Дмитрий ЖВАНИЯ. Охотники оттоптаться на теме антифашизма

Jvania-telefon2Как и следовало ожидать, запрет на Украине советской символики откликнется в путинской России, которая выдаёт себя за наследника СССР, истерическими охами и ахами. Конечно, запрет какой-либо символики — мера лицемерная. Это — очевидная либеральная глупость.

Я, например, против запрета свастики. Мало ли кто и когда её использовал? То же и со звездой, серпом и молотом. Ещё можно было бы понять запрет на публичное использование портретов Сталина, Берии, Ворошилова или Гитлера, Геббельса и Гиммлера. К этим персонажам есть большие вопросы. А к свастике какие вопросы? Древний солярный символ. Его, как и коммунистические символы, использовали тысячелетиями.

Однако сейчас забавно наблюдать за праведным гневом «патриотов Советского Союза», которых за последние года полтора развелось немало. О паразитировании путинского режима на советском наследии писано-переписано. В результате этого паразитирования российское символическое пространство являет собой винегрет. Да даже не винегрет, а какое-то отталкивающее блюдо, будто приготовленное пьяным китайским поваром — сочетание противоречий.

Рассуждения о постмодерне, в котором соединяются старые антагонизмы, порядком поднадоели. В России нет никакого постмодерна, а есть элементарная пошлость.

Я с ужасом жду 9 мая, когда будет отмечаться 70-летие Победы СССР во Второй мировой войне. Я боюсь апофеоза пошлости, которая будет литься отовсюду. Да она уже льётся. И чем ближе к маю, тем напор сильней. Акцию «Бессмертный полк», когда люди проходят маршем с портретами воевавших родственников, ещё можно одобрить: связь поколений, «я помню, я горжусь»… Но вот старики и старухи в гимнастёрках и с медалями на груди — это вообще кто? Очевидно же, что ряженые. Но им рукоплещет молодёжь, принимая за ветеранов войны. Когда ты молод, тебе все люди после 60 кажутся динозаврами.

Концентрация стилистической пошлости сейчас наблюдается в оккупированной части Донбасса. Ополченцы носят на фуражках красные звёзды, что те красные командиры и комиссары, шевроны пришивают на белогвардейский манер и поднимают все знамёна сразу: имперское, российский триколор, красное, а также знамёна республик, которые образовались после распада Российской империи
Ополченцы Донбасса носят на фуражках красные звёзды, что те красные командиры и комиссары, шевроны пришивают на белогвардейский манер и поднимают все знамёна сразу: имперское, российский триколор, красное, а также знамёна республик, которые образовались после распада Российской империи

Однако самым молодым ветеранам, тем, кто воевал, сейчас 90 лет. Да, Шарль Азнавур в 90 лет даёт концерты. Но далеко не все доживают до этого почтенного возраста, а если и доживают, то в маршах и парадах им участвовать тяжело. Мой дедушка воевал с 1941-го по 1945-й. В августе этого года мы будем отмечать столетие со дня его рождения. И скоро будет 20 лет, как его нет с нами. Моя мама родилась 30 марта 1941 года. Она ребёнок блокады. Она не участвует в шествиях. Но ведь кто-то, будучи «ребёнком войны», не стесняется выдавать себя за ветерана. И власть это поощряет. Сажает ряженых в армейские ретро-машины, ставит их на трибуны во время парадов.

Власть ничего не смогла придумать за все эти годы, никакой идеи не сумела выдвинуть, кроме паразитирования на идее победы. А это нереально делать, не используя символы СССР. Вот мы и видим рядом портреты Сталина, красные знамёна, двуглавых орлов и царские триколоры.

Стилистическая неразбериха царит и в пророссийской части Донбасса. Ополченцы носят на фуражках красные звёзды, что твои красные командиры и комиссары, шевроны пришивают на белогвардейский манер и поднимают все знамёна сразу: имперское, российский триколор, красное, а также знамёна республик, которые образовались после распада Российской империи и просуществовали год-другой. И, конечно, ополчение воюет с «фашистами», выдавая себя за наследников победителей». Эта антифашистская тема является главной «духовной скрепой» кремлёвского «русского мира». Недаром русские монархисты в эмиграции назвали Гиркина и его  компанию «белогвардейским отрядом имени Ленина».

Понятно, что отчасти закон Рады стал ответом на «неосоветский» сепаратизм в Донбассе. Хотя, понятно и то, что в Украине есть проблемы и поважней, чем серпы и молоты, да красные звёзды. И украинской власти надо, чтобы энергия населения Украины уходила на отрицание символов прошлого, а не буржуазно-олигархической реальности.

Тем не менее (и об этом российские СМИ молчат) в Украине военные флаги не подпадают под определение тоталитарной символики. Носить ордена ветераны второй мировой могут спокойно и дома, и на публичных мероприятиях. (Правда, их, как и ветеранов Украинской повстанческой армии, осталось совсем немного.) Это не говорит в пользу нового олигархического киевского режима. Просто это факт.

Но то, что на Украине решили отказаться от символической солянки, может обернуться пользой для тамошнего левого движения. Не того, что предаётся ностальгии по старым добрым временам, которые на самом деле для рабочих были не такими и добрыми, а современного; и оно, это движение, породит новые символы. На самом деле это очень важно, чтобы левое движение выглядело не как осколок прошлого, не как клуб почитателей «славного былого», а как авангард, футуристский вызов.

Конечно же, принятый украинцами закон позволяет путинской пропаганде вновь вдоволь потоптаться на теме фашизма-антифашизма. Наш политизированный обыватель, уверенный, что СССР был единственной силой, которая противостояла гитлеровской Германии, воспринимает этот закон как очередное подтверждение «реабилитации фашизма» «киевской хунтой». То, что сталинский СССР был союзником гитлеровской Германии с августа 1939 года по 22 июня 1941-го, он предпочитает не вспоминать, как и тот факт, что Бандера и Шухевич были союзниками Гитлера лишь на два месяца дольше, чем Сталин.

Наши левые (не считая анархистов и части троцкистов) тоже пылают праведным негодованием по поводу «победы фашизма на Украине».

О поведении левых очень хорошо написал публицист Алексей Лапшин:

«Вырисовывается в общих чертах состояние, в которое российская власть желает окончательно обратить левых. Получается эдакая скверная пародия на национал-большевизм: имперский патриотизм плюс отчаянно декларируемая ненависть к Западу. При этом критика собственно российской власти сводится к частным проблемам и не затрагивает никаких фундаментальных вопросов. Главными объектами атаки наших левых становятся США, Евросоюз, “фашизм” в Украине, условный Коломойский и т.д. То есть фактическая лояльность к внутреннему режиму сочетается с “непримиримостью” к внешним силам. Разумеется, от случая к случаю такие левые могут использоваться в борьбе между различными группами внутри российской власти. Скажем, выступать под лозунгами социальной справедливости против определённого олигарха или губернатора.

Формы приручения левых уже давно успешно испытаны на КПРФ. Однако за последние годы выросло новое поколение для которого “старшие товарищи” — прошлое. С этим поколением власти тоже нужно что-то делать. Вот им и предлагается борьба с международным империализмом на деле скрывающая оппортунизм во внутренней политике. Эта идеологическая или точнее политтехнологическая ловушка, пожалуй, одна из самых опасных для современного левого движения в России».

Добавить в принципе нечего.

Добавить комментарий