии участия.
Перед выборами президента РФ правящий класс раскололся. Интересы корпоративной буржуазии и высшего чиновничества, сросшегося с этой корпоративной буржуазией, представляет Владимир Путин. Сейчас он заигрывает с рабочими, выдавая себя за «народного кандидата» и раздавая обещания улучшить жизнь простых людей. Однако именно за те 12 лет, что Путин правит Россией, в нашей стране были уничтожены остатки социального государства: была проведена монетизация льгот, ликвидированы бесплатные образование и здравоохранение, наука лишилась финансирования из бюджета. Именно при Путине Россия стала сырьевой державой, а машиностроение, обрабатывающая промышленность и аграрное производство были доведены до плачевного состояния. Миллионы людей в России слоняются без постоянной работы, а «счастливчики» превратились в «офисный планктон». Рабочих активистов путинская власть подвергает суровым репрессиям. Процветает мздоимство. Продление «эры Путина» означает продолжение деградации нашей страны. Что касается миллиардера Михаила Прохорова и правого популиста Владимира Жириновского, то это не более, чем бэк-вокалисты в путинском ансамбле.
Поэтому мы призываем: «Ни одного голоса правым и буржуазным кандидатам!»
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и лидер социал-демократической «Справедливой России» Сергей Миронов, которые тоже являются представителями правящей элиты, чтобы завоевать голоса трудящихся, вышли на выборы с левой реформистской повесткой. Так, Сергей Миронов предлагает поставить ключевые отрасли экономики под общественный контроль, восстановить пятилетнее планирование развития страны, вернуть бесплатные здравоохранение и образование, расширить права рабочих профсоюзов, обеспечить трудящихся социальным жильём, увеличить минимальный уровень заработной платы, развивать все виды кооперации, ввести прогрессивный подоходный налог (богатые платят больше), повысить пенсии (60% от зарплаты) и т. д. Геннадий Зюганов выступает за национализацию банков, железных дорог, нефтегазового комплекса, энергетики и авиастроения. Оба кандидата обещают отменить неолиберальные законы (Земельный, Лесной, Водный кодексы, ЕГЭ и т. д.) и демократизировать управление государством.
Мы знаем, что кандидатуры Зюганова и Миронова выдвинули не организованные рабочие, а аморфные партии без чёткого политического и социального лица. Мы понимаем, что эти кандидаты не собираются побеждать, а участвуют в выборах, преследуя свои политические цели. Но если один из них и победит, он всё равно не сможет реализовать свои предложения в полном объёме. С помощью выборов, какими бы честными они ни были, преодолеть капитализм невозможно. Однако тот факт, что программы Зюганова и Миронова противоречат оголтелой рыночной логике, превращает выборы президента РФ во всенародный референдум о доверии неолиберальной социальной политике Путина.
Мы не призываем голосовать за Геннадия Зюганова или Сергея Миронова. Мы призываем трудящихся высказаться против неолиберального курса, который несёт им страдания и обнищание! Мы призываем голосовать за идею социализма!
Социалистические активисты, в частности, мы – активисты Движения сопротивления имени Петра Алексеева, должны приложить все свои усилия, чтобы голосование против Путина и его бэк-вокалистов стало первым шагом в формировании в России культуры массового левого протеста. В ходе агитации против Путина мы предлагаем формировать лиги и клубы социалистических избирателей, которые в недалёком будущем могли ли бы преобразоваться в ячейки настоящей социалистической партии.
Мы призываем не просто опускать бюллетени в урны, но и активно контролировать подсчёт голосов, а 5 марта выйти на площади и обсудить итоги выборов».
Приблизительно такой же позиции придерживается левый публицист, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений Руслан Костюк: «… крайне важно, чтобы и Зюганов, и Миронов показали максимально возможные результаты. Во время предвыборных теледебатов мы видели, что по многим актуальным вопросам общественно-политической жизни подходы двух ведущих левых партий сближаются, а между их лидерами уже нет столь явственного отторжения, которое чувствовалось в конце 2011 года. Это положительный элемент, без всяких сомнений. Просто потому, что без наличия единства актуальных левых невозможно представить их глобальный успех в будущем. Когда он настанет? Я не знаю, и не хотел бы загадывать. Увы, в России очень многое зависит от президентской власти, а очередные выборы главы государства пройдут по нынешним правилам лишь в 2018-м. Конечно, я забыл про митинги и давление на власть «снизу»… Поэтому и пишу честно, что не знаю. Но точно убеждён вот в чём: чтобы реально претендовать на власть, российским левым непременно предстоит пройти этап «внутренней трансформации». Но это будет всё же после 4 марта. А 4 марта просто надо прийти на эти ненравящиеся нам выборы. И сделать свой выбор в пользу одного из двух кандидатов от левых сил».
Без всякого сомнения, системные левые партии сами виноваты в разобщённости левых избирателей. Понимая, что за мощная сила будет им противостоять на выборах, они должны были договориться об общем кандидате. И общий кандидат имел бы все шансы если не победить, то показать очень достойный результат. Ведь в нашем обществе после 20-ти лет рыночной вакханалии появился запрос на левые идеи и социально ориентированные программы. Сергей Миронов предлагал КПРФ переговоры по поводу общего кандидата. Но КПРФ просто предложила «Справедливой России» поддержать Геннадия Зюганова, на что «эсеры» ответили: «Спасибо! Не надо». И мы имеем то, что имеем. Однако призывы голосовать за одного из левых кандидатов без указания, за кого голосовать конкретно, только усиливают разобщённость левых избирателей. Если люди ввязываются в бой, то им надо идти до конца. Только шизофреник будет изображать бой с тенью, когда кругом идёт жестокая драка. Лидер Левого фронта Сергей Удальцов поступил последовательно и честно. Он не просто решил поддержать Геннадия Зюганова, но и стал его доверенным лицом. Удальцов сделал вполне органичный для себя выбор. Как активист он сформировался в рядах сталинистов. «Наша Родина – СССР» — лозунг Авангарда красной молодёжи, который он долгое время возглавлял. Зюганов тоже часто обращается к этой традиции, пусть и на оппортунистический манер (товарищ Сталин отправил бы господина Зюганова туда, где Макар телят не гонял).
Антисталинские левые организации и активисты тоже должны проявлять последовательность, а не мяться, как барышни перед первым разом. Призыв голосовать за «одного из левых кандидатов» считывается, как допущение голосования за «православного сталиниста» Зюганова. А это недопустимо. Левая идея возродится в России лишь после того, как она окончательно избавится от сталинизма. И нужно понимать, что СССР – это одно (обюрокраченное рабочее государство), а сталинизм – это совсем другое (идеология и практика бюрократической реакции). И если мы ввязались в участие в предвыборной кампании, то должны чётко говорить, за кого мы. Да, Сергей Миронов – не Луис Инасиу Лула да Силва, но и он и не социал-либерал, как Тони Блэр или Хосе Луис Сапатеро, которые главной задачей социалистов обозначили достижение мультикультурности, чем и ограничились. Программа, с которой Миронов идёт на выборы – программа радикально левой социал-демократии. По сути, это программа революционного реформизма. Без всякого сомнения, для осуществления программы революционного реформизма нужна не такая партия, как «Справедливая Россия», а как Партия трудящихся Бразилии или Объединённая социалистическая партия Венесуэлы. То есть партия с массовой поддержкой, укоренённая в среде трудящихся. Но сейчас главное – провозгласить определённый набор идей и предложений, обозначить другой путь развития нашей страны, отличный как от оголтелого капитализма, так и от советской реставрации. Миронов обозначил такой путь в свой предвыборной программе.
Да, он не предлагает масштабной национализации, как Зюганов, а лишь общественный контроль над экономикой. Вроде бы Зюганов радикальней. Но здесь ключевое слово «вроде бы». Без общественного контроля над экономикой национализация выльется в очередное обогащение бюрократии – в повторение, только в ещё более худшем варианте, советского опыта, который закончился крахом. Нельзя не учитывать и того, что Миронов, как и его западные коллеги по социал-демократии, затрагивает острые экологические проблемы, а Зюганов их обходит. А ведь если сейчас не обратить внимание на экологию, то следующее поколение будет жить не при капитализме и не при социализме, а при апокалипсисе.
Так что я призываю голосовать за Миронова, прекрасно понимая ограниченность проекта под названием «Справедливая Россия» и отлично зная прошлые грехи этого политика (поддержка Путина и т. д.). И призываю товарищей делать то же самое. Я не считаю, что активист крайне левой организации, поступая так, идёт на какие-то немыслимые компромиссы. Напомню, что ведущая активистка французской троцкистской организации «Lutte Ouvriere» Арлетт Лагийе перед вторым туром президентских выборов 2007 года призвала проголосовать за кандидата от Социалистической партии — Сеголен Руаяль, в программе которой было гораздо меньше социализма, чем в программе Сергея Миронова. И после этого только идиоты усомнились в революционной последовательности Арлетт, знакомством с которой я буду гордиться всю свою жизнь.