Заявления о нахождении твоей партии в высшей политической лиге превращаются в скучные мантры, если присутствие твоей партии в органах власти не увеличивается. Да и что это такое – высшая лига?
Я люблю футбол и слежу за всеми ведущими европейскими чемпионатами. В каждом из них есть команды, которые не ставят перед собой высоких целей. Они довольствуются ролью крепких середнячков элитного дивизиона, набирая определённое количество очков – достаточное, чтобы не оказаться в компании неудачников. Им – лишь бы не вылететь. Конечно, такая стратегия имеет право на существование. Но такие клубы не за что уважать. Уважают дерзких, смелых, а то и безрассудных. Кто, например, ожидал, что чемпионом Франции в сезоне 2011-2012 станет скромный клуб «Монпелье», обойдя столичный клуб с бездонным бюджетом – «Пари Сен-Жермен»? Да, сейчас «Монпелье», занимая 15-е место, находится в зоне вылета из французской футбольной элиты. Но даже если эта команда вылетит из «Лиги-1», кто её осудит за то, что сезоном ранее она, перенапрягая свои силы, совершила исторический прорыв? «Безумству храбрых поём мы песню»…
Председатель «Справедливой России» Николай Левичев, подводя неутешительные для своей партии итоги Единого дня голосования 14 октября, заявил, что «в России остаётся “высшая политическая лига” из четырёх парламентских партий, которые преодолевают 7-процентный барьер во всех случаях, когда выборы проходят по пропорциональной или смешанной системе».
Однако чего стоит нахождение в этой «высшей лиге», если во всех 77-ми регионах, где проходило голосование, победила «Единая Россия»? На Дальнем Востоке, где перед выборами побывал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, итоги гражданского волеизъявления должны обескуражить тех, кто надеется на перемены – представители «Единой России» победили здесь в большинстве муниципальных образований. «Городская Дума Петропавловска-Камчатского – в Думе будет 81% единороссов. На выборах городской Думы Владивостока можно отметить низкую явку. В итоге около 60% депутатов будет от “Единой России”. Что касается глав муниципальных районов, Соболевский район Камчатского края – победил представитель «Единой России». В Ванинском районе Хабаровского края – самовыдвиженец. В Амурской области в Октябрьском и Шимановском районе – представители “Единой России”, в Магаданской области в двух округах – также представители этой партии», – сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель Президента РФ в ДВФО Виктор Ишаев.
Я сейчас не буду разбирать механизмы фальсификаций. Было и так ясно, что «Единая Россия» применит все те жульнические методы, которая она использовала не раз, и не два: «карусели», вбросы, создание «домов-призраков», оживление «мёртвых душ». Но каждый раз проигравшие лишь брюзжат, мол, у нас украли голоса, а потом соглашаются с отведённой им ролью ворчунов – лишь бы не выпасть из «высшей лиги».
Сейчас недовольные члены политической «высшей лиги» России сетуют на то, что власть делает всё, чтобы явка на выборы была низкой. «Интерес к выборам падает», – первым делом констатировал Николай Левичев, выйдя к журналистам 14 октября, и привёл цифры явки на местных выборах: в Петропавловске-Камчатском на 18:00 она составила 15,9%, во Владивостоке – 12,9%. «Это говорит о том, что гражданам, по большому счёту, всё равно, кто будет руководить на местном уровне», – сказал Николай Левичев. По его мнению, волна гражданской активности, которая была заметна в столице и других крупных городах по итогам выборов в Государственную Думу и президентских выборов, до Дальнего Востока не докатилась. По словам парламентария, если бы явка на выборах была высокой, фальсификации не принесли бы существенного эффекта.
Оппозиционный политолог Александр Кынев считает, что «общая стратегия власти на этих выборах – работа на снижение явки путём минимизации агитации и использования скандальных технологий, дискредитирующих голосование в глазах избирателей».
Да, интерес граждан к выборам упал. 14 октября мы в этом убедились. Однако вина в этом лежит не только и не столько на власти, сколько на оппозиции из «высшей политической лиги». Так, во Владивостоке, где на выборы глав и депутатов представительных органов муниципальных образований пришло всего 7,72% избирателей, живут отнюдь не аполитичные «огородники». Все, кто следит за событиями, помнит, что в декабре 2008 года в этом городе прошли массовые волнения из-за повышения пошлин на ввоз в Россию импортных машин. Борьба за честные выборы могла бы легко воодушевить дальневосточников. Но именно борьба, а не недовольный глухой бубнёж думской оппозиции про украденные голоса.
4 декабря 2011 многие люди проголосовали против «Единой России». Они надеялись, что те, кого они поддержали, будут отстаивать их волеизъявление. Но этого не произошло. Ни одна из партий, у которой «ЕдРо» украла голоса, не пошла на обострение конфликта с властью. Ведь это обострение могло обернуться потерей места в «элитном дивизионе». И обворованные решили, что лучше «подарить свои очки». А для того, чтобы массы тебе верили, нужна смелость, смелость и ещё раз смелость. Нужна дерзость, неожиданные предложения, например, о формировании альтернативного парламента из оппозиции.
4 марта для думской оппозиции прозвучал первый тревожный гудок – лидеры КПРФ и «Справедливой России» на президентских выборах получили меньше, чем рассчитывали. И вот 14 октября те, кто честней, признают своё поражение. «Давным-давно нужно было ввести графу “против всех” в бюллетени, – заявил Сергей Миронов на пресс-конференции в «Интрефаксе» 15 октября. – Я вас уверяю, явка резко возрастёт, потому что многие люди не верят партиям, многие люди разочаровались во власти, но это люди с активной гражданской позицией, и когда графа была в бюллетенях, они приходили, голосовали против всех».
А те, у кого не хватает смелости публично признавать очевидное, заявляют, что выборы 14 октября показали «просветление настроений граждан». Лидер КПРФ Геннадий Зюганов выдаёт желаемое за действительное: мол, «усилился левый поворот», «люди не желают участвовать в нечестных выборах». Левый поворот усиливается, это точно. Только вряд ли партия Зюганова будет за рулём процесса.
Отрицать важность наличия левой оппозиции в Думе было бы глупо. Будем надеяться, что она извлечёт уроки из поражения 14 октября и станет решительней. Её ведущие представители уже поняли, что судами делу не поможешь. «Важно грамотно действовать во время избирательной кампании и в ночь подсчёта голосов. Всё, что не сможешь отстоять во время фиксации результата, потом не вернуть», – признал председатель «Справедливой России» Николай Левичев. Он напомнил, что в Страсбургском суде до сих пор рассматривается жалоба КПРФ по итогам выборов в Государственную Думу 2003 года.