Александра МАХОВА, аспирантка факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
Цыгане и иммигранты-мусульмане являются самыми многочисленными этническими меньшинствами в Европе. Проживание этих двух групп здесь выливается в две насущные проблемы — «цыганскую» и «проблему интеграции иммигрантов». Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что европейцы сами приложили руку к «цыганской проблеме».
Распространенный среди цыган лозунг «Мы ищем свой путь к прогрессу», многое объясняет. Ошибка европейцев — стремление сделать из них обычных граждан, которые ходят на работу и являются носителями усредненной западной культуры с её фастфудами, поп-музыкой и кока-колой. Цыгане — особенный народ, с редким для нашего времени менталитетом кочевников. В разных странах их называют по-разному – цыгане, синди, ромалэ, мануши, житаны, джипси. Сами они предпочитают называться рома. Ром в переводе с цыганского — человек.
В большинстве случаев цыгане имеют гражданство Румынии, Болгарии, Испании и Словакии. Несмотря на ряд программ ЕС по интеграции цыганского меньшинства, они остаются неадаптированными к жизни европейского общества и продолжают вести бродячий образ жизни. Порой они пренебрегают правами собственности и государственными границами.
В связи с низким уровнем образования цыгане могут выполнять ограниченное количество работ. Преобладает занятость в сельском хозяйстве. Зачастую же они предпочитают собирать милостыню, сохраняя свою «свободу». Только треть из них посещает школы, оставаясь на второй год несколько раз. Чаще всего они так и не получают аттестаты. Но даже не из-за слабой интеграции цыган общество считает цыганский вопрос острой проблемой. Сложности создают антисоциальные привычки рома, их склонность к нелегальной деятельности. Воровство, проституция, мошенничество, прошение милостыни — обычные занятия для этого народа. В обществе укоренился стереотип, что преступность у цыган в крови. Они плохо уживаются с остальными европейцами, в их поведении превалирует неуважительная манера общения. Проблема ещё заключается в том, что для них нормы закона, поведения и морали ровным счетом ничего не значат.
На цыган выделяется огромная часть социальных пособий, и это вызывает недовольство у остального населения. В Болгарии, например, на них тратится свыше 50% социальной помощи (1). Цыгане не регистрируют официальный брак, поэтому молодые мамы (которые сами ещё не достигли возраста половой зрелости) числятся матерями-одиночками. На практике это означает, что 11–18-летняя мать получает детское пособие на себя (так как сама ещё ребенок), на своего ребенка и пособие матери-одиночки (2).
Невзирая на общую слабую социальную адаптацию, рома хорошо разбираются в системе социальных льгот и иных возможностях. Ярким примером являются путешествия цыган в Данию. Приезжая на выходные целыми семьями, они запрашивают политического убежища. Так как в выходные государственные органы не работают, им предлагают подождать до понедельника. В соответствии с законами Дании, людям, ожидающим решения государственных органов, предоставляются деньги на питание и проживание. На эти деньги цыгане совершают покупки. Получив в понедельник отказ в предоставлении убежища, они уезжают назад в страны, гражданами которых являются (3).
Но, несмотря на всю неприятную специфику, цыгане несут лишь краткосрочную криминогенную опасность, не обладая таким мощным культурным потенциалом, как иммигранты-мусульмане. Именно воздействие мусульман наиболее разрушительно для европейской цивилизации. А в основе этого потенциала лежит религия — ислам. Если даже цыгане и исповедуют ислам, то в силу своих особенностей, не углубляются в религию. Их образовательный уровень, как правило, не позволяет им прочитать Коран и выучить его наизусть, как это делают правоверные мусульмане. Целью цыган не является распространение ислама среди исконно христианского населения, как это происходит сегодня, например, во Франции. Цыгане крайне редко женятся на нецыганках, в отличие от европейских и российских мусульман. При этом женщина-христианка, заключающая брак с правоверным мусульманином, автоматически принимает ислам.
В результате идеологической обработки сейчас становятся всё более частыми случаи, когда французы принимают ислам, а французские девушки начинают одеваться, как мусульманки. За примерами далеко ходить не надо: одним из организаторов теракта в Волгограде был боевик Дмитрий Соколов — завербованный исламскими фундаменталистами русский студент.
С цыганской преступностью можно справиться с помощью закона и введения образовательных программ. Сами цыгане обладают в целом нерелигиозной культурой. В основе их сознания лежит ментальность кочевников, которую они не имеют целью распространить на остальных граждан Европы. Да и по большому счёту европейское общество воспринимается ими просто как «внешняя среда» и «возможность заработка». Они не навязывают свои религиозные или какие-либо иные порядки другим европейским гражданам. Они также не требуют через административные органы, чтобы все европейские женщины надели широкие длинные юбки и учились танцевать цыганские танцы.
В то время как мусульмане Европы всё чаще выступают с требованиями о введении «особых правил». Например, раздельных часов посещения бассейна для мужчин и женщин. В отличие от религии ислама, у цыганской культуры нет цели «завоевания мира». Цыгане не выдвигают местным властям требования сделать цыганские праздники официальными на государственном уровне, как это делают мусульмане. Негативная специфика ромов заключается лишь только в том, что в силу своих нравов они «застряли» в цивилизационном развитии, а это обуславливает то, что они оказываются вне закона.
Интеграцию цыган в европейское общество усложняет этноцентризм коренного населения, то есть склонность оценивать другие народы через призму своих ценностей. И более того, европейцы признают свою культуру эталоном. Поэтому решение цыганской проблемы в Европе невозможно не только без повышения образовательного уровня этого народа, но и без преодоления этноцентризма европейцев. Николай Бессонов приводит данные социологического опроса, который проводился среди граждан стран Восточной Европы. Им задавали следующий вопрос: «Кого бы вы не хотели видеть своими соседями?». 78% ответили, что цыган, 66% — арабов, 53% — чёрных (4). Таким образом, цыгане являются самой презираемой народностью в Центральной и Восточной Европе, и это подтверждает тезис об этноцентризме восточноевропейского населения. Но в отличие от иммигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки цыгане — коренные жители государств Восточной Европы, а также их граждане. Поэтому решение цыганской проблемы не входит в сферу иммиграционной политики, и депортация их куда-либо за пределы Восточной Европы невозможна.
Помимо специфики цыганского менталитета другой объективной стороной цыганской проблемы является дискриминация цыган. Она проявляется во многих аспектах. В мягкой форме она выражается в том, что цыгане имеют затрудненный доступ к здравоохранению, образованию, трудоустройству. Например, цыганских детей часто отправляют в школы для умственно-отсталых за неуспеваемость. Известны и случаи, когда родители «белых» учеников отказывались, чтобы их дети ходили в один класс с цыганскими детьми (5). Зачастую также нарушается и свобода передвижения цыган. Эти случаи зафиксированы во множестве документов Европейского Союза и научной литературе. Однако существуют и более жёсткие формы дискриминации этого народа. В частности, известны случаи стерилизации цыганок. Конечно, не насильственная стерилизация, как это было во времена Второй Мировой войны, а формально добровольная. Цыганки судятся на предмет того, что врачи, пользуясь их малограмотностью, не достаточно чётко разъясняли им последствия операции (6).
Нередко местные жители или крайне правые экстремистские группировки устраивают цыганские погромы. Зачастую, правда, погромы провоцируются самими цыганами. Например, крупный погром произошел в Болгарии в посёлке Катуница близ Пловдива. Антицыганская акция стала ответом на гибель 19-летнего болгарина Ангела Петрова (7). Он попал под колёса автомобиля, за рулём которого был личный водитель местного цыганского барона Кирилла Рашкова (по прозвищу Царь Киро). Решив, что полиция, которая более 10 лет покрывает нелегальный бизнес «Царя Киро» (торговля алкоголя и контрабанда), не накажет виновных, местные жители устроили самосуд. Они начали закидывать камнями цыганские дома в посёлке. Вспыхнувшая акция протеста вскоре перекинулась на 14 городов Болгарии (8).
Погромы поддержали местные ультраправые группировки, которые использовали «антицыганскую карту» для поднятия собственной популярности. Уже на следующий день после гибели молодого человека в Катуницу, чтобы поддержать протесты местных жителей, приехали футбольные фанаты. Эта история служит яркой иллюстрацией того факта, что источником преступности является не отдельно взятый народ, будь то цыгане, русские или евреи. В основе преступности лежит коррупция местных властей и беззаконие.
Вообще крайне правые экстремисты в Восточной Европе довольно часто нападают на цыган. Так, в Чехии в декабре 2010 года перед судом предстали четверо неонацистов, обвинённых в нападении на цыган по мотивам расовой ненависти. В апреле 2010 года они закидали бутылками с зажигательной смесью дом цыганской семьи, в результате чего пострадали двое взрослых и выживший чудом ребёнок (ожогами у девочки было поражено около 80% кожной поверхности тела) (9).
В Венгрии в августе 2013 был вынесен приговор банде неонацистов, убивших шестерых цыган. Следствие выяснило, что бандиты считали себя «мстителями», убивавшими цыган за совершенные ими преступления. Они поджигали дома, а когда люди выбегали из домов, расстреливали их на месте. Так в феврале 2009 года они убили отца и его пятилетнего сына (10).
Таким образом, можно сделать вывод, что «цыганская проблема» — это объективно «двустороннее явление», в котором виноваты, как цыгане с их специфическим менталитетом и антисоциальными привычками, так и этноцентрическое общество стран Европы. Европейским государствам в решении этой проблемы остается только бороться с коррупцией собственных чиновников и вырабатывать эффективные программы интеграции — такие, которые смогли бы подстроиться под особенности этого самого крупного в Европе национального меньшинства.
Примечания:
- Асламова Д. Цыганские Штаты Европы. Часть 2. // КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА (URL: http://www.kp.ru/daily/25774.4/2757602/).
- Там же.
- Каргалова М. Цыганский вопрос в Европе — символ социальной опасности // Ежемесячный научно-политический журнал «Мир и политика» (URL: http://mir-politika.ru/120-cyganskiy-vopros-v-evrope-simvol-socialnoy-opasnosti.html).
- Бессонов Н. Цыгане Восточной Европы (конец XX в). Проблемы и пути их решения. // Цыгане России (URL: http://gypsy-life.net/history19.htm).
- Шарый А. Обозреватель РС Ефим Фиштейн — о цыганах в Европе // Радио Свобода. Svoboda.org (URL: http://www.svoboda.org/content/article/2133394.html).
- Шарый А. Обозреватель РС Ефим Фиштейн — о цыганах в Европе // Радио Свобода. Svoboda.org (URL: http://www.svoboda.org/content/article/2133394.html).
- Барышева Е. На цыган шумною толпою. // ОГОНЁК. Еженедельный общественно-политический журнал (URL: http://www.kommersant.ru/doc/1793341/).
- Там же.
- Чешские неонацисты получили сроки за нападения на цыган // BBC. Русская служба (URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/10/101020_czech_neonazi_jailed.shtml).
- В Венгрии дали пожизненный срок убийцам цыган // EuroNews (URL: http://ru.euronews.com/2013/08/06/four-men-guilty-of-roma-killings-in-case-that-shocked-hungary/)
Тексты на ту же тему:
Илья ПОЛОНСКИЙ. «ЦЫГАНСКИЙ ВОПРОС»: есть ли решение?
Ника ДУБРОВСКАЯ, Олег МАВРОМАТТИ. Васил ЧАПРАЗОВ: «Люди потеряли чувство внутреннего достоинства»
«Именно воздействие мусульман наиболее разрушительно для европейской цивилизации. А в основе этого потенциала лежит религия — ислам» — и это пишет аспирант???!!! даже для публицистической статьи такие заявления — явный перебор. отдавая должное автору в его публицистической активности — не могу не отметить его ценностную эмоциональность…