Дмитрий Жвания. Путин заплачет за всё

В декабре была надежда, что в России что-то изменится. Я, как и все, кто выходил на площади требовать честных выборов, испытывал воодушевление. Наконец-то народ пробудился после долгой спячки, а главное, молодёжь оказалась не такой аполитичной, как многие думали. Надежда никуда не исчезла и в феврале, когда на митинги за Путина привозили людей по разнарядке, а шествия оппозиции собирали тысячи и тысячи энтузиастов. Участвуя в шествиях и митингах за честные выборы, мы совсем забыли одно важное правило: революции побеждают в столицах, а выборы выигрывают в провинции.

Сейчас можно сколько угодно трясти кулаками, но факт остаётся фактом: Путин выиграл эти выборы. Конечно, были фальсификации. Реально Путин собрал не 63,75 %, а процентов на десять меньше. Может быть, и больше приписали. Ведь местные начальники соревновались между собой, повышая процент голосов за «национального лидера». Не исключено, что Путин собрал чуть меньше 50 процентов, а, значит, должен быть второй тур. Но тем не менее за этого человека проголосовало огромное количество людей. По официальным данным – больше 45 миллионов. Это гигантская цифра. Ладно, пусть за него реально проголосовали 40 миллионов. Но что это принципиально меняет? Ничего. И это удручает, но в депрессию не вгоняет. Я не собираюсь распускать нюни и обижаться на народ, мол, какое он всё-таки быдло. Да, мне противны все эти путинские ужимки. Когда человек, который входит в реальный список самых богатых людей мира, корчит из себя своего парня для работяг, он вызывает отвращение, как и те работяги, которые «за него горой». Когда человек, при котором в оффшорных компаниях находится более 70% российской собственности (для сравнения в США и Евросоюзе, сейчас не более 10% компаний работают в оффшорах) выдаёт себя за патриота, он выглядит омерзительно. Когда человек, при котором образование и здравоохранение стали коммерческими услугами, а фундаментальная наука лишилась финансирования из бюджета, играет в защитника обездоленных, его хочется проучить.

Путин посеял ветер. А это значит, что Путин пожнёт бурю. И вот тогда он заплачет

На самом деле горой за Путина не так много людей. Он имеет огромный антирейтинг, гораздо больший, чем его мнимые и реальные конкуренты. Говоря спортивным языком, по потерянным очкам Путин проигрывает. Но ведь он имеет и набранные очки. И это надо признать, чтобы понимать, что делать дальше людям, которые хотят жить в современном социальном государстве. Наши люди боятся перемен. Боятся на генетическом уровне. В России, по сути, было две революции (революция 1917 года – это единый процесс), и обе обернулись кровопролитием. После революции 1917 года началась Гражданская война, в которой от голода, болезней, террора (как красного, так и белого) и в боях погибло от 8 до 13 миллионов жителей России. А это было меньше сотни лет назад. Генетическая память народа сохраняет страх перед революцией, а путинская пропаганда именно революцией его и пугала. А ведь ещё очень многие помнят горящий Белый дом…

Кроме того, в народном сознании гвоздём засела мысль: уход правителя обязательно обернётся войной. Помню, когда хоронили Леонида Брежнева, нас, курсантов морского училища, посадили в ленинской комнате для совместного телепросмотра похоронной процессии. С нами находилась учительница истории – весьма сексапильная брюнетка лет 35, похожая на Софии Лорен – такими же с красивыми бёдрами и тонкой талией. Она, бедняжка, плакала. Когда кто-то из курсантов спросил её, что случилось, она ответила: «Ой, мальчишки, теперь война точно начнётся!»

Люди проголосовали за Путина как за символ безопасности. Тем более он им наобещал с три короба. Конечно, то, что он будет выполнять положения, украденные им из программ Геннадия Зюганова и Сергея Миронова, – это всё сказки в пользу бедных в прямом смысле этого выражения. Не надо быть наивными. Ждать от Путина полевения – это хорошая мина при плохой игре. Но народ предпочёл в очередной раз поверить в сказки, чем попытаться что-то изменить в жизни страны.

Что удивляет – так это высокий результат Михаила Прохорова. Пять с половиной миллионов представителей народа (почти 8 процентов), который так боится возвращения в лихие 90-е, взяли и отдали свои голоса тому, кто в эти лихие 90-е обогатился. Может, это сада-маза? Или желание почувствовать себя в одной лодке с миллиардером и потешить собственное самолюбие? Наверное… Но главное, не это. Думаю, большинство людей, которые проголосовали за Прохорова, дали понять, что политический класс необходимо обновлять.

Конечно, официальные результаты левых кандидатов огорчают. Геннадий Зюганов собрал не больше, чем на предыдущих выборах (17,19 %), а Сергея Миронова, который выступал с позиций радикального социалистического реформизма, поддержали всего 3,85 % избирателей. Это очень мало для страны, где существует огромная пропасть между богатыми и бедными, где нет нормальной работы, где сокращаются социальные обязательства государства перед населением. Приблизительно такой же процент, как Миронов, во Франции на выборах президента Франции в 2002-м получил тогдашний лидер французской компартии Робер Ю (3,37 %). Для Робера Ю это обернулось отставкой с поста генерального секретаря ФКП. Но не будем забывать, что ФКП вместе с Робером Ю скользила вниз, а партия Сергея Миронова «Справедливая Россия» только набирает обороты, имея определённые шансы стать левой демократической партией европейского типа. Во всяком случае, кандидатская программа Миронова даёт все основания полагать, что партия будет развиваться именно в этом русле. Но наши избиратели ещё не привыкли голосовать за программы. Они голосовали сердцем, ещё чем-то, а теперь проголосовали страхом.

На следующий день после выборов в Сети и в разных компаниях было много разговоров, плакал ли Путин по-настоящему, глядя на митингующих на Манежной площади в Москве. Когда самого Путина спросили об этом, он ответил, нет, не плакал, мол, ветром в глаз надуло. Путин посеял ветер. Я пишу этот текст, придя с несанкционированной акции за честные выборы на Исаакиевской площади, где я видел тысячи молодых и красивых лиц. А это значит, что Путин пожнёт бурю. И вот тогда он заплачет по-настоящему.

 

Добавить комментарий