СМИ сообщают: у здания Российской национальной библиотеки активисты, противники превращения знаменитой петербургской «публички» в «прибыльное предприятие», стоят с плакатами: «Стыдно “гулять” в Публичной библиотеке», «Наша Публичка — не публичный дом», «Кушать продано», «Неприятного аппетита», «Библиотека – не вагон-ресторан», «Господин Вислый, чемодан — «Сапсан» — Москва». Этими плакатами они встречают гостей банкета, проходящего в здании РНБ по случаю якобы 100-летнего юбилея «Ситибанка».
Согласно распоряжению, подписанному генеральным директором РНБ Александром Вислым, сотрудники библиотеки должны организовать доступ гостей в здание, а также провести экскурсии для участников. При этом начальнику отдела кадров предстояло оформить сверхурочные и работу сотрудников в ночное время.
Как сообщают участники акции, кейтеринговые службы (занимающиеся организацией банкетов, фуршетов и доставкой блюд) и музыканты приехали в библиотеку около 16:00. Дело в том, что организаторы мероприятия, узнав об интересе горожан к банкету из публикаций СМИ, решили осуществить завоз заранее.
По словам активистов, ни обслуживающий персонал, ни сотрудники банка никак не реагировали на их протесты, а просто открывали двери и входили внутрь. Вход в библиотеку осуществляется со стороны Садовой улицы, 18 и площади Островского 1/3.
Очевидцы сообщают, что все необходимое в библиотеку занесли «стремительно».
Напомним, что петербургская общественность обеспокоена «безумными проектами» Вислого, по которым, в передаче петербургского публициста Михаила Золотоносова, «надо книги выкинуть, после чего в главном здании начнётся реконструкция». Из бывших читальных залов «увезут книги и воссоздадут первоначальный вид, который Вислый называл императорским. На стенах появятся портреты российских царей, а комнаты украсят историческими картинами и скульптурами. Так здание на Невском станет библиотекой-музеем. <…> Наша мечта – чтобы человек приходил в библиотеку, как в музей». «Вислый даже не понимает, что если тут не будет книг Основного русского фонда, то это уже не будет библиотекой! Да и музеем тоже не будет», — верно замечает Золотоносов.
Нельзя не отметить, что те же самые люди, которые борются сейчас против «безумных планов Вислого» одновременно выступают против передачи Исаакиевского собора в управление Русской православной церкви… исходя (во всяком случае — в публичном пространстве) из рыночных соображений…
Я полностью на стороне протестующей общественности. И готов поддержать её всеми силами. Я сам писал в «Публичке» диссертацию о народнических планах модернизации России, и это были одни из лучших лет моей жизни. Я всё ещё помню этот особый запах — книжный аромат читальных залов (он, если честно, выветрился после реконструкции). В них до последних дней своей жизни занимался и мой отец… И вот эти читальные залы отданы под банкет, под праздник «большой жратвы».
Но, на мой взгляд, то, что в Публичной библиотеке, которая служила интеллектуальным штабом многих поколений русском интеллигенции, проводится банкет в честь банка, очень символично.
В мире неолиберализма единственной ценностью являются деньги. Идеолог неолиберализма Жак Аттали ещё в начале 1990-х утверждал: «всемогущество денег — самый справедливый порядок правления». И наши доморощенные либералы согласно кивали головой, слушая подобные заявления, необязательно из уст Аттали — глашатаев идеи «свободного рынка» было в своё время предостаточно. Часть из них сейчас борется против фактической ликвидации Публичной библиотеки, не понимая, видимо, причинно-следственной связи между рынком с его маниакальной идеей капитализации всего и вся и этой ликвидацией.
В неолиберальном мире, по Аттали, человек — это придаток к кредитно-регистрационной карточке, кочевник в глобальном разделении специальностей, профессий — без семьи, без родины. Так что всё логично…
Нельзя не отметить, что те же самые люди, которые борются сейчас против «безумных планов Вислого» одновременно выступают против передачи Исаакиевского собора в управление Русской православной церкви… исходя (во всяком случае — в публичном пространстве) из рыночных соображений, без конца подсчитывая прибыли нынешнего соборного музея и то, сколько он отчисляет денег в бюджет и т.д.
Наши прекраснодушные либералы, защищая сейчас, по сути, сакральность «храма человеческой мысли», каким является библиотека, особенно такая, как петербургская «Публичка», выглядят довольно нелепо после того, как они много лет ехидно высмеивали всё сакральное. Да они и сейчас продолжают это делать, когда дело касается христианства.
Есть простая поговорка: «За что боролись, на то и напоролись». Боролись за «свободный рынок»? Получите банкирский банкет. Чтобы против всего этого бороться, нужно заряжаться другой идеологией, не либеральной, идеологией, где есть сакральные понятия.