Социалист Франсуа Миттеран, который стал президентом Франции в мае 1981 года, заявил: «Иммиграция — это шанс» (L’immigration est une chance). Французы любят играть словами. Слово chance переводится с французского языка на русский и как «возможность» — тогда встаёт вопрос: какие возможности открыла миграция для той же Франции, и одновременно как «удача», «счастье». Если так, то Миттеран намекал на то, что иммигранты осчастливят Францию, то раs de chance. Не повезло.
Французского писателя, путешественника и искателя приключений Жан Распая, задолго до того, как Франсуа Миттерна обосновался в Елисейском дворце, в один из дней 1972 года посетило видение, когда он глядел в окно на Средиземное море. На горизонте он разглядел «миллион бедных, убогих, вооружённых только их слабостью и количеством, сокрушённые страданием и нищетой, обременённые голодными коричневыми и чёрными детьми, готовые высадится на нашу землю, авангард бесчисленных масс, тяжело давящих на все части нашего усталого и сытого Запада». «Я буквально видел их, видел страшную проблему, которую они представляют, проблему абсолютно неразрешимую внутри наших моральных стандартов, — вспоминает Распай. И он понял, что вопрос стоит так: «Дать им высадиться, значит уничтожить нас. Не пустить — уничтожить их».
Это видение подвигало Распая на написание романа «Лагерь святош». Сейчас 92-летний писатель, считая, что его видение стало пророческим, призывает европейцев «ужесточить сердце и убить в себе любого рода сострадание», чтобы не утонуть в миграционном потопе.
При первом взгляде на ситуацию Распай действительно предстаёт пророком, а Миттеран — либо наивным мечтателем, либо циничным краснобаем. В XXI веке миграция приобрела масштабы нового переселения народов. Европейские страны затапливают потоки беженцев и искателей лучшей жизни. Облик Старого континента стремительно меняется.
Однако, может быть, наплыв иммигрантов действительно даёт европейцам шанс… шанс осознать себя: вспомнить свою историю, пересмотреть политические и жизненные ценности, изменить свой образ жизни, отказаться от того, без чего они сейчас не представляют своё существование? Не об этом ли говорит философ Ален де Бенуа, когда отказывается считать иммигрантов «угрозой европейской идентичности»? «Поразительно видеть, как проблема идентичности у определённых кругов ставится в зависимость исключительно от иммиграции. Главная, если не единственная, «угроза», которой подвергается национальная идентичности французов, будто бы исходит от иммигрантов. При этом не учитываются факторы, которые повсюду в мире, и в странах, где много иностранных рабочих, и в странах, где их нет вообще, вызывают размывание коллективных идентичностей: примат потребления, вестернизация нравов, насаждение однородности через масс-медиа и др.», — пишет философ.
Размышления над этими проблемами актуальны и для жителей России, города которой (и не только города) заполняют выходцы из Средней Азии. Только в одном Петербурге ныне проживают около одного миллиона граждан Узбекистана. А ведь есть ещё таджики, киргизы…
Иммиграция, будучи следствием глобализации, стала глобальной проблемой, которая всё чаще отражается в искусстве: литературе, кино, живописи.
Проблема есть. Стоит она остро. Но дальше вопрос: а делать-то что? Прежде чем что-то делать, нужно понять — что? А чтобы понять — нужно проговорить. Этим и займутся участники дискуссионного клуба «Родина на Неве» 22 ноября в Библиотеке роста и карьеры (Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 150, между на станциями метр «Московские ворота» и «Электросила»).
Ведущий дебатов — кандидат исторических наук, журналист Дмитрий Жвания.
Начало — в 19 часов.
Дебаты будут сопровождаться отрывками из фильмов, в которых затрагивается иммиграционная тема:
«Последний урок» (Франция, 2008, режиссёр Жан-Поль Лильенфельд, в главной роли Изабель Аджани);
«Класс» (Франция, 2008, режиссёр Лоран Канте);
«Как Бог прикажет» (Италия, 2008, режиссёр Габриэль Сальваторес);
«Бьютифул» (Испания, 2010, режиссёр Гонсалес Иньярриту, в главной роли Хавьер Бардем);
«Вещи этого мира» (Италия, 2011, режиссёр Франческо Патьерно);
«Ли и Поэт» (Италия, 2011, режиссёр Андреа Сегре).