Сейчас российская элита — как политическая, так и экономическая — проходит тест на реальный патриотизм. Одно дело устраивать помпезные парады и насаждать в стране настроения «осаждённой крепости», другое — поднимать из руин отечественное производство, возрождая старые и создавая новые рабочие места.
Все эти годы лишь рабочие и профсоюзные активисты боролись за сохранение и преумножение нашей промышленности, отстаивая мир работы. А элита забавлялась рассуждениями об «экономике знаний», сокращая при этом число бюджетных мест в государственных вузах, и трескотнёй о России как «энергетической сверхдержаве». Цены за баррель нефти были заоблачными. И элита, наверное, думала, что так будет вечно. Качай нефть, изображая патриотические позы — вот таким был весь её рецепт счастья.
Тем временем в базовых отраслях российской промышленности производство сократилось в разы. Множество заводов просто разрушено. При этом доля импорта в станкостроении и лёгкой промышленности превышает 90%, в тяжёлом машиностроении, радиоэлектронике, медицинском оборудовании — 80% и т. д. Вот так мы встали с колен!
В Петербурге и Ленинградской области производство буквально разгромлено. Мы потеряли «Красный треугольник», Ленинградский сталепрокатный завод, «Вагонмаш», «Трамвайно-механический завод» и многие другие предприятия. Их закрыли и разрушили вместо того, чтобы модернизировать. А те заводы, что ещё сохранились, влачат жалкое существование, сдавая помещения под офисы, склады и магазины. Чего говорить, если некогда успешный «Форд» во Всеволожске, перешёл на четырёхдневный рабочий день. Число рабочих мест на производстве сокращается, а поголовье офисного планктона увеличивается.
Как правило, заводы, построенные ещё при царском режиме, сносят, чтобы освободить место под строительство элитного жилья — для элитного жулья.
Разрушение отечественной индустрии — это не только экономическое безрассудство, если не сказать хуже — преступление. Это аморальная политика. Ведь наша страна за свою индустрию заплатила ценою больших жертв. За последние годы разрушены те предприятия, которые работали для фронта и для Победы, о которой сегодня так много вспоминают. Устраивать пышные парады и клясться в верности «поколению победителей» — это одно, а сохранять дело его жизни, то, что им создано ценою крови — это другое; это-то и есть настоящий патриотизм.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Клюнул жареный петух — Запад объявил России санкции за то, что она повела себя слишком активно в Украине, а цены на нефть резко упали. В ответ Россия ввела антисанкции и провозгласила курс на импортозамещение.
А что это такое импортозамещение, если, повторяю, доля импорта, в станкостроении и лёгкой промышленности превышает 90%, в тяжёлом машиностроении, радиоэлектронике, медицинском оборудовании — 80%? Чтобы завалить прилавки магазинов «сырным продуктом» из пальмового масла, достаточно увеличить обороты химической промышленности, что и происходит. А как заменить импорт в машиностроении?
Никакого реального импортозамещения не добиться без новой индустриализации — без возрождения и развития отечественного производства, без его модернизации, повышения его эффективности и освоения новых видов продукции. Это же ясно как белый день!
Но для того чтобы провести реиндустриализацию, нужна политическая воля. Наверняка рабочие и профсоюзные активисты готовы её проявить и впрячься в дело возрождения промышленной мощи Родины. Но готова ли на это элита? Или она опять надеется заболтать благой процесс?
Есть надежда, что в России ещё остались менеджеры-производственники и предприниматели, которым новая индустриализация просто напросто выгодна. Откинем сентиментальные рассуждения — курс на импортозамещение даёт шанс директорам и владельцам ещё не разрушенных заводов. Они повысят доходы своих предприятий, а значит, и свои собственные, а рабочие получат новые рабочие места и добьются достойного уровня жизни.
Настала пора заключить пакт между «капитанами индустрии» и рабочими. Нет ничего глупее спекуляции на идее классовой борьбы. Забастовка — не самоцель, а лишь один из способов добиться повышения своего уровня жизни и уважения со стороны работодателя. Нужно бороться за социальное государство, где интересы работников будут сочетаться с интересами бизнеса, развивающего реальный сектор экономики.
При этом борьба за достойные коллективные договоры никуда не исчезает. Но она должна переместиться из сферы протеста в область переговоров, если мы хотим добиться возрождения нашего производства не словах, а на деле. Рабочие, организованные в профсоюз, не противники, а союзники предпринимателей, которые нацелены на реальное импортозамещение, а значит – и на реиндустриализацию.
Сейчас самое время поднять знамя классового перемирия ради достижения общенациональной цели. Рабочим и производственникам нужно вместе толкать власть к новой индустриализации. Если производственная элита откликнется на рабочий жест доброй воли, значит, её патриотизм чего-то стоит. Если нет — значит, её слова не стоят ничего.
Читайте также:
Дмитрий ЖВАНИЯ. Новая индустриализация как идея рабочего протеста
Дмитрий ЖВАНИЯ. Разрушение индустрии оборачивается вырождением человечества
Дмитрий ЖВАНИЯ. Мир работы и последствия его сокращения
Дмитрий ЖВАНИЯ. Манифест тотальной революции
Дмитрий ЖВАНИЯ. Манифест рабочего социализма
Акции за сохранение отечественной индустрии:
2012
На защиту путей в Европу встали «комиссары» /
На сталепрокатном заводе протестовали против «бухла» и требовали работы /
2013 год
Комиссариат социальной мобилизации продолжает протестовать против разрушения индустрии /
Петербургский ЗакС назвали «нерабочим органом» /
«Комиссары» провели акцию против разрущения ГИПХа /
Протест против разрушения «Электросилы» /
Акция против ликвидации Сестрорецкого инструментального завода имени С. П. Воскова /
Акция против сноса «Вагонмаша» /
В Петербурге мобилизовались против закрытия трамвайного завода /
2014
У бывшего «Вагонмаша» повесили вампира-банкира /
Из кирпичей «Вагонмаша» активисты соорудили мемориал завода перед КГИОПом /