Чёрное Конго на пороге «оранжевой войны»

Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ                          

Не только в России в нынешнюю предновогоднюю пору гремят баталии вокруг честности недавно состоявшихся выборов. То же самое происходит в одной из самых обширных по территории африканских стран – Демократической Республике Конго (ДРК). Правда, в этом экваториальном государстве митинги и шествия грозят обернуться гражданской войной.

И основания к этому, притом весомые, имеются. С конца 1990-х годов, когда под ударами партизанских отрядов пал прогнивший прозападный режим маршала Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга, Заир (так в прежние времена называли ДРК) не раз погружался в омут политических, этнических и региональных противостояний. Собственно, вот уже более 10-ти лет эти конфликты носят практически постоянный характер. Причём во внутриконголезские конфликты с разных сторон вмешивались соседние и не очень соседние африканские государства; в ДРК и сейчас расположены миротворческие силы ООН, свой вклад в разрешение конфликта вносили также европейские Силы быстрого реагирования.

Оппозиция (и политическая, и региональная) всякий раз оспаривает легитимность парламентских и президентских выборов, на которых победу одерживает «партия власти» (в случае ДРК речь идёт о левоцентристской Народной партии за реконструкцию и демократию) и её кандидаты – вначале ныне покойный Лоран Дезире Кабила (в прошлом возглавлявший партизанское движение против Мобуту), а потом его сын Джозеф Кабила.

Вот и на выборах, состоявшихся в конце ноября, согласно данным избирательной комиссии, Дж. Кабила одержал победу с 48,95% (что по конголезским законам достаточно для избрания главой государства уже в первом туре). На прошлой неделе прошла церемония принятия президентской присяги. Однако главный оппонент действующего президента, бывший премьер-министр Заира и лидер социал-либерального Союза за демократию и социальный прогресс Этьен Чисекеди, получивший, согласно официальным данным, всего 32,3%, не признал итоги выборов. Э. Чисекеди заявляет, что он на самом деле выиграл выборы, а провластные избирательные инстанции всё напрочь сфальсифицировали. Этим либерал не удовлетворился и дал понять, что «принесёт присягу» как избранный президент.

Левоцентрист Жосеф Кабила (на фото) празднует победу, но её оспаривает либерал Этьен Чисекеди

Ситуация донельзя напоминает то, что недавно происходило в западноафриканской республике Кот-д’Ивуар. Там после президентских выборов вспыхнула гражданская война между силами действовавшего тогда президента-социалиста Гбагбо и оппозиционного лидера либерала Уаттары. На политические противоречия наложились региональные и этнические. К слову, и в Кот-д’Ивуаре до этого имелся богатый опыт военно-политического противостояния разных социально-политических сил. Так что на «Чёрном континенте» обвинения в электоральных фальсификациях имеют гораздо более острые последствия, чем, скажем, у нас.

Тем более, что в случае с ДРК речь идёт о стране хоть и бедной с точки зрения доходов большинства её жителей, но весьма богатой такими ресурсами, как лес, кобальт, алмазы, медь, олово. В экономике ДРК сильны позиции зарубежных корпораций – американских, канадских, британских, японских. В то же время, в 2000-е годы сверхактивную политику на этом направлении проводил Пекин. И в целом во внешней политике ДРК, если судить по поведению её дипломатов и представителей в ООН, до настоящего времени как раз ориентировалась в большей степени на КНР и ЮАР. Поэтому можно не сомневаться, что сильные мира сего не останутся в стороне от нового витка внутриполитического конфликта в изобилующей крупными месторождениями стране. Впрочем, если всё же партийно-политический конфликт перейдёт во что-то более опасное, мы, пожалуй, впервые станем свидетелями того, как социал-демократы и социал-либералы (пусть и в экзотическом африканском варианте) выясняют друг с другом отношения с помощью оружия…

 

1 комментарий

Ну вот, все отправили в небытие такой буржуазный институт, как демократия, и силой решают, кто более достоин власти. А мы дешевле, что ли ?

Добавить комментарий