Непатриотичные жесты российских шоуменов и артистов вызвали бурное обсуждение. Одни их осудили, другие поддержали, третьи – вошли в их положение. Я, если честно, не понимаю, например, переполоха по поводу Ивана Урганта. Но я из поколения, которое не смеётся. Поэтому мне всё равно: будет Ургант на телевидении по вечерам или нет.
Зато я с детства хоккейный болельщик. Если всех нормальных детей кормили с ложки за бабушек, дедушек, мам и пап, а также кошечек и собачек, то я питался исключительно за Владислава Третьяка, Анатолия Фирсова, Валерия Харламова и других хоккеистов советской сборной образца 1972 года. Для меня, советского мальчика, наши хоккеисты были отрядом воинов, богатырями, витязями – тоже в доспехах, но вместо мечей – клюшки, которые защищают честь нашей огромной страны. И это восприятие было верным.
Оставаться в Америке наши хоккеисты начали только в годы перестройки. Первым предал Александр Могильный: 9 мая 1989 года он, 20-летний игрок ЦСКА, а значит – военнослужащий Советской Армии, попросил политического убежища в США, тем самым он изменил присяге. Причём, по его же словам, он решился на побег не для того, чтобы попробовать свои силы в «сильнейшей хоккейной лиге мира», как принято думать об НХЛ, а исходя из материальных соображений. «Я был олимпийским чемпионом, чемпионом мира, трёхкратным чемпионом СССР. При этом не имел даже метра жилья. Кому нужна такая жизнь? И эти грамоты с медалями?» – объяснял он свой поступок 22 года спустя.
Сейчас идёт чемпионат мира по хоккею, следить за которым большого смысла нет – нашей сборной запретили в нём участвовать из-за российской СВО на Украине и в Донбассе. Но я слежу за новостями на трансферном рынке: что делать – болельщик. По правде сказать, когда началась наша СВО на Украине, я наделся, что все наши талантливые молодые игроки останутся дома, в КХЛ: всё же некомфортно играть в странах, где Россию считают источником мирового зла. Это было очень наивно с моей стороны.
Вот буквально свежая новость. Петербургский СКА покидает Андрей Кузьменко, чтобы в следующем сезоне попробовать свои силы в Северной Америке в одном из клубов Национальной хоккейной лиги (пока неизвестно – в каком). Андрей красиво простился с командой и петербургскими болельщиками. «Питер – мой маленький северный рай! До новых встреч и новых побед!» – написал он, москвич по рождению. Приятно. Но разве из рая покидают?
Вратарь СКА и молодёжной сборной России Ярослав Аскаров уже подписал контракт с американской командой «Милуоки Эдмиралс», фарм-клубом «Нешвилл Предаторз». То есть человек предпочёл играть в одной из низших лиг Северной Америки, Американской хоккейной лиге (АХЛ), а не в российской КХЛ.
Во время последнего розыгрыша Кубка Гагарина команды КХЛ покинули многие финские и шведские игроки из-за нежелания оставаться в «стране-агрессоре». Но ни один российский игрок НХЛ не уехал из Северной Америки в знак солидарности со своей страной и её Верховным главнокомандующим. А ведь некоторые российские игроки НЛХ записались в своё время в Putin team, в том числе капитан «Вашингтон Кэпиталз» Александр Овечкин. Но Овечкин ставит перед собой цель «догнать Великого», то есть Уэйна Гретцки, в бомбардирской гонке. «Великий» забросил 894 шайбы, Овечкин пока «настрелял» 780. В этом, прошедшем для «Ови» сезоне («Вашингтон» вылетел из розыгрыша Кубка Стэнли), он забил 50 голов. Значит, чтобы догнать «Великого», Овечкин должен ещё сыграть минимум два сезона в НХЛ. Это к тому, что возвращаться в Россию он не собирается.
Российские игроки есть во всех командах, которые продолжают биться за Кубок Стэнли. А это значит, что кто-то из них как игрок команды-победительницы будет на приёме Джо Байдена в Белом доме (по традиции президент США встречается с очередными обладателями главного хоккейного трофея Северной Америки). И этот кто-то пойдёт по проторенной дорожке – проторенной игроками команды «Тампа-Бэй Лайтнинг» и сборной России вратарём Андреем Василевским, нападающим Никитой Кучеровым и защитником Михаилом Сергачёвым. В конце апреля Джозеф Байден принимал «молний» из Тампы по случаю их побед в Кубке Стэнли. «Тампа-Бэй Лайтнинг» трижды завоёвывала этот трофей: в 2004-м, 2020-м и 2021 годах. Однако за это время «молнии» так и не попали в Белый дом. В сезоне-2003/2004 из-за локаута, а в 2020-м из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса. И вот наконец они встретились с Джо Байденом.
Интересно, что чувствовали наши игроки, пожимая кисть старика Джо? Апрель 2022 года. Одни наши парни сражаются в Мариуполе, под Авдеевкой, в Марьинке, под Харьковом, горят в танках и БТР, их разрывают на части снаряды и мины ВСУ, а другие наши парни, которые надевали на себя свитер с двуглавым орлом, шутят с главой государства, которое поставляет оружие Украине, вводит против России санкции, делает всё, чтобы на Украине погибло как можно больше русских солдат. Приём в Белом доме – это такое предложение, от которого нельзя отказаться? Наши они парни после этого? На их фоне те финны и шведы, которые убежали из России, когда началась СВО, выглядят более достойно.
Я не варюсь в хоккейном мире. Но создаётся впечатление, что для любого нашего мальчика, надевшего коньки и взявшего в руки клюшку, предел мечтаний – играть и побеждать в НХЛ. Не завоёвывать титулы для своей страны, для России, побеждая на олимпиадах и чемпионатах мира, а выиграть Кубок Стэнли. Наши хоккеисты уезжают за океан при первой возможности. Парнями, как правило, не движет исключительно корысть. Порой наоборот. Некоторые выкупают свои контракты, заключённые с российскими клубами, лишь бы уехать в НХЛ. Так, например, поступил Сергей Плотников. Тот же Ярослав Аскаров наверняка потеряет в зарплате, перейдя в «Милуоки Эдмиралс»: в АХЛ зарплаты ниже, чем в ведущих клубах КХЛ. Но для него игра за фарм-клуб – шаг в реализации заветной мечты попасть в НХЛ. Деньги и слава придут потом. Или не придут.
Я не осуждаю игроков. Они – продукт той среды, в которой они выросли. Российской хоккейной среды, которой утвердился культ НХЛ. Да и прощают в России тех, кто выбрал НХЛ. Так, дезертир Александр Могильный входит в правление Ночной хоккейной лиги, которая устраивает гала-матчи с участием главы российского государства и министра обороны России.
Я не осуждаю хоккеистов. Но и не жду от них многого. Ведущие хоккеисты получают миллионы. Долларов. Но что-то пока нет информации, чтобы кто-то из них пожертвовал деньги на нужды армии РФ и ополчений Донбасса. За это же под санкции можно попасть, в США не пустят. Вот украинские футболисты жертвовали «героям АТО». За это, правда, под санкции не попадают. Пока не попадают.
Один мой хороший знакомый назвал спортсменов «солдатами гибридной войны». То, что большой спорт – одна из форм политики, сомнений не вызывает. Некоторые наши спортсмены действительно ведут себя как настоящие солдаты. Но это точно не игровики, и совершенно точно – не наши хоккеисты. Они – дезертиры гибридной войны.
Дмитрий Жвания
Текст опубликован на сайте “Родина на Неве” 16 мая 2022 года