«Словами нынешних пошляков, во-первых, никакой Великой Отечественной войны не было – СССР во главе со Сталиным то ли сам напал, то ли вот-вот собирался напасть на гитлеровскую Германию; во-вторых, выиграл войну только потому, что безжалостно послал на смерть чуть ли не полстраны, да и выиграл не сам, а лишь с помощью союзников; а в-третьих, на самом деле мы войну не выиграли, а проиграли, потому что – после всех принесённых нами жертв – живём всё равно куда хуже немцев. Да и вообще, выиграй Гитлер войну, мы бы пили баварское пиво не последние 20 лет, а последние 70. В подтверждение всех этих (и многих родственных) тезисов нам непременно покажут по “ящику” пару-тройку фильмов – немецких или на немецкие деньги снятых, напомнят о миллионах (!) изнасилованных красноармейцами немок, помянут Катынь, забыв помянуть Хатынь, и посеют ещё немало столь же разумного, доброго, вечного», – разъяснял литературный критик Виктор Топоров перед 9 мая 2013 года в статье под названием «Пятая колона пошлости».
Я поблагодарил Топорова за текст, сочтя его очень актуальным. После акции “Pussy riot” либералы наступали по всем фронтам. Кампания против клерикализма в итоге вылилась в поругание всего великого, надысторического и, не побоюсь пафоса, святого. Некоторые авторы из числа левых либералов предлагали мне для сайта «Новый смысл» тексты-плачи о страданиях немок, изнасилованных советскими солдатами-победителями. Мол, правда о войне – это дань уважения её жертвам. По «Эхо Москвы» трындела бесконечная Латынина, доказывая, что советская армия победила гитлеровцев не умением, а числом: завалили немцев трупами… «Да, это такие падальщики, их много», – посетовал тогда Виктор Топоров в переписке со мной.
Мы зависим от нашего окружения. Чего скрывать: в интеллигентской среде много слушателей «Эхо Москвы» и читателей «Новой газеты». И природный нонконформизм подначивает нас ратовать за противоположные идеи. Но принимая врага из своей среды за глобального врага, мы порой ошибаемся.
Скоро 9 мая – очередная годовщина Победы. Но вряд ли сейчас надо ждать атаки «либеральных падальщиков». На самом деле по телевидению давно не показывают фильмы об изнасилованных немках, а на отсутствие баварского пива никто не жалуется. Сейчас нет недостатка в пиве. Пей любое – хочешь баварское, а хочешь ирландское. Были бы деньги. А по телевидению всё больше воспитывают патриотизм в ущерб правде. Если честно, Топоров взял примеры либеральной пошлости из времён Перестройки, устарелые немного.
Конечно, и сейчас из либеральной резервации раздаются призывы отказаться от празднования Победы, так как никакой победы, по сути, не было. Но это именно голоса из резервации. Хочешь слушай, а не хочешь – просто внимания не обращай.
Падальщики и пошляки наступают сегодня с другой стороны – с патриотической. Великая Победа сейчас активно эксплуатируется безыдейным путинским режимом. Он корчится, желая представить себя её наследником. Сегодня любого, кто выражает несогласие с путинским режимом, его подпевалы зачисляют в число «власовцев» – национал-предателей. Доходит до того, что те, кто все последние годы выдавал себя за самого главного и бескомпромиссного врага власти, бегал с лозунгом «Россия без Путина!», призывает этого самого Путина выселять из квартир тех, кто с ним не согласен. Из революционеров в стукачей и вертухаев – нормальный такой поворот.
Сейчас самым молодым фронтовикам лет по 90. Это немощные старики. Их осталось – по пальцам сосчитать. Даже тем, кто прошёл через ад войны как сын полка, глубоко за 80… Моей маме, а она ребёнок блокады, родилась за два с половиной месяца до начала войны, ей 73 года. Но 9 мая мы вновь увидим ряженых пожилых людей лет 70-ти с множеством орденов на груди, а то и в солдатской форме. Когда они успели эти ордена получить? За что? Какое отношение они имеют к Победе? Но мы их всё равно увидим. Они, эти клоуны и обманщики, нужны власти, которая рядится в патриотические одежды.
Современная Россия – страна ряженых: ряженых казаков, ряженых патриотов, ряженых марксистов, ряженых монархистов, ряженных националистов и национал-большевиков… Те люди, которые, называя себя донскими казаками, воюют сейчас против украинской армии в Донбассе, по-человечески вызывают уважение. Они, эти искатели приключений, «солдаты удачи», – исключение из общего правила. Они решили, что они казаки и пошли на смерть. Скорее всего они погибнут. Это смелые, отчаянные, решительные парни. Настоящие пассионарии. А вот их тыловые коллеги в папахах, которые помогают полиции разгонять акции оппозиции, заслуживают презрения. Подленько, из-за спин полицейского кордона, нападать на стариков с антивоенными плакатиками – удел шакалов, а не казаков. Но зато они с георгиевскими ленточками.
О «нецелевом использовании» этих лент написано много. Я, например, сегодня обнаружил, что ливерная колбаса – самая дешёвая закуска – как бы невзначай украшена этой лентой.
С казённой патриотической пошлостью более или менее всё ясно. Но не менее погана патриотическая пошлость в виде «низовых инициатив». В дни празднования полного освобождения Ленинграда от блокады я слышал на массовых мероприятиях восклицания: «Поздравляем участников блокады!» Вначале я подумал, что диктор ошибся – перепутал жителей блокадного Ленинграда с участниками Великой Отечественной войны. Но этот клич звучал вновь и вновь. Никто диктора и не думал поправлять, а ведь участник блокады – это тот, кто город блокировал. Враг то бишь. Немец. Гитлеровец. Нельзя говорить и о «снятии блокады», так как снимает её тот, кто устанавливает. Но для нашей власти главное устроить шум, шоу, заполнить идейный вакуум. Но делается это неискренне, тупо, по-чиновничьи, по-буржуйски, вот и появляются «участники блокады» на хоккее и других массовых действах, а хоккеисты СКА играют форме «Нью-Йорк рейнджерс», только на их свитерах вместо “Ranger”, так же наискосок, написано «Ленинград».
В августе 2013 года в сети появился ролик об участии холдинга «Царь-мясо» в Свенской сельскохозяйственной ярмарке, приуроченной к 70-летию освобождения Брянской области от гитлеровцев. «Композиция два партизана и партизанка поднимала настроение покупателям», – вещает провинциальная дурёха-корреспондентка. Потом умильным голосом даёт интервью работница «Царь-мяса», какая-то крашеная лохудра: «Мы ежегодно участвуем в Свенской ярмарке. Наши технологи готовят разные экспозиции. В этом году у нас три поросёнка – три партизана, так как в этом году 70 лет освобождения Брянщины». Свиньи в виде партизан, точнее – фигуры партизан со свиными рылами – отличное проявление патриотизма. Не правда ли? Раньше за такой «креатив» отправили бы из Брянщины в таёжные края, а сегодня творцы наверняка рассчитывали получить премию. Главное – галочка за патриотизм. Но рекламная акция вызвала скандал. Но не исключено, что рекламщики не него и рассчитывали. О «Царь-мясе» знают теперь даже вегетарианцы. Вирусный маркетинг – великая сила.
«Три поросёнка – три партизана – “победный” хит 2013 года от брянских колбасников. Как видим, современное авангардное искусство уверенно вторгается в мир советского патриотизма, постепенно привнося в традиционный майский угар элементы постмодернистского безумия по ту сторону морали и здравого смысла. Глядя на это, понимаешь, что какая-нибудь арт-группа “Война” — ничто по сравнению со стихийным безумием народной фантазии» – так оценил творчество «Царь-мяса» мой товарищ из Харькова. Вообще в Брянской области работают оригинальные маркетологи. Ладно, «три партизана – три поросёнка». А как вам местная туалетная бумага под названием «Партизанская»?
Так что Топоров (царство небесное) всей мощью своего великолепного слога ударил не по тем. Да, в нашей интеллигентской среде либералов много. Мы постоянно с ними сталкиваемся. Читаем их посты в «Фейсбуке». Но главные падальщики сегодня не они, а те, кто повязывает на себя, на свои причиндалы и автомобили георгиевские ленточки, те, кто устраивает каждый год парад пошлости под лозунгом «Спасибо деду за победу!», те, кто затыкает рот всем, кто против путинского режима, называя их национал-предателями и власовцами. Это они клюют, рвут на части, наше великое прошлое.
Мой дед, Евдокимов Аркадий Константинович, дошёл до Берлина – до самого Рейхстага, на котором и расписался. До этого он сражался под Ленинградом, на Курской дуге, где горел в танке и получил контузию, под Варшавой. Я мог бы с его портретом выйти на акцию «Бессмертный полк» 9 мая. Но не буду делать этого, потому что не хочу участвовать в шоу.
Как говорил киевский князь Святослав, «мёртвые позора не имут». Что бы мы не делали с памятью бойцов Великой Отечественной, мы их не опозорим. Но мы себя опозорим тем, что будем примазываться к их славе и подвигам.