«Чёрные пантеры» — темнокожие национал-революционеры

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ

В истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США
В истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США

Наверное, в истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США.

Движение «Чёрных пантер» было основано в Окленде в октябре 1966 года. Основателями организации принято считать Хью Перси Ньютона и Бобби Сила. Своей целью Партия чёрных пантер декларировала борьбу за права темнокожего населения и ликвидацию мировой империалистической системы. В своё время партию поддерживали такие известные люди, как Джон Леннон, певица Дженис Джоплин, считавшаяся одной из лучших вокалисток в истории рок-музыки, и группа Joy Division. Так же с «Чёрными пантерами» была связана известная левая активистка, правозащитница, Анжела Дэвис. Популярность «Чёрных пантер» была настолько высока, что глава ФБР заявил, что «“Пантеры” представляют собой самую серьёзную угрозу внутренней безопасности страны».

Создание партии стало ответом на бедственное положение чернокожих в США. Особенно страдали от американской капиталистической системы чернокожие жители южных окраин страны. Им досталось положение людей «второго сорта» и дешёвой рабочей силы. Белое население занимало привилегированное положение. По воспоминаниям одного из основателей ПЧП, полицейских террор в отношении чёрных на Юге достигал ужасающих масштабов, чернокожего могла застрелить полиция без веских на то причин.

Существования этого неоапартеида на юге Соединённых Штатов было вполне достаточно для возникновения такой организации, как ПЧП. Первоначально «Пантеры» были созданы как организация для защиты чёрных гетто от полицейских и белых расистов. Символично, что пантера была выбрана символом партии, так как пантеры в дикой природе, по легенде, редко нападают первыми.

Теоретические основания для своей деятельности «Чёрные пантеры» находили в книге Роберта Франклина Уильямса «Негры с пистолетами», где была изложена концепция сопротивления, противоположная проповеди Мартина Лютера Кинга. В отличие от учения Кинга, ПЧП отвергала мирные методы и выступала за вооружённый путь борьбы для достижения справедливости в отношении темнокожих. Одним из основных тезисов «пантер» являлась идея «вооружённой самообороны», обоснования которой они искали в работах одиозного исламского проповедника, носившего псевдоним Малкольм Икс.

Наиболее полно идеи ПЧП изложены в программе «10 пунктов», которая отражала как социальные, так и национальные требования. Не стоит забывать, что большинство основателей движения придерживались концепции социализма-третьемиризма (англ.: thirdworldism). В силу этого в партии были весьма популярны идеи геваризма, маоизма и северокорейской идеологии чучхе, имевшие широкое распространение в странах, борющихся за национальную независимость.

«Пантеры» взяли КНДР за образец социалистической демократии и были долгое время увлечены идеей Ким Ир Сена о самобытности и опоре на собственные силы. Министр ПЧП по информационной работе Элдридж Кливер в своём интервью за 1970 год говорил: «Просто взять и использовать марксистский подход таким, как он есть изначально, для нас абсолютно неприемлемо. Мы находимся в положении, когда мы должны применить более универсальные принципы [ссылаясь на марксизм-ленинизм] к нашей конкретной ситуации таким образом, как никогда не было сделано раньше. И внедрение идеологии чучхе было тем самым крупным прорывом в идеологической работе». Это вполне можно понять: ведь чучхе, как и многие антикапиталистические идеологии в странах Третьего мира, совмещали в себе элементы, как марксизма, так и национализма.

Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми - всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер
Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми — всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер

Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми — всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер». Они оказали огромное влияние на расширение гражданских прав для темнокожего населения, активно поддерживали феминистское движение и многое, многое другое.

Увы, в 1969-м после крупномасштабной полицейской операции 28 ключевых лидеров ПЧП были ликвидированы, и организация фактически прекратила своё существование. В декабре того же года 1969 года полиция осаждает её офис в Лос-Анджелесе. «Пантеры», среди которых были и женщины, отстреливаются пять часов. К концу 1970-го года полиция арестовала 469 активистов партии.

К сожалению, «Чёрные пантеры» не смогли осознать, что одна социальная группа в одиночку не сможет прорвать фронт империализма и сломить капиталистическую систему, порождающую неравенство, войны и расизм. Их погубила смертельная доза чёрного расизма и замкнутость на единичной национальной группе, в то время как для разрушения системы требуется всеобщее, массовое восстание трудящихся вне зависимости от расовой принадлежности.

Естественно, что левым нужно изучать всякий опыт, связанный с мировым социалистическим движением, в том числе и опыт ПЧП. Так или иначе, «Пантеры» навсегда оставили свой след в культуре, истории антиимпериалистического движения и борьбе за права угнетаемых.

Добавить комментарий