То, что традиция праздновать 1 мая как День международной солидарности трудящихся родилась после трагедии в Чикаго, знают многие. 1 мая 1886 года 80 тысяч рабочих Чикаго покинули заводы и вышли на демонстрацию с тем, чтобы добиться 8-часового рабочего дня. 3 мая они провели митинг, его оцепила вооружённая полиция. Из толпы в полицию полетела бомба, от взрыва которой семь погибли семеро полицейских, а 30 стражей режима получили ранения. Полиция открыла огонь по рабочим, а на следующий день арестовала лидеров стачки – восьмерых анархистов. 11 ноября их казнили. Это информация известна даже начинающим активистам.
Но далеко не все знают о трагедии, которая разыгралась на севере Франции, в городке Фурми, через несколько лет – 1 мая 1891 года. Здесь местный комитет Французской рабочей партии Жюля Геда и Поля Лафарга призвал к мирной первомайской демонстрации, соблюдая «спокойствие и единение». «Никаких беспорядков, — призывала прокламация. — Осуществления справедливых требований рабочих надо добиваться силой разума». Демонстрация совпала с традиционным местным праздником Зелёной пасхи. В этот день сажали молодые деревья, влюблённые дарили друг другу зелёные ветки, устраивались гулянья и танцы.
1 мая 1891 года после полудня небольшая процессия, человек двести, приблизилась к церковной площади Фурми. В толпе в основном веселилась молодёжь, было много детей. Впереди несли флаг. Но вовсе не красное полотнище коммунаров. Над толпой развевался национальный трёхцветный флаг. Впереди шла, танцуя, очаровательная восемнадцатилетняя девушка Мари Блондо. Она весело размахивала зелёной веткой, которую утром ей, по обычаю, подарил жених.
Внезапно церковная площадь огласилась громом ружейного залпа. Впервые знаменитые лебелевские винтовки стреляли по живым мишеням. Ими оказались французские дети, женщины, рабочие. Офицер Шапю отдал приказ стрелять по толпе без предупреждения. Десять человек убитых наповал, более тридцати серьёзно раненных остались лежать на мостовой. Голова несчастной Мари Блондо была раздроблена несколькими пулями. Эмилю Корнейлю едва исполнилось одиннадцать лет, пуля разорвала его грудь… Когда его, мёртвого, раздели, у него в кармане нашли волчок…
Столкновения произошли в Лионе, Бордо, Роане, Сен-Кантене, Шарлевилле.1 мая 1891 года открыло новый этап в движении французского пролетариата. «Поднимается и приходит к завоеванию власти четвёртое сословие», — мрачно пророчествовал в те дни буржуазный радикал Жорж Клемансо.
Если в споре с вами либералы вновь заговорят о «бандитском большевизме» и «кровавых чекистах», напомните им, что сделала демократическая французская республика с 11-летним Эмилем Корнейлем и 18-летней Мари Блондо в день Зелёной пасхи 1 мая 1891 года… Она так боялась рабочего восстания, что убила мальчика с волчком в кармане и девушку с зелёной ветке в руке.