Сейчас я испытываю те же чувства, что и в 1995-м, когда либеральный режим предавал солдат, которых сам же и послал в Чечню. А вообще брезгливость и презрение, испытываемые мною в эти дни, ещё острей. Тогда режим был либеральный. И ждать от него последовательной поддержки армии, посланной им на убой, было бы наивно. Нынешний режим, его карманные СМИ, аналитики не устают клясться в любви к Родине, рассуждать о геополитических интересах России и поносить «национал-предателей».
Где все эти брутальные телеведущие, которые за последние три года поднаторели в обличении «национал-предателей»? Промолчали. Не заметили даты. Команды не получили. Конъюнктура изменилась. Помидоры важнее. Зачем ворошить прошлое, если Эдоган — вновь наш?
Два года назад турецкий истребитель сбил российский Су-24. Его командира Олега Пешкова с земли застрелили боевики, когда он спускался на парашюте, а штурмана Константина Мухантина удалось спасти, правда, ценой жизни морского пехотинца Александра Позынича, участвовавшего в поисково-спасательной операции.
Какой после инцидента поднялся вой в стане записных патриотов России! Как по команде все телевизионные трепачи, брызгая слюной и страшно вращая глазами, костерили турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Хуже и коварней человека просто не было. Мы узнали, что он по дешёвке покупает нефть у «Исламского государства» (ИГ) — террористической организации, запрещённой во многих странах мира, в том числе — и в России, и не гнушается поставками оружия этим террористам. Понятное дело, в небе над Сирией зоркие геополитики разглядели след США. Неожиданно нашими друзьями стали курды. Нас убеждали, что они — единственные настоящие союзники России в войне с террористами (не считая армии Башара Асада, конечно). Надо им российское оружие поставлять, доказывали политологи. Наиболее ретивые патриоты намекали на то, что вопрос о Проливах ещё не решён окончательно, на храм Святой Софии пора вновь водрузить православный крест, а Стамбул должен вновь стать Константинополем.
На фоне трёпа «патриотов по команде» Россия предприняла реальные антитурецкие шаги. 28 ноября 2015 года президент России Владимир Путин подписал «Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции». Российские власти ввели антитурецкие экономические санкции. Министерство иностранных дел России заявило, что в связи с «нарастанием террористических угроз с территории Турции» рекомендует российским гражданам отказаться от посещения этой страны. Российские туроператоры по команде Ростуризма прекратили продавать путёвки в Турцию.
Нашлось место и для гражданской активности. У посольства Турции в Москве прошёл антитурецкий пикет, участники которого при попустительстве полиции закидали здание дипломатического представительства камнями, яйцами, помидорами и краской.
Недалеко от моего дома работал турецкий магазинчик, к витрине которого была приклеена надпись: «Кожаные изделия из Турции — недорого». После начала «патриотической кампании»за Проливы и Константинополь эта надпись исчезла, вскоре и магазинчик закрылся.
Я не имею ничего против водружения креста над Святой Софией, да и Стамбул, я считаю, должен получить какой-то особый международный статус, перестать быть чисто турецким городом. О курдской пешмерге я самого высокого мнения. Отважные люди. И если честно, я рассчитывал, что от резкого ухудшения российско-турецких отношений курды выиграют — Россия им действительно будет поставлять оружие, в том числе тем отрядам, которые воюют на территории Турции. Но я был наивен. Какой крест и какая София, какие курды…
24 ноября 2017 года центральные российские СМИ не напомнили о гибели Олега Пешкова и Александра Позынича, как и об инциденте, который произошёл два года назад. Ведь за это время российско-турецкие отношения нормализовались, они даже лучше стали — Россия поставляет теперь Турции зенитно-ракетные системы, а 1 ноября Россельхознадзор разрешил ввоз турецких томатов. Траурные мероприятия, посвящённые герою, прошли только в городе, где он служил — в Липецке, в частности, в школе, названной его именем, открыли его бюст. Об этом было несколько заметок в местной прессе.
А где были все эти специалисты по вращению глаз и грозным выкрикам? Где были все эти брутальные телеведущие, которые за последние три года поднаторели в обличении «национал-предателей»? Промолчали. Не заметили даты. Команды не получили. Конъюнктура изменилась. Помидоры важнее. Зачем ворошить прошлое, если Эрдоган — вновь наш? Кто старое помянет, тому глаз долой. И в этом — всё блядство казённого патриотизма. Есть команда — люди буквально заматываются в георгиевские ленточки и костерят тех, на кого им указали, как на врагов России. Нет команды — сидят с языком в одном месте.