Если честно, у меня всё реже появляется желание «высказываться на злобу дня». Из чувства нонконформизма. Фейсбучная культура приучает людей с претензией на репутацию ЛОМа (лидера общественного мнения) каждый день что-то «выдавать в ленту». И мало у кого из них эта выдача получается удачной. Чаще люди просто «дуют в лужу».
У меня точно не получится стать «звездой фейсбука». Из-за моего отношения к такой тонкой материи, как текст. В тексте должна быть мысль, а интересные мысли рождаются не слишком часто. Во всяком случае — в моей голове.
Я это вот к чему. Откровенно говоря, я удивился реакции либеральной общественности на концерт, сыгранный оркестром Мариинского театра в освобождённой от исламистов Пальмире. Мне всё равно, какие цели преследовали Путин и Кремль, отправляя музыкантов в район боевых действий. Хотя эти цели понятны – но и их просто скучно обсуждать. Для меня важна сама красота жеста.
Что символично: Мариинский оркестр дал концерт именно в том месте, в древнем амфитеатре, где изверги из ИГИЛа, проводили массовые казни, снимая их на видео. Музыканты, эти сугубо мирные люди, которые часто ничего тяжелее своего инструмента не поднимают, поехали туда, где стреляют, взрывают, убивают, чтобы сыграть для солдат и представителей различных военных миссий шедевры мировой классики. Они, кем бы они ни были, заслуживают уважения и поощрения за это. Миллиарды, отложенные в офшорах, пока ещё никто не сумел забрать на тот свет. И Ролдугин бы не забрал, если бы его вместе с оркестром убило бы взрывом исламистской ракеты. У меня нет причин любить маэстро Гергиева. Но за концерт в нескольких километрах от линии фронта с силами, которые будто бы вырвались из преисподней, я его уважаю. Это достойный поступок, который следует приветствовать в мире, где наблюдается дефицит мужественности.
Но фейсбучные комментаторы из числа либералов лишь ёрничали по поводу музыкального вояжа оркестра Мариинского театра. С видом знатоков они утверждали, что музыкантам ничего не угрожало, так как их охраняли вооружённые до зубов спецназовцы, а в районе Пальмиры боевые действия не ведутся. Я хотел тогда ответить на все эти выпады. Но не стал этого делать. Злоба дня и суета!
Для меня не секрет, что даже потухшая горячая точка может разогреться очень быстро. Это мне подсказывает как история, так и личный опыт. А Сирия сейчас — это просто какой-то филиал ада. Ситуация в этой стране может перемениться в одночасье. Можно прилететь в Дамаск и… так и остаться в этом прекрасном городе. А чего уж говорить о Пальмире.
После концерта в Пальмире я подумал: «Наверняка на этот концерт боевики чем-нибудь ответят». И вот, пожалуйста, свежая новость: «Боевики из ИГ захватили объекты в районе Пальмиры». Исламисты «пытаются прорваться к населённому пункту Хаватима, откуда они смогут развернуть наступление на Пальмиру».
Сирийское агентство САНА успокаивает: «Военно-транспортные средства террористов с установленными на них пулемётами и орудиями были уничтожены к западу от месторождения Махр, а также к востоку от месторождения Джезаль и в Хнейфисе в окрестностях Тадмора (Пальмиры) правительственными ВВС». Однако всё равно тревожно. «Все три объекта — месторождения Шаер, Махр и Джезаль, вокруг которых идут бои, — имеют стратегическое значение. Газ поступает с них на ТЭЦ в Хомсе и Дамаске, которые снабжают электроэнергией центральные и южные регионы страны», — сообщают авторы заметки.
Меньше, чем через неделю после концерта Исламское государство попыталось вернуть контроль над Пальмирой. Рисковали наши музыканты или нет? Заслуживает их поступок одобрения? Или их следует осуждать только за то, что их концерт предваряло видео-обращение Путина? Путин рано или поздно уйдёт, не на пенсию, так в мир иной (как и все мы), а память о концерте петербуржцев в израненной легендарной Пальмире останется. Сам концерт станет легендой. История пишется красивыми жестами.